|
Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. СмитаКраткое описание документа Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. СмитаВместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического сп смотреть на рефераты похожие на "Общественное производство и общественное богатство. Богатство народов - трактовка А. Смита" ПЛАН :
1. Основы общественного производства 1.1. Производство и
экономика................................................................... 1.2. Общественное производство и общественное богатство......................... 5 2. «Богатство народов».Трактовка А.Смита. 1. Краткий очерк биографии Смита.Его главные работы............................. 6 2. Введение в работу А.Смита........................................................ ................. 7 2.3. Теория разделения труда и обмена денег................................................... 10 2.4. Концепция
стоимости................................................................... 5. Учение о прибыли........................................................ ................................ 14 6. Теория производительного и непроизводительного труда........................ 14 7. Капитал основной и оборотный...................................................... ............. 15 8. Воспроизводство общественного капитала.Догма А.Смита....................... 16 9. Учение о заработной плате.......................................................... .................. 17 10. Земельная рента.......................................................... .................................. 18 3.Современная трактовка
богатства................................................................ Заключение.................................................................. Список использованной
литературы................................................................ Введение. Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия
достигла в трудах британских ученых А. Смита и Д. Рикардо, когда Вместе с тем расширение капиталистических отношений сковывалось многочисленными феодальными порядками. Буржуазия видела главного врага в дворянстве и была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства, чтобы выявить перспективы общественного развития. Таким образом, в Великобритании во второй половине ХVIII века сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество А. Смита. 1.Основы общественного производства. 1 Производство и экономика Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском,обыденном уровне принято считать,что производственная деятельность человека- это и есть экономика,экономическая жизнь людей.И как логический вывод-экономическая теория изучает производственную,хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях. Такие рассуждения не в полне корректны.Разумеется,трудно оспаривать
утверждение,что хозяйственная деятельность существовала и в первобытном,и в
рабовладельческом обществе.Однако экономики в собственном смысле слова там
не было.Производство материальных благ в таких общественных системах было
основано на насилии,принуждении,на тех методах,которые принято называть
внеэкономическими.Экономика же появляется там и тогда,когда производство
материальных благ «управляется» такими механизмами,которые основаны на
ценовых сигналах,т.е. колебаниях рыночных цен,динамике прибылей и убытков и
т.п. Все это- атрибуты рыночного хозяйства.Следовательно,экономика- это
синоним не слова «производство»,а синоним категории «рыночное
хозяйство».Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», Рассмотрим категории производства в наиболее общем виде. Производство материальных благ-основа жизни человека и общества.Но если без этого не возможна сама жизнь человека,то не следует ли отдать изучение этого вопроса биологической науке? Но производство- не биологический процесс;он отражает взаимодействие человека и природы и взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности.Итак,что же представляет собой производство в самом общем виде,не зависимо от той или иной хозяйственной системы (внеэкономической или основанной на экономических стимулах)? 1.2.Общественное производство и общественное богатство. Производство-это целесообразная деятельность людей,направленная на
удовлетворение их потребностей.В этом процессе взаимодействуют основные
факторыпроизводства:труд,капитал,земля,предпринимательство. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть.Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность). Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании,искусстве,развлечении и т.д.) Благо- это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь,удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства,которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета,которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека,еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так,корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство,растение не носило характера блага. Другими словами,способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком. Факторы производства (труд,капиталл,земля,предпринимательство) будут подробнее охарактеризованы в разделе (2) ,здесь же подчеркнем,что под капиталом как фактором производства понимаются отнюдь не отношения эксплуатации. Если воспользоваться терминологией австрийской школы,то капитал - это блага высшего порядка. По мере развития человеческой цивилизации значение благ высшего порядка (или средств для производства,по выражению Менгера) все более увиличивается. До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс
производства включает в себя и оказание материальных услуг. Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия производства как таково не достаточно для того,чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая что он действует абсолютно независимо,на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Для того,чтобы определить факторы,повышающие эффективность
производства и создания общественного богатства,обратимся к работе А.Смита 2. «Богатство народов».Трактовка А.Смита. 2.1. Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы Адам Смит родился в апреле 1723г. В городе Керколди в Шотландии. Сын
таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (1737- Весна 1759г. Ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория
нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. С С 1778г. Он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор
университета в Глазго. А. Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно
сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах
мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он
обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил
степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с
лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало
формированию его взглядов. 2.2. Введение в работу А.Смита. Еще задолго до написания книги своей жизни Смит просто и четко сформулировал ее главную идею: «Для того( чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния( нужен лишь мир( легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»( (Как же это актуально для нашей сегодняшней жизни!) Смит начинает свое повествование в «Богатстве народов» с поразительного
вопроса( Все участники рынка( как мы знаем( подгоняемы стремлением «сделать
деньги» для себя - «улучшить свое положение»( как выражается Смит( Ответ вводит нас в самый центральный механизм рыночной системы - в механизм конкуренции( Каждому( помышляющему лишь об улучшении своего положения( а вовсе не о других людях( противостоит на рынке толпа людей с такой же мотивацией( В результате каждое действующее лицо на сцене рынка вынужденно принять цены( предложенные конкурентами( При такой конкуренции( говорит Смит( производитель( который попытается запросить больше( чем другие аналогичные производители( не сможет найти покупателя( Не сумеет найти работы тот( кто запрашивает больше установленной на рынке труда платы( А хозяин( которому хотелось бы заплатить меньше( чем его конкуренты( не сможет найти работников( Таким образом( рыночный механизм дисциплинирует участников: покупатели сами набавляют цену( конкурируя с другими покупателями( и поэтому не могут объединиться против продавцов( Продавцы должны соперничать с другими продавцами и поэтому не могут навязать покупателям свою волю( У рынка есть еще одна важная функция( Смит показывает( как рынок выдает товары( которые хочет получить общество( и в том количестве( которого жаждет общество( без того( чтобы кто-нибудь отдавал какие бы то ни было приказания( Допустим( потребитель хочет больше горшков и меньше сковородок( чем было предложено( Публика раскупит горшки( и в результате их цена поднимется( Напротив( сковородный бизнес будет выглядеть уныло: так как сковородники постараются отделаться от своей продукции( цены на «бедные» сковородки упадут( Дальше вступают в действие восстановленные силы( Поднимаются цены на
горшки - поднимаются и прибыли горшечного бизнеса; падают в цене
сковородки( падают и прибыли( И снова начинает работать стремление к Таким образом( производство горшков увеличится( а сковородок
сократится( чего и хотела публика( Давление рынка словно бы Невидимой Рукой Эта иллюстрация Смита интересна и сегодня( Многие экономисты заняты
тщательным изучением того( как работает Невидимая Рука( Не то( чтобы она
работала всегда: есть в экономике области( где Невидимая Рука вовсе не
использует своего влияния( В каждой рыночной системе( например( продолжает
играть свою роль традиция( использующая и нерыночные способы вознаграждения Он показал также( что эта система саморегулируется( Прекраснейшее следствие существования рынка в том( что он сам себе сторож( Если чьи- нибудь цены( заработные платы или прибыли выходят за установленные для всех пределы( сила конкуренции их оттеснит( Существует забавный парадокс( Рынок( высшая точка экономической свободы( является и строжайшим экономическим надсмотрщиком( К королю всегда можно обратиться с апелляцией - к рынку же апеллировать невозможно( Поскольку рынок саморегулируется( Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности( Поэтому «лессэ фэр» стало фундаментом его философии( каким оно и сегодня является у консервативных экономистов( Однако преданность Невидимой руке не сделала Смита стандартным консерватором( Он осторожен( он не готов лечь костьми( чтобы не допустить государственного вмешательства( Более того( в «Богатстве народов» есть множество едких замечаний по поводу «низких и хищнических методов»( которыми пользуется класс предпринимателей( и выражается искреннее сочувствие к судьбе рабочего человека - не слишком популярная позиция в ту эпоху! Консерватором Смита делает - и в этом он совпадает с современными мыслителями - убеждение( что система «естественной свободы»( основанная на свободе экономической( в конце концов пойдет на пользу всему обществу( Конечно( мы вернемся еще к рассмотрению этого вопроса( Но ведь мы еще не закончили с Адамом Смитом( Ибо( кроме последовательной рыночной системы( он сумел по-новому увидеть еще и то( что система «национальной свободы» - рыночная система( предоставленная самой себе(- будет расти и что богатство нации( у которой есть эта система( будет постоянно увеличиваться( Что породило этот рост? Как и прежде( мотивация оставалась обычной: улучшение своего положения( жажда прибыли( желание «сделать деньги»( Это означало( что каждый предприниматель постоянно старался увеличить свой капитал( увеличить богатство предприятия; в свою очередь( это приводило к тому( что каждый предприниматель стремился увеличить продажу( чтобы получить больше прибыли( Но как было увеличить продажу в эпоху( когда рекламы( как мы ее сейчас представляем( еще не существовало? Смит отвечал: улучшить производительность(Рассмотрим подробно факторы,способствующие повышению уровня производства,которым А.Смит уделял особое внимание. 2.3. Теория разделения труда и обмена денег. В смитовской концепции возрастающего богатства (я бы сказал «Один человек выдергивает проволоку( другой ее выпрямляет( третий режет( четвертый заостряет( пятый размалывает верхушку( чтобы можно было надеть на нее головку; приготовление головки требует двух или трех разных операций; отдельно - надевание; отдельно - побелка; и даже завернуть ее в бумагу - тоже особая специальность((( Я видел маленькую фабрику такого типа( на которой работало только десять человек; некоторые из них производили по две-три разные операции( Но хотя они были бедны и поэтому не слишком хорошо обеспечены нужными машинами( они могли( при старании( производить около 12 фунтов булавок в день( Фунт - это четыре тысячи среднего размера булавок( Следовательно( десять человек могли сделать до 48 тысяч булавок в день((( Если бы все они работали по отдельности и независимо друг от друга((( они бы не сделали и двадцати( а кто-нибудь сам по себе не смог бы сделать и одной»( Как сделать( чтобы разделение труда широко распространилось? Смит
считает наиболее важным метод( описанный им в рассказе о фабрике булавок( Разделение труда занимает ключевое место в экономической системе А. Во-вторых, он видел общую совокупность индивидов, эгоистичных по своей сущности, и единственным звеном, которое соединяет их в систему, считал разделение труда, возникшее из-за природной склонности человека к обмену. В теории разделения труда А. Смит отобразил тенденцию к развитию машинного производства. Он утверждал, что объем производства и потребления продуктов определяется двумя главными факторами: долей населения, занятого производительным трудом, и уровнем производительности труда. Будучи объективным наблюдателем, он отобразил процесс превращения
рабочего в специализированную машину, резкое ухудшение условий его труда. Однако А. Смит не замечал принципиального различия между разделением труда внутри мануфактуры и разделением труда в обществе, между предприятиями и отраслями. Все общество представлялось ему гигантской мануфактурой, а разделение труда - всеобщей формой сотрудничества индивидов. Тема денег органически связана с темой разделения труда, т.к. у А. А. Смит подчеркивал стихийное возникновение денег как специфического товара. Он выводил деньги и кредит из нужд производства и обращения, видел их подчиненную роль. Но А. Смит недооценивал обратное влияние денежно- кредитных факторов на производство. Слабым местом в концепции денег было и занижение других их функций. Кредит же А. Смит рассматривал лишь как средство активизации капитала. Подводя итог, можно сказать, что многое у А. Смита, как в теории разделения труда, так и в теории денег, верно и сейчас. Однако главной ошибкой А. Смита стало предположение, что разделение труда возникло из-за обмена, а не наоборот. Концепция же денег, его трактовка их возникновения в результате действия стихийных сил обмена, понимание денег как товара представляет собой серьезное достижение экономической науки рассматриваемого периода. 2.4. Концепция стоимости В основу своего исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции. А. Смит определил и разграничил потребительскую и меновую стоимость товара. "Слово "стоимость", - писал он, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительской стоимостью, вторую - меновой стоимостью". При этом для А. Смита характерно определение стоимости только
количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между различными
определениями меновой стоимости: Такое положение верно только в условиях простого товарного производства. При капитализме же имеет место противоположное явление: количество труда, овеществленное в товаре, в результате операции купли- продажи получает в свое распоряжение большее количество труда. А. Смит обнаруживает, что в обмене при капиталистических формах хозяйства общий закон эквивалентности товаров теряет свою силу. Он приходит к выводу, что в условиях капитализма рабочее время перестает быть постоянной мерой, регулирующей стоимость товара. Поэтому для условий капитализма ему пришлось сконструировать другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Но эта теория не учитывала постоянный капитал. Рациональным зерном в концепции стоимости А. Смита стало понимание, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему посредством коэффициентов. О дальнейшем развитии А. Смитом теории стоимости свидетельствовало разграничение естественной и рыночной цен товара, причем первая понималась сначала как денежное выражение стоимости. А. Смит писал, что естественная цена товара "как бы представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров". Этим он положил начало исследованию конкретных факторов, вызывающих отклонение цен от стоимости. В целом же, как уже отмечалось взгляды А. Смита на соотношение между стоимостью и доходами характеризуются двойственностью и противоречивостью, что является следствием дуализма его методологии. 2.5. Учение о прибыли В теории заработной платы А. Смит правильно указывал, что из созданного трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему в виде платы за усилия достается лишь некоторая часть. Остальная часть добавленной трудом стоимости представляет собой прибыль предпринимателя. Некоторую сумму из этой прибыли он должен в ряде случаев отдать в качестве земельной ренты или созданного процента, если был использован заемный капитал. А. Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этом варианте подразумевал прибавочную стоимость. В другой же трактовке он понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также процента, и тогда прибылью называл, в сущности, предпринимательский доход. Размеры прибыли, по мнению А. Смита, определялись размерами употребленного в дело капитала, а не тяжестью и сложностью труда по надзору и управлению, как определяли прибыль его предшественники. Но тут же он говорил, что прибыль - это особый элемент поддержки производства, закономерный результат производительности капитала и вознаграждение капиталистов за их деятельность, труд и риск. В этом случае двойная трактовка вызвала явное противоречие. В теории есть и другие несообразности: если прибыль порождается неоплаченным трудом, то она должна быть пропорциональна количеству применяемого труда, а не употребленному капиталу. Несмотря на некоторые недостатки в теории А. Смита, она была достаточно прогрессивной. Так, автор отмечал тенденцию прибыли к понижению, указывал, что она более низка в развитых капиталистических странах. Кроме того, не следует забывать, что А. Смит жил более 200 лет назад, и необходимо относиться к его воззрениям с пониманием. 2.6. Теория производительного и непроизводительного труда А. Смит стремился выяснить, какие виды труда способствуют росту богатства нации. Эта проблема сохраняет свое значение до наших дней. Для ее решения он разделил труд на производительный и непроизводительный. Производительным А. Смит считал труд, создающий прибавочную стоимость, что объяснял на примере рабочего мануфактуры, труд которого увеличивает стоимость материалов, над которыми он работает, на стоимость содержания рабочего и прибыли владельца производства. Труд же, который оплачивается из дохода, А. Смит называл непроизводительным. Известен его пример со слугой, которого содержат на доходы хозяина дома и труд которого не создает стоимости. Однако А. Смит параллельно выдвигает еще один принцип разделения производительного и непроизводительного труда. Где первый воплощается в продукте, имеющем какой-либо срок жизни или службы, а второй нигде не закрепляется. На самом деле это условие не является обязательным: достаточно взять виды труда, которые представляют собой продолжение сферы производства в сфере обращения (транспорт), и утверждение теряет смысл. Но такая трактовка труда позволяет А. Смиту сделать смелые замечания,
что труд государя, чиновников, юристов, армии и т.п. непроизводителен. 2.7. Капитал основной и оборотный Экономическая система А. Смита базировалась на взгляде, что капитал представляет собой запасы, предназначенные для дальнейшего производства. В своих воззрениях на основной и оборотный капитал А. Смит воспринял наследие физиократов, но преодолел ограничения их понимания производительного капитала (дающего прирост стоимости) как только капитала, занятого в сельском хозяйстве. Категории А. Смита применимы не к одному капиталу фермера, но и ко всякой другой форме производительного капитала. Под оборотным капиталом А. Смит понимал капитал, употребляемый на
получение прибыли, которая постоянно уходит от владельца в одной форме и
возвращается к нему в другой. Оборотный капитал по А. Смиту состоял из
четырех частей: Основным А. Смит называл капитал, который приносит прибыль "без
перехода от одного владельца к другому и без дальнейшего обращения". К нему
он относил: А. Смит исключительно большое значение придает накоплению капитала. В целом теория основного и оборотного капитала представляется весьма интересной, хотя в ней и допущен ряд ошибок. Так, нельзя сказать, что капитал, вложенный в машины или в здания, не обращается. Напротив, его стоимость по частям переносится конкретным трудом на производимый товар (в виде амортизационных отчислений), поэтому увязывание капитала с физическими свойствами товаров неправильно. Здесь А. Смит смешивает различия между основным и оборотным капиталом с разницей между товарным и денежным капиталом. 2.8. Воспроизводство общественного капитала. Догма А. Смита Взгляд А. Смита на накопление капитала был навеян воззрениями физиократов. В его представлении накопление капитала происходит через превращение прибавочной стоимости в переменный капитал, потребляемый рабочими. А общественный капитал целиком состоит из переменного, т.е. в руках рабочих является заработанной платой. Здесь А. Смит неверно отождествляет величину производственного капитала с величиной его части, идущей на содержание производительного труда. Теория же воспроизводства общественного капитала у Смита базируется на теории его стоимости. Стоимость у А. Смита распадается на три части: заработную плату, прибыль с капитала и ренту за землевладение, т.е. состоит из доходов. Следовательно, постоянный капитал там отсутствовал. И его игнорирование закрывало А. Смиту возможность анализа процесса воспроизводства, т.к. то, что производилось в течение года, ежегодно и потреблялось. Однако А. Смит выходит из тупика, различая валовый и чистый доход. Если под первым он понимает весь годовой продукт, произведенный населением данной страны, то под чистым — ту часть, которую жители могут отнести к своему потребительскому запасу. В результате у Смита получается, что в цену товара входит не только доход, но и авансированный капитал. Таким образом, ошибка А. Смита заключается в том, что он отождествляет стоимость всего годового производства с вновь созданной за год стоимостью. Если последняя представляет собой лишь продукт истекшего года, то первая заключает в себе и стоимость средств производства, которые были сделаны ранее. А. Смит допустил и ряд других просчетов, вытекающих из его понимания стоимости. Например, по А. Смиту, в отрасли, производящей предметы потребления, в доход входит как цена, так и продукт. Или трактовка личного дохода исключительно в качестве фонда личного потребления без упоминания о его части, идущей на расширение производства. Несмотря на перечисленные недостатки, для своего времени эта теория имела очень прогрессивное значение. Выпадение же постоянного капитала при анализе воспроизводства впоследствии назовут "догмой Смита". 2.9. Учение о заработной плате Определяя заработную плату, А. Смит рассматривал два состояния
общества: при простом и капиталистическом товарном производстве. В условиях
первого он считал заработную плату равной стоимости произведенного товара. А. Смит подчеркивает важную роль, которую играет зарплата в жизни
государства, разделяя страны на три группы: А. Смит придавал большое значение высокой заработной плате (особенно 2.10. Земельная рента А. Смит выделял ренту как исключительный доход землевладельца,
подвергая сомнению, что рента - это лишь процент на капитал, затраченный
землевладельцем на улучшение земли, т.к. землевладелец получает ренту и за
земли, не подвергавшиеся улучшению. Так А. Смит отделил ренту от арендной
платы, доказав, что прибыль на капитал является только надбавкой к
первоначальной ренте. Таким образом, только земельная рента у А. Смита
представляет собой вычет из продукта, который был затрачен на обработку
земли. Однако из-за дуализма своей методологии А. Смит видит в ренте также
вознаграждение землевладельца за право пользоваться землей. В воззрениях А. Из сказанного видно, что А. Смит не дал ренте точного определения, хотя в его теории было много правильных идей и мыслей. Например, он отмечал, что различия в качестве участков земли могут быть причиной образования дифференциальной ренты. 3. Современная трактовка богатства. Когда А.Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе
и причинах богатства народов»,господствующим в экономической теории и в
обыденном сознании было представление о материальных благах и услугах как
вооплощении богатства.Хотя уже в XVIII- начале XIX вв. Высказывались
предположения о иных формах благ- нематериальных. Так, Ж.-Б.Сэй причислял к
благам и адвокатские конторы,и круг покупателей купца,и славу военного
производителя.Особое внимание нематериальным благам уделял и А.Маршалл. Важно подчеркнуть,что современная западная экономическая мысль все
чаще критикует тезис о материальном содержании богатства.Так,американский
экономист П.Хейне говорит о том,что слово «материальный» на самом деле не
имеет смысла в сочетании с такими словами,как богатство или
благосостояние.Экономический рост,по мнению Хейне,состоит не в увеличении
производства вещей,а в увеличении богатства.А богатство-это все,что люди
ценят.Такое определение богатства позволяет включить в это понятие и
профессиональные знания,и природные ресурсы,и природные способности
человека,и свободное время.С теоритической точки зрения подобное понимание
богатства позволяет высветить многие грани этой экономической
категории.Однако,когда речь идет о статистических расчетах и международных
сопоставлениях национального (общественного) богатства,это широкое
определение делает затруднительным конкретные цифровые подсчеты.Нельзя
забывать о том,что общественное богатство можно представить как в
натуральной,так и в денежной форме,следовательно,изменение стоимости самих
денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества
материальных благ.Изменение оценок людей может привести к изменению
реальных размеров богатства той или иной страны.Так,в бывшем Советском Очевидно,что современное понимание категории богатства неразрывно связано с понятием эффективности,а эввективность также зависит от оценок людей.Можно дать такую характеристику понятия богатства: это все,что расширяет выбор человека (альтернативные возможности).С этой точки зрения и вещи,и деньги,и знания,и природные ресурсы,и свободное время пасширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство. Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетворения потребностей человека.Так,если материальные и нематериальные блага и услуги имеются в количествеспособном удовлетворить наши потребности до полного их насыщения и эти блага нам доступны,можно говорить,что мы богаты. Заключение. В ХVIII - ХIХ в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др. Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось обнаружить общий принцип экономической системы капитализма - стоимость и дать ей свое знаменитое определение как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому. Главной же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного периода, стало создание первой целостной экономической системы на основе суммы знаний, которые были накоплены к тому моменту общественного развития. И рассматривая работы А. Смита с высоты нашего времени, мы отдаем должное той грандиозной работе, которую он проделал и плодами которой мы пользуемся по сей день. Поэтому мы можем с полным основанием назвать А. Смита классиком экономической мысли. Однако А. Смит не завершает развития классической школы. Он выступил со своим главным экономическим произведением непосредственно накануне промышленного переворота. Объектом исследования А. Смита был капитализм, еще не получивший своей адекватной производственно-технической базы в виде машинной индустрии. Это обстоятельство в известной мере и обусловило относительную неразвитость самой экономической системы А. Смита. Но теория послужила исходным пунктом для последующего развития в трудах Д. Рикардо, а затем и других великих экономистов. Таким образом, социально-экономические взгляды А. Смита представляют собой одну из вершин экономической мысли ХVIII века. Список использованной литературы 1.Аникин А.В. «Адам Смит.» М. 1968г. 2.Самуэльсон П. «Экономика». М. 1992г. 3.Смит А. «Исследование о природе и причинах богатства народов.» М. 1962г. 4.Хейне П. «Экономический образ мышления».М. 1991г. 5.Чепурин М.Н. «Курс экономической теории». Киров. 1995г.
|
|
||