|
Структурные преобразования в экономике РоссииКраткое описание документа Структурные преобразования в экономике РоссииСтруктурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозя смотреть на рефераты похожие на "Структурные преобразования в экономике России" ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ 1.Цели структурных преобразований Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Накопленные российской экономикой за предшествующие годы структурные деформации многочисленны и разнообразны. Они отражены, во-первых, в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и военно- промышленного комплекса, отставании производственной и социальной инфраструктуры, разбухании незавершенного строительства и др. Во-вторых, в технологической структуре производства: вследствие того, что прежняя экономика отторгала технологические инновации, значительная, если не преобладающая, часть наших предприятий имеет морально устаревшую материально-техническую базу, не позволяющую рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка. В-третьих, — в техническом уровне и качестве выпускаемой продукции, что было обусловлено замкнутостью советской экономики, отсутствием в ней конкуренции и других институциональных механизмов, способных блокировать выпуск и реализацию низкокачественных товаров. В-четвертых, — в размерной структуре производства —доминировании крупных и сверхкрупных предприятий при почти полном отсутствии малых. В- пятых, — в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей, которые устанавливались в централизованном порядке и практически без учета их влияния на издержки производства и конечные результаты деятельности. Таким образом, правомерно полагать, что по своему содержанию
структурная перестройка должна преследовать цели: изменения прежних
отраслевых пропорций; коренной технической модернизации производства;
обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции; формирования новой
размерной структуры экономики; рационализации системы хозяйственных связей. 2.Формы, факторы и направления структурных преобразований Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом,
конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-
политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой
экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме. Практика системной трансформации плановой экономики в рыночную
показывает, что возможны две полярные модели структурной перестройки, в
которых по-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации. Среди факторов, "определяющих характер национальных моделей структурных трансформаций, следует выделить, во-первых, обусловливающее их содержание институциональных реформ. Во-вторых, —технологии реформирования. К преобразованию плановой экономики в рыночное хозяйство существуют,
как известно, два принципиальных подхода эволюционное реформирование и По пути «шоковой терапии» пошли вначале государства Восточной Европы,
а затем и наша страна. Смысл избрания этого пути виделся в том, чтобы
минимизировать сроки перехода к рыночной экономике, добившись одновременно
его политической необратимости. Однако за попытки быстрее добиться
поставленной цели приходится расплачиваться резкой дестабилизацией
экономики, приводящей к глубокому общехозяйственному кризису, который
иногда называют трансформационным спадом. В России он продолжался около
пяти лет. За 1992—1995 гг. объем нашего ВВП уменьшился на 42%, промышленной
продукции —на 43, капитальных вложений — на б6%. Резко ухудшилось
финансовое положение предприятий, огромных масштабов достигли неплатежи. Факты таким образом, свидетельствуют о том, что в нашей стране произошел беспрецедентный для мирного времени хозяйственный спад. Он не мог не вызвать кардинальный сдвиг в системе приоритетов государственной экономической политики. К двум «штатным» задачам системной трансформации экономики, связанным с осуществлением институциональных реформ и структурной перестройки, добавился комплекс требующих самого безотлагательного решения задач по достижению финансовой, экономической и социальной стабилизации. Понятно, что в данных условиях именно этот комплекс стал для государства наиболее важным; проблемы же институциональных реформ отошли на второй план, а структурной перестройки — уже на третий. Ключом к возрождению и новому развитию нашего народного хозяйства являются, бесспорно, инвестиции. Они необходимы как для преодоления спада и активизации хозяйственной жизни в стране, так и для структурной перестройки и последующего экономического подъема. В сформировавшемся в ходе реформ механизме оборота общественного капитала важнейшими звеньями выступают государство, финансовый и реальный сектора экономики. Действие этого механизма до последней поры было таково, что оно тормозило рост сбережений и создавало труднопреодолимые препятствия на пути их трансформации в производительные капиталовложения. Это проявляется в следующем. Государство за годы реформ резко сократило финансирование инвестиций. К этому толкала, с одной стороны, сама логика институциональных преобразований, нацеленных на разгосударствление экономики, а с другой, — крайняя необходимость решения задач экономической стабилизации. Кроме того, государство серьезно ослабило инвестиционный потенциал финансового рынка своим массированным вторжением на этот рынок посредством высокодоходных государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа(ГКО, ОФЗ). Не способствовала росту капиталовложений и налоговая политика государства, сосредоточенная преимущественно на фискальных функциях и в весьма малой степени стимулирующая производителей и инвесторов. Финансовый сектор в процессе реформ быстро набирал обороты, приумножая капиталы в результате расширения операций в сфере краткосрочного кредитования и торговли, купли-продажи валюты, ценных бумаг и недвижимости, а также различного рода посреднических услуг.Накапливаемые в финансовом секторе значительные ресурсы, однако, лишь в крайне малых дозах инвестировались в реальный сектор с его вялотекущей деловой активностью, высокими рисками и низкой капиталоотдачей. Да и эти по сути мизерные инвестиции направлялись в ограниченный круг наиболее эффективных проектов, связанных преимущественно с развитием экспортоориентированных производств. Инвестирование ресурсов финансового сектора обычно осуществляется
двумя путями — через долгосрочное кредитование при помощи портфельных
инвестиций. Продвижению по первому из этих путей препятствуют высокие
процентные ставки по кредитам. Портфельные же инвестиции осуществляются
путем сделок с ценными бум агам и на фондовом рынке. Его реальными и
потенциальными участниками являлись около 2600 коммерческих банков, почти Реальный сектор, столкнувшийся в процессе реформ с клубком сложнейших
проблем, находится, как общепризнано, в состоянии глубокого упадка. Главная
беда здесь, очевидно, в том, что большая часть предприятий получивших в
результате приватизации полную хозяйственную самостоятельность, не
ориентировалась на то, чтобы перестроиться в соответствии с требованиями
точной экономики. Объясняется такое положение серьезными просчетами в
политике привазации, утратой контроля за деятельностью директората,
незавершенностью процессов легитимизации собственности. Новые собственники
приватизированных предприятий, получившие их диетически бесплатно, уже по
чисто психологическим причинам не могут ощущать себя их полноправными и
законными владельцами. А потому многие из них вместо поиска инвестиций и
путей реорганизации систем управления и производства используют активы
подконтрольных предприятий для занятий различными «теневыми» и Возможности использования предприятиями реального сектора рынка ценных бумаг для финанснрования инвестиций чрезвычайно малы, хотя в стране в ходе реформ создано около 30 тыс. акционерных предприятий. Причина проста: крайне узок круг предприятий, акции которых были ликвидны. В этот круг входят отдельные предприятия нефтегазовой, металлургической и автомобильной промышленности, связи, а также пароходства, электростанции, лесопромышленые комбинаты. Кроме того, значительная часть корпоративных акций приобретается не стратегическими инвесторами, рассчитывающими на долгосрочное деловое партнерство, а финансовыми, полностью нацеленными на получение спекулятивного дохода. В нынешних кризисных условиях процессы структурной перестройки российской экономики, инициируемые в первую очередь институциональными преобразованиями, так или иначе идут по следующим направлениям. Прежде всего происходят существенные сдвиги в отраслевой структуре общественного производства. Однако лидерами при этом становятся не те отрасли, что растут быстрее других (как при нормальном экономическом развитии), а те, в которых спад производства меньше среднего. Такого рода сдвиги, как свидетельствует мировой опыт, не отражают глубинных тенденций в развитии производительных сил и во многих случаях носят временный, обратимый характер. Именно так обстоит дело с рядом произошедших за последние годы структурных сдвигов в российской промышленности; яркий пример —рост удельного веса добывающей промышленности при снижении доли машиностроения в общем объеме промышленного производства. Вместе с тем можно отметить и некоторые фундаментальные структурные изменения, которые представляются необратимыми. Одним из них является наблюдающийся в последние годы рост доли услуг в валовом внутреннем продукте страны, причем в 1994 г. доля услуг впервые превысила долю товаров. Особенно динамично расширяются позиции торговли и общественного питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса. К числу изменений, которые могут считаться необратимыми, есть
основания отнести так же преобразования в размерно-организационной
структуре производства. На одном ее полюсе формируется быстро растущая
сфера малого предпринимательства, в составе которой на начало 1996
г.насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых в 14 млн.
человек. В 1995 г. на этих предприятиях было произведено 9% общего объема
промышленной продукции, выполнено около 1/3 подрядных работ строительных
организаций, реализовано 20% всего розничного товарооборота . На
противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации россииского
капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других
предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях
собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономике крупных
хозяйственных структур — финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине Тем не менее при всей значимости оправданных позитивных перемен, происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня расчитывать опять не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной перестройке экономики, необходимо возобновить нормальный инвестиционный процесс, а именно восстановить к себе доверие у мерового сообщества. Пока этого не произошло, говорить об успехах подобного рода перестройки преждевременно. 3.Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса Каковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и
осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской
экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в
стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те
направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого
экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних
десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический
кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью
механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и
косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется
широкий комплекс мер экономического, правового и административного
характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в
условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги . Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации
государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в
приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для
решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял
принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям. Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер,
направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора
к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий,
а значит и развития ими собственного производства, является, по моему
убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и
общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы
стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и Государство должно оказывать участникам программы определенную
организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания
необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации,
привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций,
предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы — 4.Использование внешнеэкономических связей для решения задач структурных преобразований В сложном механизме противоречивого влияния внешнеэкономических связей
на структурные преобразования четко различаются две главные составляющие. Значение внешнеэкономических ресурсов, мобилизуемых странами для
хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором
экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных
структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению
позиций национальных производителей на мировых рынках. В условиях глубоких
экономических кризисов их значение многократно возрастает. Активное и
комплексное использование внешнеэкономических ресурсов сыграло, как
известно, исключительно важную роль в послевоенном восстановлении экономики
стран Западной Европы и Японии, а также в преодолении отсталости и быстром
подъеме ряда «новых индустриальных государств». В контексте мирового опыта
неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней России новой
структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая
стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки. В условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство целью
реструктурирования предприятий является организация на основе использования
передовой техники и технологии высокоэффективных производств
конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем
рынках. В этой связи с помощью МСДП могли бы эффективно решаться такие
вопросы реструктуризации(что сегодня очень актуально), как разработка
бизнес-планов, технико-экономических обоснований и стратегий развития
предприятий, реорганизация их систем управления, техническое перевооружение
производства, налаживание выпуска конкурентоспособной продукции. Каждое из
таких решений может осущвствляться самостоятельно путем использования тех
или иных комбинаций отдельных фирм МСДП. Достигаемая при этом максимальная
диверсификация источников и механизмов финансирования выступает одним из
важнейших факторов жизнеспособности проекта и надежным залогом его успешной
реализации. Особое значение для подъема российской экономики имеют модели
полного реструктурирования крупнейших предприятий с одновременной
апробацией в рамках одного проекта основных форм МСДП включая
консалтинговые услуги, международные кредиты, иностранные инвестиции.
международную хозяйственную кооперацию, импорт технологий и др. По своему
функциональному назначению такие начинания были бы аналогичны известным Наряду с этим на более широком круге предприятий следует отрабатывать
отдельные элементы маделей реструктурирования. При этом должна быть активно
задействована и программа «Эффективный проект». Первостепенного внимания
здесь заслуживает подготовка бизнес-планов, технических обоснований и
стратегий перспективного развития. Для выполнения этой работы могут быть
привлечвны ведущие зарубежные консалтинговые фирмы, многие из которых уже
обосновались в России. Получить консалтинговые услуги мирового уровня
российские предприятия могут сегодня практически на бесплатной основе — в
случае финансирования за счет программ технической помощи, которые
осуществляются у нас международными организациями— Европейский Союз, ВБ и Наиболее крупной и детально проработанной из этих программ является осуществляемая ЕС в странах СНГ программа ТАСИС. Наряду с этим ЕС совместно с ЕБРР создал ряд венчурных фондов, призванных не только оказывать консультативную помощь но и привлекать к инвестиционным проектам зарубежные частные и государственные инвестицни. Учредителям-инициаторам инвестиционных проектов следует иметь в виду, что разработанный или одобренный крупнейшими консалтинговыми фирмами мира бизнес-план является своего рода «визитной карточкой» проекта, открывающей доступ к международным финансовым ресурсам. Другой важнейший элемент инвестиционного проекта — строительно- монтажные работы, финансирование которых может осуществляться с помощью таких форм МСДП, как иностранные инвестиции, зарубежныекредиты, международный лизинг строительного оборудования и др. Мировой опыт показывает, что исходным пунктом функционирования проекта может стать выпуск акций компании, создаваемой для реализации провкта. Эти акции, с одной стороны, укрепляют его финансовую базу, с другой — выступают для потенциальных кредиторов одной из форм его обеспечения. В целом на стадии строительно-монтажных работ внешние ресурсы через различные механизмы заимствования следует использовать для приобретения таких строительных машин и материалов.которыми Россия не располагает. Само же строительство должно финансироваться за счет средств отечественных инвесторов. Вместе с тем крайне важно использовать современные методы финансирования, практикуемые в условиях рыночной экономики. И здесьв первую очередь необходимо внедрять широко применяемую за рубежом схему, в соответствии с которой инициаторы проекта могут использовать для финансирования строительства заемные средства, получаемые под залог и земельного участка, на котором располагается проектируемый объект, и строящегося здания. Прорыв в этом направлении уже состоялся: «Столичный банк сбережений» выдал кредит для строительства в Москве офисного здания под залог права на застройку земель- ного участка". Техническое перевооружение производства как ключевой элемент проекта реструктурирования предприятия может осуществляться за .счет займов международных экономических организаций, межправитсльстнснных и коммерческих валютных кредитов, международного финансового лизинга, прямых и портфельных иностранных инвестиций. Наконец, для большинства проектов реструктурирования российских предприятий центральной проблемой является организация эффективного производства конкурентоспособной продукции. Эта проблема сложна для любой страны, и для нашей в особенности, поскольку нова. Плановая экономика, весьма слабо реагирующая на сигналы мирового рынка и не испытывающая особых хлопот на рынке внутреннем ввиду постоянного дефицита товаров и услуг, могла о конкурентоспособности не заботиться. В условиях же формируемой в России открытой рыночной экономики решение находить необходимо. В рамках реализации проектов реструктурирования предприятий это предполагает широкое использование внешнеэкономических ресурсов, частично уже осуществляющееся по следующим направлениям. Во-первых, — путем выпуска хорошо известной в мире продукции зарубежных компаний на основе приобретения лицензионных прав, развития франчайзинга, сборки готовой продукции из импортных узлов и деталей с намерением постепенно увеличивать в ней долю отечественных компонентов. Во- вторых, — посредством оснащения собственной продукции импортными комплектующими, резко повышающими качество и технический уровень изделия. В- третьих, — через организацию совместного производства продукции по образцам зарубежного партнера. Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства. Решение этой задачи может быть успешным лишь при коренном изменении государственной инвестиционной политики, тесном взаимодействии и всестороннем равноправном деловом сотрудничестве с мировым сообществом. Основные тенденции в российской экономике в 1992-1996 гг. Ретроспективный анализ развития российской экономики показывает, что постепенное замедление темпов экономического роста сопровождающееся устойчивым снижением эффективности использования основных факторов производства наблюдалось уже со второй половины 70-х годов. Именно в этот период в наибольшей степени проявилось несоответствие состояния производственно-технологического аппарата сложившимся пропорциям инвестиционной поддержки базовых секторов экономики. Усилились диспропорции в сфере производства, потребления и финансирования, снизилась инновационная активность производителей. Структурный кризис национального хозяйства явился следствием объективных процессов развития и влияния долговременных разрушительных тенденций функционирования российской экономики как закрытой, директивно управляемой системы. Восстановление темпов экономического роста предполагало необходимость проведения кардинальной реформы экономики, актуализировало поиск новых форм и инструментария экономического регулирования. Экономическая ситуация на первом этапе реформ формировалась под влиянием нескольких групп факторов: 1)факторов, обусловленных структурной деформированностью и технологической отсталостью российской экономики, ее ориентацией на экстенсивное использование ресурсов и сохранением высокой внеэкономической нагрузки; 2)факторов, направленных на перестройку традиционных государственно- политических и экономических структур и наиболее активно проявившихся в конце 80-х и начале 90-х годов; 3)факторов, связанных с реализацией радикальной реформы народного хозяйства в 1992г., либерализацией хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, бюджетной и кредитной политикой. Если первая группа факторов в основном определяла инерционность экономических процессов, то действие других оказывало более активное воздействие на изменение структуры экономики. В 1992г. экономическая ситуация оставалась довольно сложной в силу значительных макроэкономических диспропорций и трудностей, неизбежно возникающих на начальных этапах перехода к рыночной экономике. Сокращение совокупного объема производства было обусловлено целым рядом факторов, включая падение уровня внутреннего платежеспособного спроса, связанное с уменьшением реальных доходов в результате либерализации цен в январе 1992г., а также медленной адаптацией производителей к новым ценовым пропорциям. Существенное влияние оказывало нарушение традиционных экономических связей со странами Восточной Европы и государствами СНГ, а также сокращение инвестиций и расходов на оборону. После скачка цен, связанного с их либерализацией в январе 1992г.,
наметилось постепенное замедление темпов инфляции по месяцам. Однако к
середине года эта тенденция изменилась и в период с октября 1992г. по март На протяжении 1992г. разработка и проведение макроэкономической политики значительно затруднилось тем, что региональные органы управления пользовались особым статусом в области получения государственных субсидий, кредитов на льготных условиях, субсидий на импорт, в области поддержания цен на отдельные товары производственного назначения и потребительские товары первой необходимости на низком уровне, а также других нерыночных финансовых трансфертов. В тоже время этот особый статус осложнял проведение структурной реформы, ослабляя бюджетные ограничения в отношении государственных предприятий. Ставка рефинансирования ЦБ оставалась на уровне 80% в год с мая 1992г. до конца марта 1993г., когда она возросла до 100%. В этот период наблюдалось увеличение разрыва между ставками ЦБ и рыночными процентными ставками, которые составляли 130-140%. Высокая инфляция в сочетании с отрицательными процентными ставками для владельцев рублевых активов привела к обесценению сбережений населения, усилив тенденции роста сбережений населения в иностранной валюте. Разрыв производственно-технологических связей инициировал трудности в
обеспечении производства материально-техническими ресурсами и сбыте
продукции и тем самым отягощал финансовое положение предприятий. В
структуре их оборотых средств устойчиво росла доля материальных запасов. В 1993 году продолжался перманентный рост цен на продукцию практически всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также тарифов на платные услуги, транспортные перевозки и строительные работы. К числу принципиально новых и наиболее существенных факторов, влиявщих на формирование структуры ВВП в этот период, относятся преобразования форм собственности. В результате приватизации и акционирования негосударственный сектор стал занимать доминирующее положение и наращивать свое влияние во всех сферах деятельности. В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике это стимулировало структурные преобразования как на макро-, так и на микроуровнях. В 1994г. продолжалось активное формирование новой институциональной структуры производства, сопровождающееся перераспределением трудовых ресурсов и инвестиционных средств по формам собственности. Изменение структуры основных факторов производства по формам собственности протекало достаточно интенсивно, и к 1995г. доля добавленной стоимости негосударственных предприятий составила 70% ВВП против 62% в 1994г., в т.ч. доля частных предприятий возросла до 27% против 25%. Численность занятых в частном секторе составила 33% от общего числа занятых в национальной экономике, на предприятиях смешанной формы собственности, включая предприятия с иностранным капиталом, - 21.6% и на предприятиях государственной формы собственности - 44.7%. Процесс постепенной адаптации экономики к меняющимся условиям
хозяйствования протекал на фоне углубления спада в промышленном
производстве и снижения инвестиционной активности. Принятые меры по
бюджетно-финансовому регулированию выступили факторами, сдерживающими
инфляцию, и способствовали формированию условий для постепенной
стабилизации производства. Вместе с тем, они не оказали достаточного
стимулирующего воздействия на функционирование реального сектора экономики. Серьезное сокращение объемов производства в 1994г. произошло в силу сочетания различных факторов, таких как: сужение спроса на внутреннем рынке в связи с резким сокращением инвестиционных и военных расходов, уменьшение объема импорта материалов и комплектующих, изменение ценовых пропорций на материально-технические ресурсы и готовую продукцию. Значительную роль в этом сыграло и постепенное ужесточение финансовой политики, усиление бюджетных ограничений и снижение конкурентоспособностии отечественных товаров по мере роста реального обменного курса рубля. Учитывая сужение платежеспособного спроса, а также негибкость структуры промышленности, сдерживающей перераспределение факторов производства, следует признать, что углубление спада было неизбежно. В сложившейся экономической ситуации обострился и ряд проблем,
длительное время накапливавшихся в российской экономике. Наиболее серьезная
из них состояла в том, что в условиях структурной деформированности
экономики реформа не затронула технико-технологическую структуру
производства. Прежде всего это выразилось в повышении роли добывающего
сектора в структуре производства. Доля отраслей добывающей промышленности
повысилась с 17.0% в 1992г. до 24% в 1995г. при сокращении доли
обрабатывающей промышленности и углублении спада в социально-
ориентированных отраслях. Это было связано, с одной стороны, с сохранением
высокой ресурсоемкости ВВП, а с другой - с развитием тенденции опережающего
роста экспорта сырьевых и топливных ресурсов, а также продуктов их
первичной переработки.
Таблица 2 Структура валового выпуска в основных ценах* по использованию (в % к итогу)
В этой ситуации фактором, сдерживающим темпы спада в национальной экономике, явилось существенное повышение темпов внешнеторгового оборота. По итогам 1994г. можно сделать вывод, что с постепенной утратой иллюзий на сохранение традиционных пропорций производства начался процесс формирования новой структуры предложения, адекватной платежеспособному спросу. Таким образом, к началу 1995г. были созданы предпосылки постепенного смещения приоритетов деятельности предприятий из области ценовой политики в сферу определения стратегии по формированию рынков сбыта. Общеэкономическая ситуация в 1995г. формировалась в условиях
последовательной реализации умеренно жесткой денежной и кредитной политики. Тенденция ослабления темпов спада в реальном секторе экономики не имела устойчивого характера на протяжении года и определялась воздействием факторов текущей конъюнктуры - динамики и структуры платежеспособного спроса. Промышленность, для которой характерна развитая система межотраслевых
связей, наиболее остро реагировала на структурные сдвиги в общественном
производстве. Доля промышленности в ВВП составила 26.5% в 1995г. против Структурные преобразования в национальной экономике наиболее ярко
проявились в изменении соотношений между секторами экономики. С переходом к
рыночной экономике характерным явилось повышение доли производства услуг
при сокращении удельного веса производства товаров. Если в 1990г. на долю
производства товаров приходилось 60.6%, то к 1995г. их доля сократилась до Динамика показателей социально-экономического развития (в % к предыдущему году)
На динамику экономического развития российской экономики традиционно
существенное влияние оказывало сельскохозяйственное производство. Анализ
динамики валовой продукции сельского хозяйства за 1992-1994 гг. показывает
меньшую глубину спада, чем в промышленности. В 1995г. впервые за
исследуемый период сокращение объемов сельскохозяйственного производства
было более значительным, чем в промышленности. В структуре ВВП на долю
сельского хозяйства в 1990г. приходилось 15.3%. С изменением условий
воспроизводства и финансирования соотношение между промышленным и
сельскохозяйственным производством претерпело кардинальные изменения. В (в % к итогу) В 1993-1995гг. рост внешнеторгового оборота происходил, как правило,
опережающими темпами по сравнению с динамикой валового выпуска. Доля
экспортной продукции в валовом выпуске составила в 1995г. более 20% против Структурные сдвиги в экономике происходят на фоне повышения доли
отраслей инфраструктуры в ВВП. Развитие связи и транспортных коммуникаций
является неотъемлемой частью формирования рыночной структуры экономики. Несмотря на повышение доли транспорта в ВВП с 7.4% в 1992г. до 13.4% в Финансово-экономическое положение отрасли транспорт продолжает
оставаться сложным. Рост цен на топливно-энергетические и другие ресурсы,
потребляемые транспортом, высокая степень износа производственных фондов По мере стабилизации экономической ситуации происходит устойчивый рост насыщенности потребительского рынка и на этой основе постепенное восстановление и нормализация деятельности предприятий розничной торговли: растет сеть магазинов, торговых площадей, стабилизируются запасы в торговле. Позитивным моментом в деятельности торговли является изменение структуры собственности. К концу 1995 года приватизировано 87% предприятий розничной торговли. Следует учитывать, что на динамику товарооборота существенное влияние оказывают тенденции в уровне потребительских цен и уровне доходов населения. В структуре товарооборота хотя и отмечается медленное смещение в сторону повышения удельного веса реализации непродовольственных товаров, однако основным фактором продолжает оставаться объем продаж продовольствия. Таблица 5 Структура услуг, в % к итогу
В структуре производства ВВП довольно устойчиво повышается доля услуг при относительном уменьшении удельного веса производства товаров. Развитие новых секторов сферы услуг приводит к изменениям структуры предоставления рыночных и некоммерческих услуг. Доля услуг финансово-кредитных и страховых учреждений в общем объеме производства услуг повысилась с 9.2% в 1992г. до 21% в 1995г. С формированием новой институциональной структуры экономики расширяется область предоставления рыночных услуг, в частности в здравоохранении, образовании и ЖКХ. При анализе структуры произведенного ВВП следует принимать во внимание различия в динамике цен на продукцию и тарифов на платные услуги, а также изменение перечня предоставлямых услуг. Развитие нематериалоемких сегментов рынка услуг при тенденции опережающего роста тарифов на услуги по сравнению с динамикой цен на готовую продукцию и материально-технические ресурсы приводит к снижению доли промежуточного потребления в валовом выпуске. В этом же направлении действуют и структурные изменения в промышленном производстве, связанные с повышением доли нематериалоемких отраслей добывающей промышленности. Однако технико-технологическое состояние основного капитала и низкая инвестиционная активность сдерживают практическое решение проблем в области снижения уровня материало- и энергоемкости производства. При сложившейся хозяйственной конъюнктуре сохранение высокой ресурсоемкости производства выступает фактором, инициирующим инфляционные процессы. В экономике сохраняется доминирующая роль отраслей добывающей промышленности и производств первичной переработки сырья. В 1991-1994гг. наблюдалась тенденция роста энергоемкости и металлоемкости национального хозяйства. При анализе показателей эффективности использования материальных ресурсов необходимо учитывать изменение структуры конечного потребления. По мере сжатия внутреннего спроса увеличились экспортные ресурсы, поэтому оценки материалоемкости ВВП проводились с учетом изменения динамики и структуры внешнеторгового оборота. В этом случае сохранение тенденций роста ресурсоемкости ВВП отражает прежде всего низкий технико-технологический уровень производства, поскольку в условиях сокращения объема выпуска и структурных сдвигов, связанных, в частности, с конверсией производства, следовало ожидать, при прочих равных условиях, некоторой стабильности показателя материалоемкости. По мере трансформации структуры производства можно ожидать повышение эффективности использования ресурсов как в результате сокращения неэффективных производств, так и рациональной организации модернизированных предприятий. Преобразование структуры производства ВВП сопровождается изменениями в
соотношении основных факторов производства - основного капитала и труда. В
экономике формируется принципиально новая воспроизводственная структура.
Таблица 7. Структура распределения инвестиций в основногой капитал и занятых по секторам экономики, %
В 1995г. доля занятых в производстве услуг составила 48.9% против Институциональные преобразования российской экономики сопровождаются
изменением соотношения между оплатой труда наемных рабочих и величиной
доходов от предпринимательской деятельности. Доля оплаты труда в ВВП
снизилась в 1995г. до 30% против 39% в 1993г. при повышении доли смешанных
доходов от предпринимательской деятельности за тот же период почти на Следует обратить внимание, что смешанный доход при действующей системе
оценки включает в себя изменение объемов начисленной амортизации. В связи с
переоценкой стоимости основных фондов удельный вес амортизации в ВВП
повысился с 13.2% в 1993г. до 18.2% - в 1994г. При исключении влияния
амортизации доля валовой прибыли экономики в ВВП сократилась за этот же
период с 46.7% до 32.5%. Рост амортизационных отчислений, увеличивая
себестоимость продукции и снижая прибыль, выступает фактором сокращения
налоговых отчислений в бюджет. Доля чистых налогов в ВВП за период 1993- В структуре валового выпуска с усилением ориентации на внешний рынок повышается доля экспорта. Изменение структуры производства в пользу добывающих отраслей сопровождается продолжающимся спадом производства капитальных и потребительских товаров. При сокращении объемов производства промышленной продукции в 1995г. на 3%, производство капитальных товаров уменьшилось на 10%, а потребительских - на 12.1%. Таблица 8.
Изменение пропорций производства определяет основные тенденции в структуре конечного потребления валового внутреннего продукта. Доля конечного потребления в ВВП составила 65.8% в 1995г. и несколько снизилась по сравнению с 1992г. за счет повышения расходов на чистый экспорт товаров и услуг. Конечное потребление домашних хозяйств в 1995г. повысилось до 42% против 33.7% в 1992г. при росте расходов органов госуправления на 5.2п.п. за этот же период. В структуре расходов домашних хозяйств по сравнению с 1992г. произошло
сокращение расходов на покупку товаров. В 1995г. розничный товарооборот по
отношению к 1994г. снизился на 7%, после некоторой стабилизации в 1994г. Сокращение реальной покупательной способности домашних хозяйств, в свою очередь, негативно воздействует на состояние отраслей потребительского сектора, в основном ориентированных на внутренний рынок (пищевой и легкой промышленности). Продолжается снижение производства по многим товарам длительного пользования при насыщении рынка импортными товарами. Розничный товарооборот в 1995г. лишь на 46% формировался за счет товаров отечественного производства, а 54% приходится на поступления товаров по импорту, в 1994г. это соотношение составляло 52% и 48% соответственно. В 1995г. замедлилось падение реального потребления населением платных услуг. В тоже время расходы населения на услуги, исчисленные в долях ВВП растут, что связано с опережающим ростом цен и тарифов на жилищные, коммунальные и транспортные услуги. Доля расходов на услуги в структуре конечного потребления домашних хозяйств также повышается. В структуре расходов на конечное потребление наблюдаются существенные
изменения в направлении их использования: прослеживается тенденция роста
склонности населения к сбережениям при сокращении потребительских расходов. Анализ структуры конечного потребления домашних хозяйств показывает, что население достаточно оперативно и гибко реагирует на изменения экономической конъюнктуры и быстро адаптируется к колебаниям на финансовых рынках. Постепенное повышение удельного веса в ВВП расходов на конечное потребление домашних хозяйств имеет закономерный характер в связи с сокращением гипертрофированных расходов на оборону. Валовое накопление в ВВП в 1995г. увеличилось примерно до 28.0% против Ограниченность финансовых возможностей предприятий в связи с систематическим обесцениванием собственных оборотных средств, в условиях высокой интенсивности инфляционных процессов, а также нерегулярности поступления денежных средств на расчетные счета способствовало изменению поведения производителей. Наблюдается ориентация производителей на использование накопленных запасов материально-технических ресурсов при уменьшении спроса на новые материалы и оборудование. В последнее время наметилось сокращение неустановленного оборудования и снизился спрос на новое оборудование. Сложившаяся экономическая конъюнктура не создает благоприятных условий для активизации инвестиционной активности. Продолжающийся процесс сокращения инвестиций в воспроизводство основного капитала осложняется сохранением тенденции уменьшения чистого накопления в национальной экономике. Доля чистого накопления в основном капитале в ВВП в 1995г. также снизилась до 13% против 15% в 1994г. Внутренний спрос на инвестиционные товары в 1995г. продолжал
сокращаться, хотя и отмечается ослабление спада производства в
капиталообразующих отраслях промышленности. В Iполугодии производство
капитальных товаров сократилось на 5% против соответствующего периода
прошлого года. При этом с появлением признаков стабилизации спад
производства капитальных товаров стал замедляться по кварталам 1995г., а в
июне впервые за истекшие три года выпуск средств производства увеличился на Сужение платежеспособного спроса при некотором оживлении промышленного производства привело к росту запасов готовой продукции и дальнейшему наращиванию прироста незавершенного строительства. Доля запасов материальных оборотных средств в ВВП выросла с 3.7% в 1994г. до 6% в 1995г. за счет роста нереализованных остатков готовой продукции. Снижение скорости оборачиваемости оборотных средств оказывает дестабилизирующее воздействие на финансовое положение предприятий и экономики в целом. Для улучшения финансовой деятельности и нейтрализации процесса обесценения собственных средств предприятий в условиях продолжающейся инфляции рассматриваются предложения о предоставлении предприятиям и организациям права осуществлять ежеквартальную индексацию основных средств и текущих материальных затрат в зависимости от роста цен. Таблица 9. Структура использования ВВП
Продолжает оставаться невыгодным для предприятий привлечение внешних инвестиционных ресурсов. Привлеченные средства для инвестирования в основной капитал составляют примерно 15% в общем объеме капитальных вложений, в т.ч. кредиты коммерческих банков - более 1%. Ухудшение условий финансирования за счет заемных средств со второго квартала 1995г. привело к свертыванию инвестиционного спроса в период сезонного расширения деловой активности в строительстве. Замедление темпов инфляции, снижение эффективности операций на
валютном рынке и рынке государственных ценных бумаг, рост склонности
населения к сбережению выступают факторами аккумуляции свободных денежных
ресурсов в банковской системе. По мере стабилизации экономического
положения и выравнивания доходности операций на отдельных сегментах
денежного рынка финансово-кредитные учреждения постепенно начинают
разворачивать деятельность по финансированию реального сектора экономики. Обзор структурных элементов В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ЗА 1998 г.
Результаты исполнения федерального бюджета представлены в таблице 1.
Согласно окончательным данным по исполнению бюджета на первые восемь
месяцев 1998 года уровень налоговых поступлений в федеральный бюджет, как и
предсказывалось в предыдущем обзоре, несколько уменьшился. Сокращение
расходной части федерального бюджета произошло в большем объеме (на 0,4%
2.Конъюнктура промышленности Интенсивность сокращения платежеспособного спроса в октябре
практически не изменилась. Как и в сентябре, более половины предприятий
сообщило о снижении этого показателя. Самое интенсивное снижение спроса (- Бартерный спрос на промышленную продукцию увеличивается в основном за счет черной металлургии, машиностроения, нефтехимии и легкой промышленности. В других отраслях балансы мало отличаются от нуля, а преобладают ответы « не изменился «. Падение выпуска в октябре замедлилось. Баланс ответов увеличился за
месяц на 12 пунктов, однако остается отрицательным - в промышленности
преобладают предприятия, сокращающие производство. Рост выпуска В октябре рост цен сохранился почти на сентябрьском уровне. При этом около половины предприятий сообщают о неизменности своих цен. Самое интенсивное изменение цен (по балансу) опросы зарегистрировали в цветной металлургии (+71 %), легкой (+76%) и пищевой (+67%) отраслях. Рост запасов готовой продукции зарегистрирован в октябре только в
черной металлургии и стройиндустрии. В других отраслях запасы снизились. Не смотря на сокращение объемов, оценки запасов ухудшились на 9
пунктов и стали положительными - в промышленности в целом преобладают
предприятия, считающие свои запасы избыточными. Недостаток запасов Прогнозы изменения выпуска после резкого падения в сентябре улучшились в октябре на 15 пунктов, но остаются отрицательными. Надежды на абсолютный рост выпуска (положительные балансы) преобладают только в металлургии и нефтехимии. Самые пессимистичные прогнозы получены в стройиндустрии (-54%) и пищевой промышленности (-26%). Прогнозы изменения цен претерпели в октябре лишь небольшую, по сравнению с сентябрьским скачком, корректировку на 9 пунктов. Планы увеличения отпускных цен безусловно преобладают во всех отраслях, кроме цветной металлургии. Самый интенсивный рост следует ожидать в пищевой отрасли (+72%), нефтехимии (+62%) и черной металлургии (+61%). Прогнозы изменения платежеспособного спроса улучшились в октябре на 15
пунктов, но значения баланса остаются отрицательными: только 9% предприятий
надеются на рост продаж своей продукции против 33%, ожидающих их снижения. Прогнозы изменения занятости ухудшились в октябре еще на 9 пунктов.
В октябре 1998 г. инфляционные процессы в российской экономике
замедлились (см. график 1). Осуществленная в сентябре – октябре эмиссия в
размере 26,1 млрд. руб. (16,45% прироста к концу августа 1998 г.) не
привела к ускорению роста цен (см. график 2). Во-первых, в результате
резкого скачка цен в сентябре 1998 г. денежная база сократилась по
отношению к августу в реальном выражении, и эмиссия означала, в
значительной степени, закрепление нового уровня цен. Во-вторых, меры,
предпринятые ЦБ РФ, по регулированию обменного курса рубля способствовали
снижению инфляционных ожиданий в ближайшие несколько месяцев. В-третьих,
существующий лаг в 5 – 8 месяцев между началом денежной эмиссии и ее
влиянием на уровень инфляции не позволяет сегодня оценить в полной мере
последствия политики ЦБ РФ в первые осенние месяцы. Таким образом, в
октябре 1998 г. индекс потребительских цен составит 101,5 – 102,1 к
сентябрю текущего года. В соответствии с уточненным прогнозом в целом за График 1. График 2. В конце октября 1998 г. ЦБ РФ опубликовал данные об основных
показателях денежно-кредитной политики на 1 сентября 1998 г. Денежная масса График 3. Динамика золотовалютных резервов Центрального банка РФ в сентябре – октябре 1998 г. свидетельствует, что меры, применяемые для регулирования обменного курса рубля и аккумуляции валюты внутри страны, пока не приводят к значительному росту резервов. Так, на 23 октября 1998 г. объем золотовалютных резервов составил 13,3 млрд. долларов, что всего на 1,3 млрд. долларов выше уровня на 18 сентября 1998 г. – самой нижней точки объема резервов ( см. график 4). График 4. .
Ухудшение параметров функционирования кредитно-финансового рынка для
реального сектора экономики и инициировали спад деловой и инвестиционной
активности. Объем новых инвестиций в основной капитал за январь-сентябрь Инвестиционный спад обусловлен ограниченными возможностями финансировании инвестиционных расходов как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов. Коммерческие банки в условиях крайней нестабильной ситуации на финансовых рынках и повышения инвестиционных рисков не проявляют интереса к долгосрочному кредитованию реального сектора. Усиливается тенденция к снижению инвестиционной деятельности со
стороны государства. В структуре инвестиций в основной капитал по
источникам финансирования доля профинансированных инвестиционных расходов
из федерального бюджета снизилась по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года. В январе-августе текущего года профинансировано всего около Предприятия не имеют достаточных собственных инвестиционных средств
необходимых для реализации инвестиционных программ. Процесс накопления
ограничивается ухудшением показателей финансовой деятельности:
систематическим ростом издержек производства, снижением рентабельности. В настоящее время в России за счет эмиссии корпоративных ценных бумаг финансируется менее 1% от общего объема внебюджетных инвестиций, а в странах с развитой экономикой от 10 до 40 %. Таблица 1
В условиях острого бюджетного кризиса, неустойчивости ситуации на
финансовом и фондовом рынках усилилась тенденция к росту кредиторской
задолженности за выполненные работы. Доля просроченной задолженности по
госзаказам и федеральным программам в общем объеме просроченной дебиторской
задолженности составляет 9,4% и по сравнению с началом года повысилась на В отраслевой структуре инвестиций в текущем году прослеживается
тенденция к сокращению инвестиций в основной капитал производственной
сферы. По сравнению с январем-сентябрем 1997 года объем инвестиций на
объекты производственного назначения инвестиций сократился на 2,9%. Анализ инвестиционной деятельности в разрезе секторов экономики и отраслей и подотраслей промышленности не дает оснований для пессимистических оценок перспектив развития рынка капитала. При всех трудностях переходного периода в отечественной промышленности накоплен опыт эффективного использования мощностей на основе реконструкции и технического перевооружения в таких отраслях как пищевая и швейная промышленность, производство строительных материалов, приборостроение и промышленность средств связи. Реструктуризация производственных мощностей позволяет проводить активную промышленную политику и сформулировать стратегию развития конкретного производства с учетом платежеспособного спроса на продукцию. Однако реализация потенциальных возможностей российского рынка
капитала предполагает стабильность ситуации в финансовом секторе экономике,
снижение процентных ставок и рисков долгосрочных вложений. Положение
усложняется кризисом доверия российских и иностранных инвесторов к кредитно
Последние месяцы характеризуются общим спадом активности как иностраннных, так и отечественных инвесторов. Зарубежные инвесторы в большинстве продолжают оставаться в ожидании определения перспектив экономического развития страны. Основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционных процессов в российской экономике, являются: финансовый кризис в банковской системе, политическая нестабильность, сомнения в способности правительства выдержать жесткий бюджет, опасность дефолта по внешним долгам. В последние годы политика России в области привлечения иностранных
инвестиций ориентировалась на финансовых инвесторов. До последнего времени
рост объемов привлекаемых иностранных инвестиций шел за счет вложений,
приходящихся на долю прочих инвестиций, формируемых в основном за счет
кредитов, полученных от не прямых инвесторов - Мирового банка, В условиях кризиса происходит снижение интереса инвесторов к
российским корпоративным бумагам в силу потери их ликвидности. За последние В связи с резко обострившейся ситуацией на российском фондовом рынке
автоматически изменилась структура иностранных инвестиций. Практика
последних двух месяцев показала, что влияние кризиса на прямые
капиталовложения было не столь велико, в связи с чем прямые иностранные
инвестиции, задействованные в создании предприятий с иностранным участием,
приобретают все большее значение. Объем накопленных прямых иностранных
инвестиций к 1 октября 1998 г. составил 10,7 млрд.долл. или 32% от
суммарных накопленных иностранных инвестиций за период 1991- 1998 гг. В настоящее время в России зарегистрировано 30 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, причем только за январь-сентябрь 1998 года их создано около 2 тыс. Зарубежные компании организуют совместное производство с целью использования дешевой местной рабочей силы, либо избежания высоких таможенных тарифов страны-реципиента. В случае с Россией решающим оказывается второй фактор. Несмотря на сложность экономической и политической ситуации в стране деятельность большинства совместных предприятий остается относительно стабильной. Многие западные компании по-прежнему считают Россию своим стратегическим партнером и не намерены снижать здесь свою деловую активность. Однако кризис все же оказал дестабилизирующее влияние и внес серьезные поправки в перспективы деятельности предприятий с иностранным участием. С изменением платежеспособного спроса и конъюнктуры внутреннго рынка в настоящее время СП корректируют свои объемы производства. Практика показала, что наибольшие возможности получения прямых иностранных инвестиций имеют региональные экономики, в силу развития селективного стимулирования иностранных инвестиций. Ряд российских регионов, которые имеют более сильные позиции вследствие своего промышленного потенциала, географического расположения или функционирования администрации, проводят активную деятельность по привлечению инвесторов в реальный сектор экономики и созданию благоприятного инвестиционного климата
Динамика внешней торговли России в 1998 г. продолжает сдерживаться влиянием ряда факторов. Прежде всего это негативные тенденции в развитии мировой экономики, обусловленные экономическим кризисом, неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура для основных товаров российского экспорта, низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, а также дискриминация российских экспортеров на международных рынках по ряду товарных групп. Внешнеторговый оборот России, по по данным Госкомстата РФ, за январь- август 1998 г. сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 4,1% и составил 95,2 млрд.долл., в том числе экспорт - 48,3 млрд.долл. (сокращение на 12,7%), импорт - 46,9 млрд.долл. (рост 6,6%) Снижение темпов роста импорта (за I полугодие рост составил 8,4%) было вызвано резким уменьшением импортных закупок в конце августа, которые произошли в связи с падением курса рубля по отношению к доллару и банковским кризисом, что практически парализовало деятельность абсолютного большинства импортеров. Так, по данным ГТК России, в третьей декаде августа по сравнению с первой импорт мяса и мясных продуктов сократился в 3 раза, рыбы - в 4 раза, масла животного и растительного - в 3 с лишним раза, сахара в 4 раза. Положительное сальдо торгового баланса России в январе-августе 1998 г.
снизилось по сравнению с аналогичным показателем 1997 г. на 87,6% и
составило всего 1,4 млрд.долл. Уменьшение сальдо торгового баланса означало
сокращение валютных поступлений в страну и ограничивало возможности Внешнеторговый оборот со странами, не входящими в СНГ, составил 73,5
млрд.долл., чо на 4,5% меньше аналогичного показателя 1997 г., в том числе
экспорт - 37,7 млрд.долл. (сокращение на 4,5%), импорт - 35,8 млрд.долл. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: A. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1. Цели структурных преобразований 2. Формы, факторы и направления структурных Преобразований 3. Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса 4. Использование внешнеэкономических связей для решения задач структурных преобразований ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: B. Основные тенденции в российской экономике в 1992-1996 гг. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
|
|
||