|
МонополииКраткое описание документа МонополииМонополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монопол смотреть на рефераты похожие на "Монополии" ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ ТИСБИ КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу: «Экономическая теория» на тему: «Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России» Выполнила: студентка группы Шумилова Наталья Владимировна Проверил: к.э.н. доцент Шамаева Н.П. Дата сдачи: Дата защиты: Ижевск, 2003 г. Содержание 1. Виды монополий 11 2. Международные монополии 13 3. Монополистическая конкуренция 14 1. Система государственного регулирования естественных монополий в России 24 Введение Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные. Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений: картели и синдикаты. Более сложные формы монополистических объединений возникли тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест. Монополии, обладая исключительным положением, всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вызывают снижение общей эффективности производства. Монополия экономики – серьезное препятствие для развития рынка, для
которого более характерной является монополистическая конкуренция. Она
предполагает смешение монополии и конкуренции. Монополистическая
конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, когда значительное число
небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединение предпринимателей всесторонне – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производительные комплексы, как, например, военно-промышленный комплекс. Отношение общественности и государства к различным формам монополий
всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. К числу важнейших экономических функций современного государства относится разработка и проведение антимонопольной политики. Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции
государство: Комитет по поддержке малого предпринимательства). В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании
необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его
направления: Сущностью антимонопольной политики является система законов,
ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и
устранению монополии. Эффективность такой политики зависит от трех
важнейших элементов: Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется существо антимонопольной политики. Разумеется, моя курсовая работа носит чисто теоретический характер, но данная тема мне максимально интересна. В работе я изучаю вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью тогдашней экономики. Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы. Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и антимонопольного регулирования в России. Задачи: 1. Выяснить сущность монополизации и причины её возникновения. 2. Определить роль государственного регулирования в России и особенности антимонопольного законодательства. В связи с вышесказанными задачами в первой главе рассматривается история развития монополизма, во второй главе – сущность монополизации экономики, а в третьей – система антимонопольного регулирования. 1. История возникновения и развития монополий История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается с последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 г.). Взаимосвязанность явлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса». На процесс усиления монополизации экономики первыми обратили внимание представители немецкой исторической школы, и это не случайно, поскольку именно они в своих исследованиях сделали акцент на описание отдельных экономических процессов, собирание фактического материала. Эту стадию развития капитализма они называли империализмом (imperium – лат. – власть) по аналогии с процессом формирования империй прошлого – римской, персидской и др. Существуют два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа. Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способ такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции, в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы, связанные с ними. 2. Сущность монополии Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право в определенной области, государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,
тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности Если мы обратили внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Характерными чертами монополии являются следующие: При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последнее означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степенях монополии рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рыке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции. Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже её. Это происходит, потому что монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать её на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1). [pic] Рис. 1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход. Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой
при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России
характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в
последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений,
одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снизить цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить положение на рынке. Законодательные барьеры для вступления в отрасль также не вечны. На
поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты
тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Многие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли. Обладая исключительным положением, монополии всюду устраняют конкурентов, разрушая тем самым нормальный рынок, снижают качество продукции, игнорируя достижения НТП, вздувают цены, обеспечивая собственные сверхприбыли, вызывают снижение общей эффективности производства. Недостатки монополизма повсеместно оказываются сильнее их достоинств. 1. Виды монополий Вид монополии зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем
распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства Легальные (от лат. legalis – законный) монополии образуются на
законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических
организаций:
а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное
правительством страны гражданину на право исключительного пользования
сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на
занятие промыслом, торговлей.
б) авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают
исключительное право продавать или размножать свои произведения в течении
всей жизни или какого-то периода;
в) торговые знаки – специальные рисунки, названия, символы, которые
позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: а) создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; б) ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистические объединения) доступ к источникам сырья и энергоносителям; в) создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; г) применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); д) «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределением рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяется производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста. Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Сущность и особенности всех видов монополистических объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения. Есть несколько причин существования монополии. Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над
некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в
виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример:
алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за сбой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое» по структуре и содержанию, то сложилось уже несколько подходов к его классификации. Из отечественных классификаций наиболее известной является
классификация типом монополизма в экономике А. Лившица. Опираясь на анализ
современной мировой экономической теории и практики, Лившиц считает
правомерным выделить, по меньше мере , 6 основных разновидностей данного
явления: Монополии также можно классифицировать по видам: 2. Международные монополии Особый вид монополии – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», имеющие предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность
международных трестов и концернов – международное рассредоточение
акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. 3. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) незначительна (рис.2). |Совершенная | |Монополистическая | |Олигополия | |Чистая | Рис.2. Усиление рыночной власти. Признаки монополистической конкуренции: На рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждый
данный продукт может иметь разновидности. Дифференциация продукта
проявляется в следующих формах: (небольшая улочка, центральная площадь, оживленный перекресток автомагистралей, деловая часть города), по времени работы (круглосуточно, с наличием или без обеденного перерыва, выходных дней, сезонная распродажа); Степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм, участвующих в монополистической конкуренции. Вступление в отрасль с монополистической конкуренцией, как правило, осуществляется достаточно легко. Нет потребности в относительно крупном капитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, поскольку необходимы вложения в отработку собственной разновидности продукта и в рекламу. Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. В ценовой конкуренции особое место занимают поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма. Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле, легкой промышленности. Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за её продукцию большую по сравнению с другими фирмами цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет аналоги менее известных фирм по низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок новых фирм. Сравним для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй – монополистической конкуренции. Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.). На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рис. 3. [pic] Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D – спрос; MR – предельные издержки; ATC – средние валовые издержки. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для
вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях
монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее
тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль
достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным? С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными издержками: производство Q0 достигает величины, где средние валовые издержки фирмы минимальны, т.е. составляют величину Q1. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме. Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами. 3. Антимонопольное регулирование в России Негативные моменты монополизма в экономике заставляют современные государства разрабатывать и проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции. Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два
связанных между собой направления: Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первым
антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и
термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого: а) запрещали практически все формы дискриминации в ценовой политике; б) накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом; в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу; г) запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий. Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен. В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую. Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера. В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к
европейской модели. Это находит выражение в содержании российского
антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической
деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы: а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики; б) виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию; в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению; г) определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий; д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в
каждой стране – само понятие монополиста как субъекта, деятельность
которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном
законодательстве содержание и количественные критерии монополиста
определяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе
о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это
исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких
хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему
возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на
соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим
субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара
составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению
антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение
хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых
странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его
экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское
антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования –
определение видов монополистической деятельности, представляющих
злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим
положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо
могут иметь своим результатом ограничение конкуренции: Как один из видов монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его негативные последствия для рынка. Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования –
перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования –
совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В Этот орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства. В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически. МАП осуществляет государственный контроль за созданием,
реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений на
предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Система антимонопольного регулирования включает также и меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры. В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в
которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции нецелесообразно по
причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди
которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Естественные монополии – такое состояние товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса эффективнее отсутствии конкуренции в силу
технологических особенностей производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения
объема производства). Товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с
чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт
свидетельствует, что такие условия производства характерны для так
называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности,
относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и
т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17
августа 1995 г., к ним отнесены: Естественная монополия, как и всякая монополия, несет в себе
возможность злоупотребления монопольной властью со стороны её субъектов. Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике. В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых структур, естественных монополий) в основном реформировали «на общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий. В обобщенном виде можно назвать следующие важные факторы, определяющие
ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах: «неестественного») – как административного, инициированного «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности; Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами. Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу. 1. Система государственного регулировании естественных монополий в России Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект-
поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Мировая практика знает несколько подходов к их решению: 1)
использование института государственной собственности в соответствующих
сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование. Федеральным Эти методы (каждый в отдельности или оба одновременно) применяются не автоматически, а в зависимости от конкретной ситуации на товарном рынке и на основании решений государственных органов регулирования. Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»? Анализ дел, которые рассматривались в связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика. Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли. Начиная с 1992 года, когда произошла либерализация цен, в этом секторе цены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось проблемой регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным. Что значит «установить предельный уровень рентабельности», что значит Это и стало причиной того, что Антимонопольным комитетом был
разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он
достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе. Федеральным Законом монополия определена как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции. То есть это те сферы, где само государство признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить элек5троэнергию можно только у естественного монополиста. К сфере естественных монополий отнесен достаточно узкий перечень видов
деятельности. Здесь нужно избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Методы регулирования естественных монополий установлены законом. В соответствии с Законом эти нормы могут применяться к тем организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий. То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр,
включает в него те организации, которые действительно являются
естественными монополиями в соответствии с тем определением, которое дано в Не решены еще некоторые вопросы естественных монополий. Например,
очень сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же В средствах массовой информации было много выступлений о том, как
поступать с “Газпромом”. Одна сторона считала, что нужно оставить всё как
есть, что он со всем справится сам, другая говорила, что его необходимо
организационно разделить, создать несколько юридических лиц, в том числе
самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа, и
вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит уже
где-то посередине. И это подтверждается теми указами Президента и решениями Отдельные отрасли в этот Указ не попали. Например, такой монопольный вид деятельности, как транспортировка нефти; ничего не сказано и про аэропорты. Транспортировка нефти организационно отделена от добычи нефти и от её реализации, и поэтому контролировать эту сферу гораздо удобнее, чем в электроэнергетике или газовой промышленности. После выхода Указа Президента Правительство Российской Федерации 7
августа 1997 года приняло постановление №987 “Об утверждении программы мер
по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах
естественных монополий”. Оно утвердило программу мер по структурной
перестройке, конкретизировало те положения, которые содержатся в Указе Вторая, очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий имеет сетевую природу, то есть определенный объект, которым кто-то со стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил за несколько тысяч километров. В электроэнергетике то же самое. В связи точно та же ситуация – есть те, кто закачивает в канал связи информацию, и те, кто эту информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в этих секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники и железнодорожники не говорили: “этот клиент наш, мы его обслуживаем в первую очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда у нас до тебя руки дойдут”. Это – самая главная задача. Как она сейчас решается? Если брать электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный оптовый рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует единый рынок за счет перетоков в рамках единой сети. В отрасли электроэнергетики ФОРЭН – Федеральный оптовый рынок электроэнергии. Туда производители электроэнергии поставляют энергию по определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой котировки. Если брать транспортировку нефти и газа, то там ситуация решается путем создания социальных комиссий. 30 сентября 1997 года принято постановление Правительства РФ №1269 “О
межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом
независимых организаций к газотранспортной системе РАО “Газпром” (в
нефтяной отрасли такая комиссия работает уже давно). В состав комиссии
входят представители Минтопэнерго РФ, Федеральной энергетической комиссии, Газ производит не только “Газпром”, и надо сделать так, чтобы любой
производитель газа имел возможность пользоваться сетями, которыми владеет Любая организация может апеллировать к этой комиссии, а она принимает решение. Участие Федеральной Энергетической Комиссии в составе этой межведомственной комиссии говорит о том, что по отношению к “Газпрому” могут быть применены все те санкции, которые предусмотрены законом о естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом. Третий вопрос – какой уровень концентрации производства и капитала допустим. Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства в экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными. Позиция Антимонополистического комитета заключается в том, что концентрация сама по себе не может признаваться вредной или полезной. Она существует объективно. Если рынок формируется так, что на нем существует крупная компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит концентрация нужна. К сожалению, вне регулирования рынка осталась одна очень важная сфера. Но Конституцией они отнесены к компетенции органов Федерации или местного самоуправления. Заключение Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм- монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. В любой монопольной структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы. Монополизм плох тем, что новым компаниям тяжело или практически
невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства. Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику. Разработка антимонопольного законодательства и механизма его
реализации опирается на вывод, согласно которому общество несет
экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией. Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский. В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто
экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно,
что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Использованная литература А. Цыганов. “Монополии на свободном рынке”. Закон 1997 г. декабрь ЭКО 1999г. № 4 Общество и экономика 2002г. № 2 Москва 2001г. “Юристъ” МГУ им. М.В. Ломноносова. Москва 2001 г. “Дело” Москва 2002 г. “Путь России” Ростов-на-Дону 2001 г. “Феникс” Москва 2001г. “Закон и право” Москва 1997 г. “Финансы и статистика” Коммерсант Деньги № 13 1999 г.
|
|
||