|
Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике БеларусьКраткое описание документа Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике БеларусьМонопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может б смотреть на рефераты похожие на "Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике Беларусь" МОНОПОЛИЗМ И КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ Г.Г.Санько, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и истории экономических учений Белорусского государственного экономического университета Монополия как экономическое явление представляет собой обусловленный
собственностью и властью тип экономических отношений между ее субъектами,
которые реализуют собственный интерес и влияют на общественное производство
или его отдельные сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом Монопольная власть обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя, продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными органами власти. Природа и признаки постсоветского монополизма В основе советского монополизма лежит деформация так называемой общенародной собственности. Формальным собственником являлось общество в целом, а фактическим -административный аппарат. Национализация крупных и мелких промышленных предприятий, развитие крупных коллективных хозяйств в аграрном секторе привели к тому, что во всех сферах народного хозяйства установилась государственная монополия. Политическая надстройка закрепляла юридическими и идеологическими формами государственно-экономическую монополию, охватившую основные производственные процессы. В ее рамках сформировались отношения, процессы, связи, взаимозависимости отраслей и предприятий, органов управления, возникли новые пропорции, иерархии. Мате- риальное производство и непроизводственная сфера, экономика и политика, накопление и потребление, обмен и распределение, науки практика, образ жизни и мышление - вес это испытывало воздействие единой государственно-экономической монополии. Монопольная роль государства реализовывалась через рассредоточение по определенным ступеням иерархической лестницы влас-тно-распорядительных функций. В советский период она проявилась в виде монополии административно- командной системы, ее органов и штатного аппарата на средства производства и результаты труда производителя, организацию труда и производства, управление им. Государственный сверхмоноиолизм характеризовался тем, что в центре принимались решения, связанные с функционированием общественной системы в целом. Государство распоряжалась ресурсами, внутренней и внешней торговлей , определяло плановые задания - «контрольные цифры», устанавливало С помощью централизованного планирования государство монополизировало рынок, взяв на себя функции определения потребительной стоимости каждою товара. Рынок подменялся субъективным решением группы лиц. Такая организация хозяйствования порождала командно-бюрократические методы управления. Монополия государственной собственности, которая определяла и определяет характер распоряжения се объектами, присвоения созданного на госпредприятиях продукта и монопольной прибыли, явилась главной причиной отсутствия конкуренции. Централизованная система создавала иде-альную среду для воспроизводства монополизма собственности, монополизма управления и технологического монополизма предприятии (объединений). Это был своеобразный трехступенчатый монолит, в основании которого находился доминирующий в экономике государственный сектор. Его составляющими выступали ведомственные гиганты, контролировавшие различные сферы производства, а так-же предприятия и организации, монополизи-вавшие выпуск отдельных товаров и услуг. В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор, проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командном системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субьектов или их групп. При отсутствии демократии и ограниченных товарно-денежных отношениях
госмонополизм представлял собой универсальный способ обеспечения управления
воспроизводством в масштабе республики и каждой его подсистемы. Монополизм в современных условиях Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной
собственности и власти. Более 80% государственной собственности
распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. Высока доля государства и в собственности частично приватизированных
предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная
часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в
управление министерств и других цен-тральных органов управления, назначения
работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в
открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Бел-легпром» 75 из 93
предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля
государства, имеется его представитель - проводник государственной политики Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии. Государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными. Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа. Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения. Органы государственной власти как и прежде используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов, движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость. Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный
принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм
лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. По оценкам зарубежных специалистов начинающему белорусскому бизнесмену
для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо
получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев . Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27
министерств. 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов),
наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на пролажу товаров и
услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и
полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных
хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их
состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе
бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно-
распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о
государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким
определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно
входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось количество
носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств
и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и оптовых),
предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности . Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены
частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете
директоров АК «Слав-нефть» представлены 4 зам. министров. Топливно-
энергетического комплекса, Министерства государственного имущества. Примерами усиления государственной монополистической практики
являются: государственная интервенция в акционерные компании - введение в Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том,
что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная В рыночной экономике акционерные общества появились вследстнне обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке. Монополизм и конкуренция В Беларуси сложилась уникальная сверх-мононолизированная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой. В промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах: 15% крупнейших белорусских предприятий до распада СССР выпускали около GO".) ИСЧ.-Л прод кипи 118. C.40J. Политика гигантомании привела к тому, что средний размер предприятий по численности занятых неуклонно повьшшлся. Так. к началу 90-. годов он в 10 раз превышал западноевропейский (табл.1): Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия в Беларуси был
существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640 - в СССР),
то"к 1989 г. карти- на сгааа обратной: БССР — 1010 чел., СССР.*. 793 чел. В странах По нормативным документам антнмоно мольных органов в экономике республики выделяются следующие «рыночные» молед$с деконцентрированные отрасли (розничной | торговля) и рынки (строительных материалов-товаров легкой промышленности, банковских,"" страховых, строительных услуг); олигополиу представленные несколькими крупными пре приятиями, занимающими доминирующе положение в производстве и реализации (на! пример, телевизоров, цемента, часов и др. локальные монополии в масштабах регионам ных товарных рынков (например, монополии предприятий, перерабатывающих сельско-v зяйственную продукцию, предприятий торгоь-ли и бытового обслуживания в отдаленны ••: населенных пунктах, естественных локальнь:. монополий в системе водо-, газо-. тепло-, электроснабжения и др.) (7. С.67]. При этом в народном хозяйстве Беларуси отмечается н.гш-чне трех видов монополий - естественных, государственных и искусственных, а также их разновидностей - административных (в форме концернов, министерств, ассоциации) •" технологических (в форме чистой монополии или олигополии) [21. С. 8, 9]. Вместе с тем известно, что все существующие в республике монополии
являются государственными. Поэтому представляется целесообразным выделять
искусственные -включающие административные, или организационные, монополии В белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является Таблица 1 Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых * Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. чистой монополией или олигополией (нали-чие ограниченного числа производителей од-нотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений. В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению — искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, Абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния — отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку — тотальный и локальный; по функциональной роли -- ведомственный, должностной и производственный. В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов ого деятельности. Децентрализация государственной систе-мы распределения и отказ от
прямого контро-ля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополии в сфере торговли и сбыта. Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов В промышленности республики функционирует более 40 единственных
производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа
льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том. что наряду с чисто произ- Таблица 2 Доля продукции предприятий-монополистов по отраслям промышленности * По предприятиям, включенным в Государственный реестр хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики водственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофнльных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке. Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов [23. С. 2,3]. Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования. Так, единственный в республике производитель сухого детского питания Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах
является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике Разрушение госснабовской системы вело к потере сводной информации о
производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие
структуры, монополизировавшие складское и транспортные хозяйство,
информационные базы данных, < ли диктовать свои кабальные условия при
заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и Условия переходного периода, некоторые негативные результаты
приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ),
региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм. В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями. Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем. Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка. Демонополизация включает меры по пре-одолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца). Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что 1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии; 2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала; 3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; 4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств. На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике -на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма. Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли
отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства Основными направлениями демонополизации выступают: 1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; 2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции; 3) государственное регулирование деятельности монополий; 4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций. Основным критерием определения доминирующего положения является доля
хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельную
величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. Под контролем Министерства находятся примерно 100 видев товаров В 1996-1997 гг. к числу секторов экономики, подлежащих приоритетной демонополизации, относились строительство, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля, в 1998-1999 гг. - агропромышленный комплекс и жилищное строительство [26. С. 15-20]. Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений). Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это
государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для
телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного
стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано
американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее
время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в
состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение
объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль»,
инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда
мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем [27. Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный
собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в
самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее
осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к
деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того,
что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию
новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий /ст. 7). на практике повсеместно игнорируется [29.С.10]. Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций. Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п. Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается
уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц. Особенностями переходного периода яв-ляется резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени. Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции. Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер. Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений,
позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени
монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду
позиций растет. Монополия на инфор- мацию развивается вследствие коммерциализации информационной области. Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике. Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка. Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во- вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры. Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции. Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции. Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей. ЛИТЕРАТУРА 1. О работе народного хозяйства Республики Беларусь. Ми„ 1999. № 1. С. 2. Сокращение роли государства: государственное управление и устойчивое человеческое развитие в Восточной Европе и СНГ. Нью-Йорк, 1997. 3. Гриб Н. Легпром переделывает экспортный рынок // Белорусская газета. 1999. 8 марта. 4. Формирование экономических и социальных основ Белорусской государственност Матер, иаучпо-практ. копф. Минск, 1 1998 г. / Под общ. ред. П.Г.Никитепко. Мп., 1998. 5. Реформы в экономике: как быть дальше / Материалы конференции подготовила И.Жукова // Национальная экономическая газета. 1999. №12. 6. Лученок А. Беларусь: путь к эффективной экономике // Национальная экономическая газета. 1998. № 16. 7. Программа демонополизации экономик11 Республики Беларусь на 1996- 8. Материал, подготовленный в рамках проекта Международной корпорации
|
|
||