|
Международные экономические группировкиКраткое описание документа Международные экономические группировкиВ мире сложилось несколько интеграционных объединений. В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое превратилось в мощную экономическую группировку. В рамках Сообщества установлен смотреть на рефераты похожие на "Международные экономические группировки" Экономическая интеграция, является исторически сложившейся
общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет
собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей
организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется
более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами,
услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между
странами находила свое политическое выражение еще в древних странах. В мире сложилось несколько интеграционных объединений. В 1958 г. было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое превратилось в мощную экономическую группировку. В рамках Сообщества установлены льготы взаимной торговли, проводится общая экономическая политика, постоянно снимаются ограничения на передвижение товаров, капиталов, рабочей силы. В развивающихся странах создаются свои интеграционные объединения (Юго- восточная Азия, Латинская Америка, страны ОПЭК). Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое
политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его
развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через
гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного,
добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно
после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году
австрийский лидер и основатель паневропейского движения, Каунт Кауденхав Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение
от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Все мы являемся свидетелями сложнейших социально-экономических
процессов, происходящих в мире. В Западной Европе, Северной Америке, Юго- Соединенные Штаты Америки идут к созданию "Панамериканского общего
рынка" за счет соглашения о свободной торговле с Канадой и Мексикой, а в
перспективе - и с рядом других американских государств. Япония активно
развивает кооперационные и торговые связи с государствами Юго-Восточной В экономике всех новых независимых государств Содружества в связи с прекращением существования СССР как единого государства, попытками преобразований, нацеленных на создание многоукладной экономики и развитие рыночных отношений, в экономике преобладают кризисные процессы. Они охватили сферы производства и обращения, финансовую и денежную системы, внешнеэкономическую деятельность. Спад производства принял широкие масштабы, обусловленные разрушением единого экономического пространства, разрывом десятилетиями складывавшихся производственных связей предприятий, отраслей и регионов, являвшихся одним из факторов устойчивого функционирования народного хозяйства каждой бывшей республики. Республики стали суверенными, но при этом не могли не остаться
взаимозависимыми государствами, причем степень их экономической
взаимозависимости чрезвычайно велика. На протяжении большого исторического
периода они были частями единого хозяйственного пространства, развивались
как взаимодополняющие элементы целостного организма. Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдаленных друг от друга государств. Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные
различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда. Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом). Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления. Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Интеграция экономическая, форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно- технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.). Экономическая интеграция - это процесс сближения и взаимопереплетения экономик нескольких стран с однородными социально- экономическими системами, нацеленный на создание единого хозяйственного организма. Это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм). Основными признаками интеграции являются: > взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; > на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; > необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры). Условия интеграции: 1. развитая инфраструктура; 1. наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база); Уровни интеграции: 1. макроэкономический (государственный уровень); 1. микроэкономический (межфирменный - ТНК). Развивающиеся страны создают интеграционные группировки для
преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся
странах составляет приблизительно от 35 до 40. Примером может служить Типы интеграции и признаки: |Тип интеграции |Признаки | Эта система разработана ВТО и ГАТТ. Преимущества: 1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия. 1. Возрастает конкуренция между странами. 2. Обеспечение лучших условий торговли. 3. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры. 4. Распространение передовой технологии. Отрицательные последствия: Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации. 2. Проблемы экономической интеграции и их решение, на современном этапе. Международное сообщество в любой сфере сотрудничества на основе
двусторонних или многосторонних соглашений представляет собой систему
отношений (политических, экономических, военных и др.), обусловленную
принципами единства интересов отдельного субъекта международных отношений и
самой системы. К подобному международному сообществу, как к системе
середины 60-х годов, начали медленно продвигаться две группы стран Европы,
принадлежавших к различным политическим системам: страны — члены СЭВ и ЕЭС. В процессе исторического противоборства двух идеологических лагерей наибольшего «успеха» достигло западноевропейское сообщество, в то время как социалистический лагерь ушел с исторической арены. Однако вряд ли международное сообщество выиграло с его утратой. Достигнутые за последнее время определенные положительные политические, экономические и, как следствие, — социальные результаты в странах — членах Европейского Союза дают основание и часто повод к выводу об уникальности и универсальности тех механизмов и принципов, на основе которых создано западноевропейское сообщество. На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить четыре основных препятствия: 1. Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения; 1. Не развита инфраструктура; 2. Различия уровней и потенциалов развития; 3. Политическая нестабильность. Экономическая интеграция центрально-азиатских государств, в том числе в
рамках Центрально-азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), идет очень
медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов в
странах Центрально-азиатского региона и странах бывшего СССР является Нельзя и не сказать о том, что с момента развала Советского Союза, за сравнительно длительный промежуток времени было подписано много документов, которые теоретически способствуют развитию отношений между странами, развитию экономик. Но все подписанные документы на практике ничего не значат и как мы видим интеграционные процессы протекают очень медленными темпами. В настоящее время индустрия многих стран СНГ работает лишь на 10% своих мощностей. Проблемы, с которыми сталкиваются страны, одинаковы на всем постсоветском пространстве и решать их гораздо проще, объединив свои усилия в рамках СНГ. И, по-видимому, не случайно, что в настоящее время идет поиск новых путей взаимоотношений. Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как
кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных
проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или
иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия. Предпосылками становления и развития международной экономической интеграции являются не только уровень и степень международной специализации и разделения труда, характер комбинирования и кооперирования производства и формирования общего рынка реализации, единство границ и географического месторасположения, наличие единой инфраструктуры рыночных отношений, но и достаточно схожие социально-экономические условия, а также благоприятная законодательно-нормативная база организационно-экономического оформления международного интеграционного объединения. Исторически практика интегрирования национальных экономик, капитала и
внутренних рынков объединяющихся государств развивается преимущественно на
основе, прежде всего, усиления ведущих, наиболее сильных национальных
монополий, банков, играющих решающую роль в международных компаниях, других
экономических и финансовых объединениях и представляющих интересы своих
правительств. Отсюда именно правительства этих стран определяют стратегию
экономического и политического интеграционного объединения. Что касается
западноевропейского интеграционного объединения, то именно правительства 3.Основные экономические группировки стран современного мира. Региональные экономические группировки: - ЕС – Европейское сообщество - НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле - АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии - Латиноамериканская ассоциация интеграции - Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ) - Содружество Независимых государств Отраслевые экономические группировки: - Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) 3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) - объединение ряда
европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при
частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское
экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957
г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования. Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и
восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое
влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи
научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике,
пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента,
если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры
помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз
получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от
экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов,
которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских
политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая
растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский
тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не
только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в
этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и
восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим
следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Существуют так называемые интегрированные программы, которые были
начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных
программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в
различных регионах. Так примером могут служить программы по Основными источниками финансирования программ ЕС являются: 1. Европейский фонд валютного сотрудничества 2. Взаимное кредитование национальных ЦБ Основными кредитными инструментами ЕС являются: 1. Валютные интервенции. 2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени). 3. Среднесрочное кредитование. 4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет. 3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) действует
с 1984 года и является самым крупным региональным объединением. Численность
населения 373 млн. чел., в ЕС - около 345 млн. Суммарный объем ВВП НАФТА
приблизительно 7 трон. USD. НАФТА базируется на принципах, отличных от ЕС,
основными из которых являются: Безусловная инициатива и лидерство в создании НАФТА принадлежит США Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено
следующими обстоятельствами:
а) Соединение высокого научно-технического потенциала с низкими издержками
на заработную плату (так в Мексике средняя зарплата в 1985 году составляла Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. соглашения о создании зоны свободной торговли между США и Канадой - CAFTA, которое подразумевает полную ликвидацию барьеров при торговле США и Канады, разработку совместных механизмов, регулирующих совместную конкуренцию, создание наднациональных судебных и арбитражных органов, принятие значительных ослаблений ограничений на американские инвестиции в Канаде. Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами приватизации, шоковой терапии, привлечения иностранных инвесторов, либерализации внешней торговли. 80% всех иностранных инвестиций в экономику Мексики составляли вложения из США. Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками: 1. Асимметричный характер, проистекающий из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран. 2. Асимметрия уровней развития между высоко развитыми странами (США и 3. Асимметрия интенсивности двусторонних экономических отношений (США Экономический эффект НАФТА основан на резком увеличение американского
экспорта, а отсюда увеличение занятости (в 1994 году американский экспорт
возрос на 17.5% лишь от создания НАФТА). Переносе трудоемких, наукоемких и
грязных производств в Мексику позволит снизить издержки производства и
повысить конкурентоспособность товаров (GM, FORD, Crysler намерены повысить
капиталовложения в Мексику, тем самым повысить прибыль более чем на 10%). 3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) создана в 1967
году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся
стран. Серьезное экономическое сотрудничество начало развиваться с 1976
года, с момента принятия Декларации согласия и программы действий и
подразумевало 4 сферы взаимного экономического сотрудничества: В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной
торговли на 20 товаров. Через год количество товаров было доведено до 70
при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции
доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны
свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана
концепция создания треугольников экономического роста (по предложению
министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение
количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное
признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение
капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической
политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия
сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала). 3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ) - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год. Цель ЛАИ - создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ). Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3
группировки: Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб- квартира - в Монтевидео (Уругвай). 3.5. Карибское содружество и общий рынок (КАРИКОМ) является наиболее устойчивой группировкой. Созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго, он включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории. КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются: Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы
торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые
страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с
нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В 1992 году участники содружества добились резкого падения таможенных пошлин (приблизительно на 70%). Особенно удачно идет интеграция в области регулирования сельскохозяйственного производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства. С 1995 года на территории содружества введено свободное перемещение граждан и отмена паспортного режима. 3.6. Содружество независимых государств (СНГ) создано 8 декабря 1991
года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Содружество Независимых Государств не является государством и не
обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы
государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании На заседании в Бишкеке(1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик. Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в
основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400
млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов. Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются
важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и
соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например,
за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и 3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на
мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на
нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной
целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных
капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением
прибыли. Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), 1. •Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. •Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. 2. •Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. 3. •Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: . устойчивых доходов стран-производителей нефти, . эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран- потребителей, . справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность, . охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений, . сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих,
секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК. В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-
квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР. 3.8. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРОАТОМ). Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), первое из Европейских сообществ, создано в 1951 6 государствами-членами. Контролирует практически всю добычу каменного угля, свыше 90% выплавки чугуна и стали, около 50% добычи железной руды в Западной Европе. Штаб-квартира в Брюсселе. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), одно из Заключение В основе природы международной экономической интеграции всегда
лежали процессы международной специализации труда и производства. Но одно
дело — практика разделения труда и специализация внутри страны,
регулируемые системой государственной внутренней экономической политики Вместе с тем объективный процесс организации и развития новых производств (например, космос, авиастроение, добыча и переработка полиметаллов и другого сырья глубоко под землей или на шельфах океана) связан с огромными расходами на научные исследования, опытно- конструкторские разработки и т.д. (например, строительство международной космической станции «Альфа» (США, Западная Европа и Россия), строительство транспортного тоннеля через пролив Ла-Манш (Франция и Англия) и др.). Все это заставляет по-новому взглянуть на целесообразность и конструктивность международного сотрудничества Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам. Такого времени в запасе у стран СНГ нет. На рубеже нового
тысячелетия, перед лицом нового исторического вызова они получили
уникальную возможность обретения своего достойного места в мире. Список использованной литературы 1. Афонцев С.А. Методологические основы современного экономико- политического анализа. Истоки 1998 г. № 3 М.: Высшая школа экономики. 2. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России М.: Юрист, 1997 г. 3. «Международные организации» Словарь-справочник. Международные отношения. 1999 г. 4. «ОПЕК в современных международных экономических отношениях» Международные отношения. 1990г.
|
|
||