|
СЭЗ АлтайКраткое описание документа СЭЗ АлтайЦелью данной публикации является не анализ положительных или отрицательных характеристик оффшорных зон России с точки зрения определения наиболее благоприятной СЭЗ (это мы предоставляем сделать самостоятельно ч смотреть на рефераты похожие на "СЭЗ Алтай" КОМИТЕТ РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики народного хозяйства РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «Свободная экономическая зона "Алтай"» Выполнил студент IV курса экономического факультета группы II ________________________ Руководитель К.э.н. доцент Самойлова Л.Б. Калининград 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Свободная экономическая зона "Алтай" 4 Географическая характеристика 4 Краткая история развития края 4 Промышленный потенциал 5 Энергетика 5 Полезные ископаемые 5 Химическая и нефтехимическая промышленность 6 Легкая и текстильная промышленность 6 Туризм 6 Санаторно-курортное дело 6 Вложение капитала в экономику Алтая 7 Юридические основы создания и функционирования СЭЗ "Алтай" 7 Цели создания СЭЗ "Алтай" 8 Правовой режим СЭЗ "Алтай" 8 Механизм функционирования СЭЗ "Алтай" 8 Условия деятельности участников СЭЗ "Алтай" 9 Права иностранных и российских инвесторов 10 Налоговые льготы 10 Социально-экономическое развитие Алтайского края 11 Международные связи 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 Список использованной литературы 13 Введение К середине 90-х годов, по информации В. Д. Андрианова, советника
заместителя председателя правительства РФ (ЭКО, № 3, 1997 г., стр. 130 - Целью данной публикации является не анализ положительных или отрицательных характеристик оффшорных зон России с точки зрения определения наиболее благоприятной СЭЗ (это мы предоставляем сделать самостоятельно читателям журнала), а знакомство с одной из них в уникальном Алтайском крае. Свободная экономическая зона "Алтай" Поэтому мы решили как можно подробнее осветить систему налогообложения предприятий, зарегистрированных в СЭЗ "Алтай". Географическая характеристика Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с В крае 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов, в том числе Немецкий национальный район. Административный центр - г. Барнаул. Здесь проживают представители 110 национальностей. Национальная структура
населения выглядит следующим образом: русские - 90,9%, немцы - 3,9%,
украинцы - 2,9%, белорусы - 0,4%, казахи - 0,4%, мордва - 0,3%, татары - В крае преобладают два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке -
горный, на западе - степной. Значительные площади занимают таежные массивы. Климат резко континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое, короткое, нередко сухое. Климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Тепла и света достаточно для выращивания практически всех сельскохозяйственных культур, овощей, ягод и фруктов. Самые крупные реки Бия и Катунь, сливаясь, образуют одну из главных сибирских рек - Обь. На территории края около 13 тыс. озер, более половины из них с пресной водой. Самое большое озеро - Кулундинское (728 кв. км). В горах Алтая расположено изумительное по красоте озеро Ая. Краткая история развития края Первое знакомство русских с Алтаем (в переводе "Золотые горы") состоялось в В крае стали развиваться наука и культура. Всему миру известны алтайцы Иван На протяжении второй половины XIX века росло значение сельского хозяйства, и к концу века оно стало ведущим в экономике Алтая. Этому способствовало нарастающее переселенческое движение, пик которого пришелся на годы столыпинской аграрной реформы. С сельским хозяйством, скупкой зерна, масла, а также текстильной торговлей связан и рост численности городов. Освоение целины тоже способствовало развитию сельского хозяйства Алтайского края. Промышленная база Алтая существенно расширилась во время Великой Промышленный потенциал В Алтайском крае действуют 365 промышленных предприятий. Ведущие отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, текстильная и легкая, а также промышленность строительных материалов. На долю машиностроения и металлообработки приходится около 30% всего промышленного производства края. Номенклатура машиностроительной продукции широка и разнообразна: пахотные и трелевочные гусеничные тракторы, двигатели для тракторов и комбайнов, паровые котлы разной мощности на твердом, жидком и газообразном топливе, грузовые магистральные вагоны, дизель-генераторы, кузнечно-прессовые машины, станки, буровые агрегаты, автомобильные и тракторные генераторы, пахотные плуги, оборудование для перерабатывающей промышленности, сельхозмашины, запасные части к ним и т. д. На предприятиях отрасли созданы крупные заготовительные мощности (литье чугунное, стальное, алюминиевое, штамповки, поковки и пр.). Инструментальные предприятия покрывают потребности края и поставляют продукцию в другие регионы страны. В ходе конверсии оборонных предприятий повысился выпуск гражданской продукции и товаров народного потребления. В последние годы налажено производство стиральных машин, телевизоров черно-белого изображения (в стадии освоения и цветные), магнитофонов, кухонных машин, телефонных аппаратов и автоматических телефонных станций, различных медицинских приборов и т. д. Энергетика Топливно-энергетический комплекс играет огромную роль в хозяйстве, обеспечивая не просто комфорт, но и жизнедеятельность населения в климатических условиях края. В состав энергосистемы Алтайского края входят 8 ТЭЦ, в том числе 4, подчиненные Минтопэнерго, и 4 ведомственные блокстанции. При годовом потреблении электроэнергии 12,4 млн. кВт/ч и максимуме нагрузки Протяженность линий электропередач всех напряжений составляет 74,6 тыс. км,
кабельных сетей - 130 км, теплотрасс - 172 км. Все ТЭЦ (кроме Заринской) и
отопительные котельные работают на каменном угле и мазуте. С приходом на Полезные ископаемые Алтайский край богат месторождениями полиметаллов, поваренной соли,
мирабилита, соды, каменного угля. Есть железные руды, драгоценные металлы. Сырьевая база полиметаллов края сосредоточена в 9 месторождениях. Суммарные промышленные запасы составляют около 50 млн. тонн руды. На базе трех месторождений действует горно-обогатительный комбинат производительностью около 800 тыс. тонн в год с получением концентратов цинка, свинца и меди. В стадии ввода в эксплуатацию находится Рубцовский рудник на уникальном месторождении полиметаллических руд. Добыча преимущественно подземная. Располагая одними из крупнейших в России запасами минеральных вод различных типов, включая радиоактивные, в крае получила развитие санаторно-курортная система. Известный в стране санаторно-курортный комплекс Белокуриха (курорт федерального значения) использует лечебные источники с термальными слабоминерализированными радоновыми водами с повышенным содержанием кремниевой кислоты. Химическая промышленность развивается благодаря запасам поваренной соли,
сульфата натрия и магния, природной соды и других солей. В настоящее время
промышленное освоение ведется лишь на двух месторождениях - Кучукском и Химическая и нефтехимическая промышленность Эта отрасль представлена предприятиями, производящими химические волокна и нити, кордную ткань, автомобильные и авиационные шины, резинотехнические и асбестотехнические изделия, технический углерод, кислоты, щелочи, химические реактивы, растворители, краски, различные товары народного потребления и бытовой химии. На долю последней приходится 12,1% общего объема промышленного производства. Удельный вес черной металлургии в структуре промышленности составляет 9,5%. Легкая и текстильная промышленность Здесь находятся два крупнейших за Уралом текстильных комбината - АО Туризм Алтай настолько многолик и разнообразен, что может удовлетворить вкус
любого путешественника. Путешествовать по Алтаю можно пешком и на лыжах,
верхом на лошади и на верблюде, на вертолете или под сенью дельтаплана и
параглайдера, на легких спортивных суденышках по бурным рекам, на горных
лыжах по крутым склонам или на автомобилях и велосипедах через горные
перевалы в поисках "Сердца Азии"... Со специальным альпинистским
снаряжением по ледопадам и отвесным скалам - к заоблачным вершинам гор Не менее интересны и реликтовое Савушинское озеро, и уникальные ленточные боры, протянувшиеся на сотни километров, и Денисова пещера, сохранившая следы древнего человека (по утверждению некоторых ученых-историков, первый человек появился на Алтае). Таежную глухомань и озерные глади, богатые дичью, по достоинству оценят настоящие охотники и рыбаки. На Алтае водятся медведи, волки, белки, зайцы, бобры, соболя, сурки, лоси, рыси, лисы, тетерева, дикие утки, гуси, журавли, рябчики, глухари, лещ, плотва, карась, осетр, хариус, стерлядь, ерш. Санаторно-курортное дело Благодаря разнообразию и уникальности природных условий в крае интенсивно развивается санаторно-курортное дело. В живописнейшем уголке алтайских предгорий расположен курорт Белокуриха с его знаменитыми радоновыми ваннами. Целительную силу природы - лечебные грязи - широко используют в городе Яровом и в здравнице "Степное озеро". В лечении широко используют облепиховое масло, пантокрин, мед и прополис, различные настойки, отвары и бальзамы, которые производят из собранных здесь лекарственных растений. Вложение капитала в экономику Алтая Представленная информация показывает, что наиболее перспективными направлениями для вложения капитала в экономику Алтая являются: - производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в т. ч. глубокая переработка отходов сельскохозяйственного производства; - производство товаров народного потребления; - производство строительных материалов и конструкций, в т. ч. новых экологически чистых; - конверсия машиностроительных предприятий оборонного комплекса; - переработка лесных материалов; - разработка месторождений полиметаллических и железных руд, угля, полудрагоценных камней (яшмы, порфира и др.), мрамора, освоение месторождений рудного золота; - реконструкция действующих предприятий химического и нефтехимического комплексов с открытием нового направления производства стекла, стеклянной посуды; - реконструкция предприятий текстильной и легкой промышленности; - развитие туризма, санаторно-курортных районов. Юридические основы создания и функционирования СЭЗ "Алтай" На основании "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Алтайского края" (Договора), подписанного Органы государственной власти Алтайского края осуществляют правовое
регулирование в соответствии в федеральным законодательством (ст. 5 Имея полномочия на собственное правовое регулирование, власти края приняли СЭЗ "Алтай" осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края. Цели создания СЭЗ "Алтай" СЭЗ "Алтай" создана для подъема экономики Алтайского края, активизации предпринимательской деятельности на основе рационального использования природных и людских ресурсов, рекреационного потенциала, широкого привлечения иностранных инвестиций, торгово-экономического и научно- технического сотрудничества с зарубежными странами, подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, инфраструктуры, налаживания новых форм хозяйствования. Преобразования должны стать базой для социального развития Алтайского края, повышения жизненного уровня его населения, прекращения миграции за границу, создания новых рабочих мест (ст. 1 Закона). Правовой режим СЭЗ "Алтай" 1. На территории СЭЗ "Алтай" действует законодательство Российской 2. Территории функционирования локальных, таможенных и других типов свободных экономических зон определяются краевым Законодательным Собранием по представлению администрации Алтайского края. Материалы по локальным, функциональным и иным свободным экономическим зонам направляются в федеральные органы государственной власти для их внесения в государственный реестр свободных экономических зон Российской Федерации после принятия соответствующего Федерального закона. 3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на территории СЭЗ "Алтай" в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции. 4. Меры по развитию СЭЗ "Алтай" осуществляет администрация Алтайского края. 5. В СЭЗ "Алтай" не допускаются противоречащие федеральному закону меры по принудительному изъятию инвестиций (национализация, реквизиция, конфискация и иные, аналогичные по своим последствиям). 6. Право собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, регулируется действующим законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодательными актами Алтайского края. 7. За экологические правонарушения, а также за занятия запрещенными видами
деятельности, юридические и физические лица несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Механизм функционирования СЭЗ "Алтай" Органы управления 1. Государственное управление СЭЗ "Алтай" осуществляется администрацией 2. Администрация СЭЗ "Алтай" возглавляется генеральным директором, который избирается акционерами сроком на четыре года по рекомендации администрации края и краевого Законодательного Собрания. 3. В сферу деятельности администрации Алтайского края и администрации СЭЗ - разработка и реализация программ развития СЭЗ "Алтай"; - экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов; - подготовка нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ "Алтай"; - подготовка и представление предложений краевому Законодательному Собранию по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики, социальной сферы, вопросам функционирования СЭЗ; - организация работы по привлечению и регистрации предприятий в качестве участников СЭЗ "Алтай", заключение с ними хозяйственных договоров; - привлечение инвестиций для развития СЭЗ "Алтай" на основе выпуска ценных бумаг, получения кредитов и др.; - организация работы по объединению финансовых ресурсов участников СЭЗ - поддержка и развитие малого предпринимательства; - развитие межрегиональных связей; - совершенствование внешнеэкономических связей; - подготовка кадров для СЭЗ "Алтай"; - реклама, научные исследования развития СЭЗ "Алтай"; - консультационная деятельность; - работа с федеральными органами государственной власти по вопросам СЭЗ Участниками СЭЗ "Алтай" могут являться коммерческие организации любых
организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные в
качестве юридических лиц на территории функционирования СЭЗ "Алтай" (ст. 4 Условия деятельности участников СЭЗ "Алтай" 1. Участникам СЭЗ "Алтай" разрешается осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации. 2. При осуществлении природоохранительной, управленческой и иной деятельности участники СЭЗ "Алтай" обязаны обеспечивать: - соблюдение необходимых условий жизнедеятельности и здоровья человека; - сохранение природного, исторического и культурного наследия; - развитие СЭЗ "Алтай" на базе обоснованного сочетания экономических и социальных интересов; - проведение комплексной экспертизы проектов строительства, реконструкции предприятий, производства продукции наиболее значимых для социально- экономического развития Алтайского края. 3. Юридические лица, зарегистрированные в СЭЗ "Алтай" в качестве ее участников, могут на добровольных началах объединяться в финансовые группы, союзы, ассоциации и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству и в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации. 4. На территории СЭЗ "Алтай" разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. 5. Условия деятельности участников СЭЗ "Алтай" регулируются специальным договором, заключенным с администрацией СЭЗ "Алтай" на основе добровольности, взаимовыгодности и равноправия сторон на 5 лет. Условия договора о деятельности хозяйствующих субъектов а территории СЭЗ - признание целей и руководящих принципов организации СЭЗ "Алтай"; - взаимоотношения участников СЭЗ "Алтай" с органами управления СЭЗ "Алтай"; - обязательства хозяйствующих субъектов, на которые распространяется правовой, организационный и экономический статус СЭЗ "Алтай"; - определенные отчисления в виде членских взносов на развитие СЭЗ "Алтай"; - обязательства органов управления СЭЗ "Алтай" оказывать содействие участникам СЭЗ "Алтай" в решении их хозяйственных, финансовых, социальных, организационных и иных задач; - ответственность сторон за выполнение договорных обязательств; - условия расторжения договора (ст. 5 Закона); Соглашение "Об осуществлении инвестиций и предпринимательской деятельности
в СЭЗ "Алтай" между администрацией края и участником СЭЗ "Алтай"
заключается на 5 лет. Администрация края обязуется соблюдать исполнение Права иностранных и российских инвесторов Иностранные и российские инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории СЭЗ "Алтай" путем: - долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами Российской Федерации и других государств; - создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов и представительств иностранных предприятий; - приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,
долей участия в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг, а
также иного имущества в порядке, предусмотренном законодательством - приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также других имущественных прав в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края; - иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории Российской Федерации законодательством (ст. 6 Закона). Налоговые льготы 1. Участники СЭЗ "Алтай" освобождаются на 5 лет от налогов, платежей и
сборов в части, поступающей в краевой бюджет, кроме всех налогов в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, а также платы за природные ресурсы,
лицензионных сборов, платы за нарушение экологических нормативов. 2. Участники СЭЗ "Алтай" освобождаются на 10 лет от уплаты налога на прибыль (доход) и НДС в части, поступающей в краевой бюджет, полученные от строительства и эксплуатации объектов энергетики, средств связи, аэропортов, дорог, газопроводов, восстановления экосистем, строительства объектов социальной инфраструктуры, производства стройматериалов, производства и переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства гостиниц, туристических комплексов, производства и внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, переработки лекарственного и технического сырья. В последующие 5 лет эта категория участников СЭЗ "Алтай" платит не более 3. По истечении сроков действия льготного режима, предоставленного
участникам СЭЗ "Алтай" пунктами 1 и 2 из объекта налогообложения при
исчислении налога на прибыль (доход) в части, поступающей в краевой бюджет,
исключаются в полном объеме суммы, направляемые участниками СЭЗ "Алтай" на
реинвестирование программ СЭЗ "Алтай", суммы процентов за долгосрочные
кредиты и займы, фактически используемые для реализации программ СЭЗ Социально-экономическое развитие Алтайского края Осуществляется на основе комплексного подхода к обоснованию разрабатываемых
прогнозов, планов, программ и проектов. Деятельность участников СЭЗ "Алтай"
по приоритетным направлениям развития обеспечивается государственной
поддержкой Алтайского края (ст. 11 Закона). Государственный контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют
органы государственной власти Алтайского края. Контроль в пределах своей
компетенции осуществляют также органы местного самоуправления (ст. 12 Органы государственной власти Алтайского края гарантируют в соответствии с
законодательством Российской Федерации необходимую стабильность
экономических и правовых условий деятельности субъектов хозяйствования СЭЗ Работа по развитию СЭЗ ведется по трем направлениям (вестник АТН "БИЗНЕС- новости" от 25 июня 1997 г., № 24): создание оффшорных предприятий, организация свободной торговли, экспортного производства. К сожалению, пока существуют некоторые проблемы, связанные с тем, что
потенциальные инвесторы уже появились, а программ, под которые можно
получить инвестиции, нет. Еще одна проблема заключается в работе по
созданию свободной таможенной зоны производственного типа (в районе
компактного проживания российских немцев), где все упирается в отсутствие (Справка. Свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.) Международные связи Между СЭЗ "Алтай" и СЭЗ "Кипр" подписано соглашение о сотрудничестве. Суть
соглашения - осуществление совместных действий по привлечению долгосрочных
инвестиций, развитию торговли, организации совместных производств, а также
участие в Алтайском павильоне Международного торгового цента JMC Республики Одновременно с этим идет работа по выявлению и инициированию предпринимательских программ, которые будут осуществляться на международные инвестиции. Также в рамках программы развития СЭЗ "Алтай" предусмотрено создание рекреационно-туристического центра (свободной рекреационной зоны) на базе всемирно известного лечебно-оздоровительного центра курорта Белокуриха. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чем в настоящее время привлекательна СЭЗ "Алтай" для потенциальных
участников? Прежде всего надежностью. Для этого в зоне создан мощный
легитимный правовой статус на основе Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Участники СЭЗ получили возможность использовать разнообразные схемы для минимизации налогов строго в рамках закона. Список использованной литературы http://www.offexp.east.ru/rus/archiv/l © Offshore Express 1997г.
|
|
||