Социальный менеджмент
Социальный менеджмент: понятие
Социальный менеджмент – это одно из направлений менеджмента, в задачи которого входит изучение процессов мотивации, закономерностей возникновения социальных отношений, решение социальных проблем на производстве, анализ социальных
последствий управленческих решений. Социальный менеджмент тесно связан с экономикой и производственными процессами предприятия.
В качестве объекта социального менеджмента выступают социальные взаимоотношения и процессы внутри организация. Субъектом социального менеджмента являются группы в иерархии социально-экономического управления организацией.
Это междисциплинарная наука, которая сочетает в себя знания социологии, менеджмента, социальной психологии, социологии труда, психологии, статистики и др.
К сфере регулирования социального менеджмента относят:
- субъект-объектные отношения социального менеджмента;
- установления связей между участниками социальных процессов в организации (вертикальных и горизонтальных);
- взаимоотношения между руководящим составом организации и подчиненными, иерархия подчинения;
- отношения внутри организации, а также выстраивание отношений с ее подразделениями;
- отношения внутри коллектива и с внешней средой организации;
- отношения между индивидуумами, отдельными группами, коллективом в целом;
- постоянные связи внутри коллектива, временные взаимоотношения и др.
Принципы социального менеджмента:
- применение единой системы социального менеджмента ко всей организации;
- рациональность средств и методов системы социального менеджмента и их пропорциональность применения в отношении управляющих и подчиненных подсистем;
- разумная централизация и децентрализация функций социального менеджмента;
- привлечение всех участников производственного процесса к социальному менеджменту.
Предмет ведения социального менеджмента
Можно выделить несколько областей к ведению, которых относится социальный менеджмент:
- вопросы, связанные с построением иерархии власти. Излишняя централизация власти органов управления производством, некачественный подбор управляющих кадров (их некомпетентность, наличие аморальных качеств, пассивная позиция в
обществе и в коллективе), непродуманная политика ротации кадров, назначение на руководящие должности некомпетентных руководителей, так же как и освобождение от должности эффективных сотрудников.
- Распределение ролей и возникновение проблем, связанных с положением менеджмента в организации, а также ситуации по распределению имеющихся ресурсов между руководством и подчиненными. Непродуманная система распределения
имеющихся благ, непропорциональное распределение имеющихся благ по отношению к реальному вкладу в производство сотрудником.
- Вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, финансовой сферой, оплатой труда, учетом и контролем процессов производства, организации и охраны труда. Если такие процессы не осуществляются прозрачно и эффективно, то они
могут порождать определенные социальные последствия и проблемы.
- Вопросы, связанные со стилем руководства организацией. Насколько оперативно и своевременно решаются производственные проблемы, адаптивность и динамика социальных групп к работе в изменившихся условиях, готовность социальных
групп внутри организации стать субъектом перестройки.
|