|
Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населенияКраткое описание документа Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населенияВ Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и смотреть на рефераты похожие на "Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания населения" СОДЕРЖАНИЕ Введение. Основная часть: 1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения. 2. Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 годы. 3. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания. 4. Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Ленинградской области. Выводы. Литература. ВВЕДЕНИЕ В Советском Союзе существовала четкая структуризация отраслей народного хозяйства и, хотя термины «малый бизнес» и «ремесленничество» не применялись, можно было назвать отрасли, которые содержали предприятия и организации, аналогичные по экономическим параметрам и механизмам управления предприятиям малого бизнеса и ремесленничества. Традиционными отраслями малого бизнеса были бытовое обслуживание населения, местная промышленность, народные промыслы, промкооперация и некоторые другие, которые по другой терминологической линии можно было отнести к отраслям, содержащим в основном ремесленные предприятия. Фактически все эти отрасли, за исключением некоторых направлений
деятельности промкооперации, в период реформаторства, с 1990 по 1998 год,
были разрушены принятыми федеральными законами, постановлениями
правительства, новыми структурами управления на местах и вновь избранными
руководителями регионов и законодательных собраний, малосведущими в этом
деле. С учетом того, что служба быта еще в 1987 году перешла на договорные
условия работы и фактически превратилась в 137 тыс. мелких производителей
услуг, у которых остались централизованными лишь специализированные,
заготовительные, ремонтные, метрологические, транспортные и подобные им
подразделения, количество предприятий бытового обслуживания к 1996 году
уменьшилось до 57 тыс., а если не принимать во внимание «методику досчета» Проблему бытового обслуживания исследует Кобелев Николай Борисович в своей книге «Организация ремесленной деятельности». Данное издание адресовано широкому кругу читателей, занимающихся ремесленной деятельностью, экономистам, руководителям предприятий, специалистам по организации малого бизнеса, студентам и аспирантам экономических специальностей. Книга посвящена проблемам ремесленничества в бытовом обслуживании населения, организации ремесленных палат, различным законодательным и нормативным документам Российской Федерации по бытовому обслуживанию. Суть вопроса заключена в том, что малому бизнесу и предприятиям, которые можно отнести к ремесленным, широко разрекламированным реформаторами в период с 1990 по 1998 год, в это же время был нанесен значительный урон проводимыми реформами, и в первую очередь неумелой приватизацией и коммерциализацией. Существовавшее в Советском Союзе законодательство, подзаконные акты, структуры, традиционные для малого бизнеса и предприятий, которые можно отнести к ремесленным, были бездумно упразднены, и замены им нет до настоящего времени. Процесс разрушения малого бизнеса и ремесленничества несколько замедлился к 1997 году, когда многие практические работники, экономисты, ряд политических деятелей, значительная часть законодательных собраний субъектов федерации. Государственная Дума поняли пагубность проводимого экономического курса и начали подготовительную работу к формированию законодательства, действительно стимулирующего развитие малого бизнеса и ремесленничества. Законопроект «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации» первый законопроект, который позволяет предприятиям бытового обслуживания после почти десятилетнего периода неорганизованности и бесправия восстановить хотя бы частично свои профессиональные институты в рамках негосударственной схемы организации управления, основой которой должны стать ремесленные палаты. Цель моего реферата – стабилизация и развитие деятельности предприятий бытового обслуживания населения, преодоление кризисного состояния отрасли, обеспечение насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, и, в первую очередь, социально-приоритетными, повышения их качества. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В своем развитии предприятия и предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются с серьезными трудностями и проблемами: 1. Анализ состояния организации бытового обслуживания населения Бытовое обслуживание населения является главным направлением деятельности по восстановлению ремесленничества в России. И наоборот, восстановление бытового обслуживания непосредственно связано с введением ремесленничества в нашей стране. Бытовое обслуживание населения до 1991 года существовало как
специфическая отрасль народного хозяйства, которая обеспечивала
удовлетворение самых насущных потребностей населения в среднем на 70% от
рационального норматива. Объем бытовых услуг в России в 1990 году достиг
более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988 – 1990 годах составлял в
среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось
более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового обслуживания. В настоящее время бытовое обслуживание перестало существовать как
отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7% от уровня 1990
года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов населения,
удовлетворена в среднем на 40%. Количество ателье, мастерских, приемных
пунктов на 1 октября 1996 года (по данным Госкомстата) составило всего Если ранее бытовыми услугами пользовались практически все население,
то сейчас положение изменилось. Лишь 5 – 10% наиболее обеспеченного
населения получают все нужные им услуги, а основная масса людей не в
состоянии почистить одежду, отремонтировать обувь, телевизор, стиральную
машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с доступными
ценами. В настоящее время сложились монопольно-высокие цены на бытовые
услуги в связи с отсутствием конкуренции из-за ликвидации массовой сети
бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения. Например,
в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50 руб.,
а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку на дамской сумочке
не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз ниже. Однако в малых городах, особенно в сельской местности и северных районах, положение катастрофическое. Там служба быта практически отсутствует. О простом человеке – сельском труженике, рабочем добывающей промышленности на северных окраинах нашей страны, т.е. о людях, которые фактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность и экономику, - государство совсем забыло. Ранее служба быта села и северных районов дотировалась государством путем перераспределения прибыли, получаемой от бытового обслуживания. В 1990 году она составила около 800 млн руб., или примерно 3 трлн руб. в ценах 1998 года. Теперь же бюджет получает от бытового обслуживания менее 1% этой суммы. Такова цена социальной и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания. По нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения в
бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась примерно на Ссылка на свободу рынка для всех желающих участвовать в нём оказалась явно дилетантской по отношению к сложнейшим и тончайшим механизмам рыночного регулирования. И дело здесь не только в неумелой налоговой политике и инфляции. Главное в том, что полностью разрушена система профессионального регулирования сферы бытовых услуг – от федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200 лет в России система ремесел, которая в советское время называлась отраслевыми группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы, краснодеревщики, часовщики, ремонтники и т.п.). Каждая такая отраслевая группа готовила профессиональные кадры, имела эталонных мастеров-наставников, свои традиции, праздники, свой круг общения. Регулярно 2 – 3 раза в год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания в каждом регионе или городе. Сегодня наша задача заключается, конечно, не в том, чтобы вспоминать былое и сокрушаться по поводу сложившихся обстоятельств. Нам необходимо воссоздать существовавший ранее профессионализм, который не зависит от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен иметь чёткую систему регулирования по технологии оказания услуг, оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству и безопасности. Складывающаяся система регулирования рынка бытовых услуг не должна подчиняться государству. Нельзя повторять судьбу службы быта России, ведь с ликвидацией государственного учреждения – Минбыта РСФСР – были разрушены почти все профессиональные структуры бытового обслуживания. Бытовое обслуживание – это профессиональное ремесло, традиции, способ организации быта нашего населения, которые должны быть надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных. Как и всяких профессионализм, ремесло бытового обслуживания на терпит администрирования и формализма. Оно должно существовать как самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в тело государства. Государство не должно вмешиваться в экономику, технологию, организацию, управление рынком услуг, за исключением вопросов, связанных с безопасностью потребителя, нанесением ему материального и морального ущерба, защитой окружающей среды и стимулированием предоставления тех или иных услуг в определенном районе. Вместе с тем правовые основы деятельности независимой от государства службы быта могут быть установлены только федеральным законом. Каково же существующее правовое поле в отношении бытового
обслуживания населения? В Конституции РФ нет ни одного слова о бытовом
обслуживании ни в статье 71, определяющей сферы деятельности, которые
находятся в ведении Российской Федерации, ни в статье 72, устанавливающей
сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Видимо,
согласно статье 73, те области деятельности, которые не включены в статьи Однако в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с федеральными законами организацией бытового обслуживания населения в государственном масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный, ни территориальный, ни местный уровни управления. Бытовое обслуживание полностью отделено от государства. В бытовом обслуживании используются примерно 3000 технологических процессов и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80% применяемых технологий таковы, что их нарушение может привести к опасным и очень опасным для потребителя последствиям. Так, при химчистке применяются компоненты , из которых 236 являются ядами; услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении; 40% сапожником имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта и обслуживания предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних животных (особенно бродячих собак) при отклонении от технологии может привести к заражению весьма опасными для жизни человека бактериями; некачественная переработка сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это лишь небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при несоблюдении технологий бытового обслуживания. Ранее в России защитой потребителей, разработкой технологии и подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались 14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 4 вуза с тремя филиалами, 19 техникумов, 99 учебно-производственных комбинатов, а в каждом субъекте федерации имелся специализированный производственно-технический комбинат бытового обслуживания, 10 – 12 отраслевых объединений, в составе которых были производственные, технологические, метрологические, и внедренческие службы, отделы управления качеством. Сегодня вся эта огромная профессионально-технологическая структура бытового обслуживания практически не существует. С 1992 года в России введены в действие лишь три новых стандарта (а их было 155), и с 1996 года служба быта практически не имеет ни одного нормально действующего республиканского стандарта; из 80 тыс. технологических норм и нормативов, разработанных до 1992 года, более 70% полностью устарели. До 1992 года в бытовом обслуживании действовали 26 отраслевых правил по химчистке, ритуальным услугам, работе парикмахерских, бань и т.п., утвержденных Минбытом РСФСР, которые в настоящее время утратили юридическую силу. Разрабатывать и утверждать новые правила просто некому – нет профессиональных организаций, имеющих на это право. Таким образом, налицо, с одной стороны, полное отделение службы быта
от государства, а с другой – ликвидация профессионально-технологических
структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без которых
существование этой сферы деятельности в рамках правового поля статьи 71 2. Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Концепция развития сферы бытовых услуг и ремесленничества в Бытовое обслуживание населения и ремесленничество являются органической частью экономики страны, главной целью которой является человек с его социальными потребностями и индивидуальными способностями. При разработке концепции учитывался имеющийся в некоторых субъектах Учитывалась также необходимость принятия Закона «Об основах бытового
обслуживания населения в Российской Федерации». Предлагаемая концепция
использует положения проекта Закона, предложения, высказанные депутатами Настоящая концепция является органичным продолжением, разработанной ранее Росбытсоюзом концепции на период 1996 – 2000 годы, которая показала полную свою жизнеспособность. 2.1. Состояние сферы бытовых услуг и ремесленничества в Российской Россия вступила в 2000 год в условиях ожидания оживления экономики,
преодолев наиболее острые последствия финансового и экономического кризиса Итоги развития экономики России в 1999 году свидетельствуют в структурных изменениях хозяйственной ситуации. Безусловно, позитивным результатом является рост промышленного производства в 1999 году, который не только компенсировал спад его в 1998 году, но и обеспечил превышение по физическому объему выпуска уровень относительно благоприятного 1997 года почти на 2,5%. По ВВП достигнутый рост (3,2%), на полностью компенсировал его снижение в 1998 году. Причиной стало сокращение физического объема оказываемых и потребляемых услуг. Это говорит о том, что методологическое обеспечение баланса денежных доходов и расходов населения требует дополнительного анализа и возможно изменения. Некоторые успехи в производстве сопровождаются качественными
изменениями в финансах предприятий: значительно сократилось количество
убыточных предприятий, несколько возросла прибыль, увеличились оборотные
активы в денежной форме. Можно отметить некоторый прирост вложений в
основные средства, а также иностранные инвестиции в российскую экономику. Деятельность в сфере платного обслуживания происходила в соответствии с общей ситуацией в экономике России. Общий объем бытовых услуг, полученных населением в 1999 году (с
учетом неформальной экономики) составил 71844 млн рублей, это составляет В тоже время в 47 субъектах Российской Федерации произошло снижение объемов бытовых услуг в сопоставимых ценах. Особенно неблагополучное положение с получением населением бытовых услуг складывалось в автономных округах, большинстве Северных и сибирских территориях. Вывод: В сфере бытового обслуживания населения – одной из важных по своей социальной значимости, в целом по России наметились положительные тенденции, вместе с тем в большей части субъектов Российской Федерации продолжилось падение бытовых услуг, и как следствие снизились поступления в бюджет органов власти различных уровней. За последнее время существенные изменения произошли в структуре потребляемых услуг. Более чем в 3 раза поднялся удельный вес услуг по ремонту и строительству жилья, в 1,3 раза – транспортно-экспедиторских услуг, в 2,2 раза услуги по ремонту и строительству жилья. Фактически сохранили и даже несколько улучшился удельный вес в общем объеме бытовых услуг по сравнению с 1990 годом услуг по ремонту и индивидуальному пошиву одежды, в тоже время в 12 раз снизился удельный вес услуг по прокату, в 3,4 раза – химической чистке и крашению, более чем в 3 раза упал удельный вес услуг по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, изготовлению и ремонту мебели, прачечных, в 1,8 раза – парикмахерских. Изменения в структуре спроса на услуги, удержание составляющих
себестоимости их производства и другие факторы оказались на росте цен. Что касается ремесленников, то после распада системы местной промышленности эта сфера занятости в основном выпала из поля зрения государственных органов, особенно на федеральном уровне. Только некоторые предприятия художественных промыслов смогли объединиться в ассоциацию, а народные промыслы – разобщены и нуждаются в профессиональном организационном начале. В 1999 году в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества России окончательно сложились многоукладные экономические отношения. Оформились 3 основные группы хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм: 1. Индивидуалы (мастера, ремесленники). 2. Малые предприятия с численностью до 30 человек. 3. Элитные предприятия (Дома моделей, Торгово-сервисные центры, салоны и т.п.), характеризующиеся высоким уровнем оснащенности, квалифицированными кадрами, современным высокопроизводительным оборудованием. В ряде субъектов Российской Федерации администрации стали уделять
пристальное внимание вопросам бытового обслуживания населения. Созданы
государственные и муниципальные структуры, координирующие деятельность
предприятий в этой сфере экономики. Появились профессиональные объединения Вместе с тем на федеральном уровне, в структуре Правительства РФ, нет органа способного координировать развитие и через систему предприятий и ремесленников решать социальные проблемы в обществе, касающиеся удовлетворения потребностей населения в услугах. На уровне субъектов Российской Федерации, предприятий накапливаются нерешенные вопросы по нормативной базе, обмена опытом работы, сертификации, технологическим, конструктивным и другим специфическим проблемам (налоговая и кредитная политики, статистика и методология учета услуг). 2.2. Направление развития бытового обслуживания населения и ремесленничества в Российской Федерации на период 2000 – 2005 года Период - 1996 – 1999 годы определялся поиском путей стабилизации деятельности предприятий, организаций, ремесленников в условиях рыночной экономики. Посту установления многоукладных экономических в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества основными проблемами дальнейшего движения вперед стали следующие: 1. Самоустранение Федеральных органов власти от координации развития бытового обслуживания населения и неадекватная Государственная политика в сфере малого предпринимательства. 2. Отсутствие полной правовой базы стимулирующей деятельность предприятий, организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества. 3. Создание рыночных структур профессиональных объединений как на различных уровнях административных единиц, так и в целом в Российской Федерации, способных стать основой профессионального единства, центром технологической культуры и качества работ, услуг. 4. Взаимодействие профессиональных объединений с органами власти, с учётом защиты их интересов и поддержки. 5. Пути создания благоприятных условий хозяйствования в рамках рыночной экономики: 6. Отсталая кадровая политика, некомпетентность и непрофессионализм руководителей крупных и малых предприятий, ввиду их частой сменяемости и полная их незащищенность. Создание правовой базы стимулирующей деятельность предприятий и организаций в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества Имеющиеся законодательные акты и Постановления в области бытовых услуг и ремесленничества не образуют целостной системы, что существенно снижает эффективность деятельности предприятий и развитие их предпринимательской активности. Главной задачей на ближайшую перспективу является окончательное принятие Закона Российской Федерации «Об основах бытового обслуживания населения в Российской Федерации». Именно в нем заложены правовые основы, определяющие развитие бытового обслуживания населения и ремесленничества, вопросы регулирования и поддержки хозяйственных субъектов. Названный Федеральный Закон определяет правовое поле системы Практика некоторых субъектов Российской Федерации, принявших подобные
местные Законы, создание территориальных Ремесленных палат и Ремесленной
палаты России дает возможность до принятия Федерального Закона «Об основах
бытового обслуживания населения в Российской Федерации» продолжить начатую
работу имеющейся правовой базы. При этом имеется в виду разработка регистра Кроме того, принимаемые федеральные и местные законодательные акты по налогообложению (налог с продаж, налог на вмененный доход и другие) должны стимулировать стремление предприятий бытового обслуживания населения и ремесленников, к развитию производства, быть привлекательной сферой для инвесторов. Создание рыночных структур профессиональных объединений в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества За последние годы как в стране в целом, так и в субъектах Российской Практика показала, что жизнеспособными оказались смешанные структуры или профессиональные объединения, наделенные органами власти рядом функций, существенных для жизнедеятельности отдельных предприятий и ремесленников. Предстоящий период должен стать периодом неуклонного подъема в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества, впитавшим в себя идеи создания устойчивого среднего класса, класса собственников на базе малого предпринимательства. Главным структурным звеном в этом случае должны стать некоммерческие партнерства – территориальные ремесленные палаты, объединенные ремесленной палатой России. Ремесленные палаты должны выполнять функции: центров по координации деятельности предприятий службы быта и ремесленников, подготовке и переподготовке кадров, сертификации, разработке и внедрению нормативных документов, обеспечивающих профессионализм и качество выполняемых работ, решение технических и технологических проблем, юридической защите и некоторые другие. Ремесленные палаты могут объединять, как отдельных ремесленников, так и их объединения по отраслевому принципу – гильдии. Профессиональные объединения и органы власти В настоящее время бытовое обслуживание населения и ремесленничество остаются одним из секторов экономики, государственное регулирование которого требует особого внимания. Государственное регулирование осуществляется властными органами через
профессиональные объединения Ремесленной палаты, пользуясь поддержкой и
выполняя ряд важных узаконенных функций координирует деятельность
предприятий службы быта и ремесленников, в том числе вносят предложения по
их финансовой поддержке, представлении льгот, лоббировании интересов во
властных структурах. В тоже время, органы власти используют возможности Согласно Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и
услуг» ремесленные палаты могут заниматься сертификацией. В Законе
записано, что допускается участие в проведении работ по обязательной
сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений Для тесного взаимодействия в органы Управления ремесленных палат
могут включаться представители властных структур. Органы власти субъектов 2.3. Инвестиционная политика В разработанных сценарных условиях функционирования экономики страны
в 2001 году и на период до 2003 года и рассмотренных на заседании Основной целью кредитной политики, на период до 2003 года, по предложениям работников, является создание нормативной и институциональной базы для обеспечения нефинансового сектора экономики ресурсами по ставкам привлечения, сопоставимым с рентабельностью производственной деятельности. В этой связи – главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг и ремесленничества является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности и заинтересованности банков, предпринимателей в развитии сферы бытового обслуживания и ремесленничества в субъектах Российской Федерации на местах. Причем инвестиционная активность должна стимулироваться действиями органов власти всех уровней, созданием экономической привлекательности занятия бытовым обслуживанием населения и ремесленничеством, создания зоны благоприятствования (виды и ставки налогообложения; коммунальные платежи; арендная плата и т.п.) в целях обеспечения доступных цен на оказываемые услуги и производимый ремесленниками товар, изделия. Инвестиционная деятельность может осуществляться также за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций целевого характера. В целях поддержки районов со слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимо предусмотреть отчисления от сумм реализации услуг и продукции в фонд развития бытового обслуживания населения и ремесленничества при ремесленных палатах и фондах поддержки малого предпринимательства, расположенных в территориях. 2.4. Налоговая политика В целях сбалансирования государственного бюджета и необходимости
расширения финансовой базы предусматривается совершенствование налоговых
реформ, направлениями которых являются: В целях выполнения поставленных задач с 2001 года предусматривается введение в действие специальной части налогового кодекса, в которой будут решены основные проблемы в налогообложении прибыли, поэтапно отменены оборотные налоги, пересмотрено налогообложение в сырьевых отраслях, сокращено число налогов за счет отмены малозначимых налогов и объединения налогов со сходной базой и пр. Как видно, Правительство не имеет конкретных мер, направленных на ослабление налогового пресса на предприятия малого и среднего бизнеса и, особенно в сфере бытового обслуживания и ремесленничества. Должна существенно реформироваться налоговая система в малом и среднем бизнесе, в сфере бытового обслуживания населения. 2.5. Подготовка кадров Система подготовки кадров для сферы бытового обслуживания и ремесленничества должна осуществляться ремесленными палатами всех уровней. Внимание ремесленных палат субъектов Российской Федерации должно быть сосредоточено на подготовке рабочих отраслевых профессий и ремесленников как через специальные группы, созданные в профтехучилищах, так и непосредственно на рабочих местах (подмастерья). На Федеральном уровне необходимо определить базовые предприятия для подготовки специалистов-технологов, менеджеров по заявкам с мест. Для этого в Ремесленной палате России должен быть создан Учебный центр. 2.6. Сертификация Основными рыночными рычагами регулирования деятельности предприятий бытового обслуживания населения являются механизмы лицензирования и сертификации. Учитывая, что государственные законодательные акты мало охватывают отраслевые виды бытовых услуг лицензированием, надо больше внимания уделять вопросам сертификации. Необходимо иметь такой механизм сертификации, который в соответствии
с Законом о сертификации обеспечит доступное и понятное для всех
предприятий и ремесленников проведения проверочных работ по подтверждению
соответствия услуг (работ) установленным требованиям нормативных документов На данный момент только 4 вида бытовых услуг подлежат сертификации Главным направление в проведении сертификации должна стать
организационная работа созданных Госстандартом России Центральных органов 2.7. Система реализации концепции Координация деятельности федеральных и региональных органов по
реализации основных положений Концепции, разработке нормативных актов,
возлагается на Государственную комиссию при Правительстве Российской Комиссия осуществляет контроль над ходом выполнения Концепции и, в
необходимых случаях, вносит на рассмотрение Правительства Российской 3. Перспективный план развития малых предприятий в сфере бытового обслуживания Предприятий занимающихся оказанием бытовых услуг как видно пока еще очень мало, поэтому необходимо способствовать созданию новых и поддерживать уже существующие. Вот основные направления развития бытового обслуживания на примере Ленинградской области: 1. Подготовка кадров для предприятий сферы бытового обслуживания по направлениям: Этапы: a) Выявление потребностей; b) Создание учебных центров на базе ПТУ; c) Организация обучения: * Подготовка программ, * Организация учебных групп, * Заключение договоров с учебными центрами. d) Обучение. Исполнители: > Фонд «Рецепт»; > Ремесленная палата Ленинградской области. Источники: > Бюджет Ленинградской области; > Бюджеты муниципальных образований; > Средства слушателей. Меры: 2. Обеспечение предприятий бытового обслуживания производственными помещениями. Этапы: > Исследование потребностей; > Исследование имеющихся ресурсов в муниципальном образовании; > Разработка предложений и проектов; > Предоставление. Исполнители: > Правительство Ленинградской области; > Администрации муниципальных образований; > Фонд «Рецепт»; > Ремесленная палата Ленинградской области; > Муниципальные фонды. Источники: > Муниципальное имущество. Меры: > Совещания (Леноблкомимущ., КУМИ, отраслевых комитетов); > Выработка рекомендаций по предоставлению льгот. 3. Обеспечение предприятий бытового обслуживания оборудованием. Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт». Источники: > Неиспользуемое (БУ) оборудование; > Конфискат; > Лизинг. Меры: > Оказание услуг по снабжению. 4. Разработка инвестиционных проектов в приоритетных направлениях. Этапы: > Исследование потребностей; > Разработка типовых бизнес планов; > Привлечение инвестиций или кредитов. Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт»; > Муниципальные фонды. Источники: > Бюджет Ленинградской области; > Частные средства; > Кредиты. Меры: > Конкурсы; > Льготы; > Гарантии Правительства, администраций муниципальных образований. 5. Доведение областного и муниципального заказа до предприятий, являющимися потенциальными его исполнителями. Этапы: Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт»; > Муниципальные фонды. Источники: > Средства областного бюджета; > Средства бюджетов муниципальных образований. Меры: > Гласность. 6. Организация и систематическое проведение выставок-ярмарок продукции художественных промыслов и ремесел. Этапы: > Переговоры с администрацией муниципального образования о помещениях; > Распространение информации; > Решение организационных и финансовых вопросов. Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт»; > Муниципальные фонды. Источники: > Средства предпринимателей. Меры: > Гласность; > Реклама; > Привлечение зарубежных участников. 7. Оказание информационно-маркетинговых услуг предприятиям: > по текущему спросу и предложению; > по установлению деловых контактов; > снабжению и сбыту продукции; > кооперации (в том числе с большими предприятиями); > обмену ресурсами. Этапы: > Создание клиентской базы данных; > Сбор, систематизация и распространение информации; > Предоставление услуг на основе договорных отношений. Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт»; > Муниципальные фонды. Источники: > Средства предприятий; > Бюджет. Меры: > Реклама. 8. Защита прав предприятий, представительство перед органами законодательной и исполнительной власти. Этапы: Исполнители: > Ремесленная палата Ленинградской области; > Фонд «Рецепт»; > Муниципальные фонды. > Общественные объединения. Меры: В большинстве Муниципальных образований Ленинградской области все
еще нет статистических данных по количеству предприятий бытового
обслуживания на их территории, по наименованию отраслей, формам
собственности. Так же необходимо узнать мнение населения данной территории,
какие именно услуги более предпочтительны, и в каком объеме. В каждом
районе потребности в бытовых услугах свои: в зависимости от удаленности от В этих целях должны быть разработаны анкеты для того чтобы узнать обстановку в каждом районе индивидуально. Вначале анкетирование должно проводиться в форме экспресс опроса. Позже, когда появится первоначальная база данных, на ее основе разрабатываются другие анкеты, приносящие более полную информацию о состоянии и перспективе бытового обслуживания населения. Одна анкета должна предназначаться для изучения мнения руководителей
малых предприятий сферы бытового обслуживания, для изучения мнения жителей 4. Предложения по поддержке бытового обслуживания населения в Разработка и принятие Правительством Ленинградской области Программы
развития бытового обслуживания на территории Ленинградской области с
включением вопросов о создании системы государственной, муниципальной
поддержки предприятий бытового обслуживания, оказывающих социально-значимые
услуги, особенно в сельской местности, включающую: Ленинградской области; Выводы Состояние и развитие сферы бытовых услуг колеблется в очень широком диапазоне и зависит прежде всего от эффективности организационно- экономических мер, принимаемых региональными и местными органами управления. Перелому в развитии рынка услуг прежде всего способствовала работа, которая проводилась на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Она выражалась в укреплении и расширении существующих служб в регионах по координации рынка услуг, включении финансово-экономических рычагов управления этой сферой, которыми являлись льготное налогообложение и кредитование, установление льгот по арендной плате и коммунальным платежам, продажа помещений по льготным ценам, установление территориального заказа на конкурсной основе не социально-значимые виды услуг, прямое финансирование из территориального бюджета. Принимались меры по стабилизации рынка и на федеральном уровне. Это прежде всего решение о макроэкономическом прогнозировании объемов услуг по годам и на перспективу по субъектам Российской Федерации не только в целом по платным услугам, но и по видам, в том числе бытовым, что позволило оценить объемы социально-значимых услуг по видам и по территориям, способствовало росту налоговых платежей, анализу баланса денежных расходов и доходов населения, облегчению расчетов при формировании потребительской корзины и т.д. Принятые Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав
потребителей» с изменениями и дополнениями к нему, «Гражданский Кодекс» Литература
М., 1996. СПб., 1995. Федерации на период 2000 – 2005 годы (проект). М., 2000. Минэкономики России по вопросу «О состоянии потребительского рынка платных услуг населению в Российской Федерации и перспективах его развития», 1 декабря 1999г. М., 1999. Международные отношения, 1997. 1991. № 48. 1992. № 2. 1992. № 4. Совета. Российской Федерации. 1993. № 33. Совета. Российской Федерации. 1992. № 15. 32. 25. Российской Федерации» (проект). Федерального Собрания Российской Федерации 19 мая 1999 года). 1997. № 2. 1997. № 3. 1997. № 5. СПб., 1997. -----------------------
|
|
||