|
Педагогический менеджментПонятие педагогического менеджментаТрадиционно принято считать, что деятельность менеджеров характерна для построения и эффективного достижения целей в коммерческих организациях. Однако в настоящее время потребность в грамотном менеджменте выходит далеко за рамки бизнес структур. В педагогической деятельности проявляется тенденция осмысления педагогического процесса с позиций менеджмента. Менеджмент можно определить как процесс руководства одного лица или группы лиц (менеджеров) над отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами, направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и при принятии ответственности за результативность своей деятельности. В то время как «педагогический менеджмент» можно рассматривать как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на организацию воспитания, обучения, развития обучающихся, а также применение методов и технологий, совершенствующих систему образования в целом. На данном этапе современного развития можно говорить о педагогическом менеджменте как особой отрасли менеджмента, имеющей свои закономерности и специфику. Объектом педагогического менеджмента является информация об учебно- воспитательном процессе. Источники управления в сфере образования - современные достижения науки об управлении, законодательство, практика организации деятельности образовательных учреждений, опыт управления в области образования, историческое наследие и т. д. Функции педагогического менеджмента включают в себя: - прогнозирование и планирование деятельности образовательного учреждения; - постановка целей и их ранжирование по степени важности и фактору времени; - рациональную расстановку кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями; - организацию образовательной информации и эффективности ее использования; - всесторонний контроль, анализ и своевременную реакцию на изменение внутренней и внешней среды для предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков; - систему повышения квалификации, опыта и мастерства менеджеров вуза. Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни: 1) управление деятельностью педагогического коллектива; 2) управление деятельностью педагога; 3) управление деятельностью учащегося. Задачи педагогического менеджмента- раскрытие творческого потенциала обучающегося; - обеспечение эффективного и устойчивого функционирования образовательного процесса в условиях современных учебных и воспитательных учреждений; - оптимизация совместных усилий управленческого аппарата и преподавателей; - оптимизация системы планирования учебного процесса; - формирование у обучающихся необходимых навыков, умений и компетенций. Компоненты педагогического менеджмента— образовательный (организация процесса обучения); — мотивационный (постановка целей для участников образовательного процесса); — когнитивный (интерпретация знаний педагогов в целях передачи их обучающемуся); — деятельностный (применение научных подходов); — творческий (педагогическая деятельность основа на творчестве); — информационный (информация выступает в качестве предмета педагогической деятельности); — интегративный (управление образовательным процессом). Особенности педагогического менеджмента заключаются в следующем:
Функции, который выполняет менеджер в сфере образования:
|
|