|
Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связяхКраткое описание документа Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связяхФинансы имеют большую историю. Но только Х1Х в. можно считать началом первого этапа курсообразования, так как именно тогда была официально оформлена первая валютная система. Одна и та же валютная система со св смотреть на рефераты похожие на "Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связях"
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Евро – новая международная валюта, ее роль в мирохозяйственных связях» Курсовую работу выполнила студентка 3 курса группы 736 . Телешова Елизавета Викторовна . Научный руководитель: Новокшенова Людмила Васильевна, заведующий кафедрой . НИЖНИЙ НОВГОРОД 2001 год. Содержание Введение. 3 Введение. Финансы имеют большую историю. Но только Х1Х в. можно считать началом первого этапа курсообразования, так как именно тогда была официально оформлена первая валютная система. Одна и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики. Результатом возникающих противоречий становятся кризис. При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных принципов и резко обостряются валютные противоречия, существующая валютная система заменяется на новую. В истории валютных отношений было несколько валютных систем. Интернационализация и глобализация мировой экономики способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений между странами. С середины XX столетия международные валютные отношения получают новый импульс развития. Проблемы устойчивости валют, допустимых границ их колебаний по отношению друг к другу и резервным валютам становятся важнейшими проблемами мирового хозяйственного развития. Создание эффективного валютного механизма для бесперебойного осуществления мировых хозяйственных связей становится центральной задачей международной финансовой системы. Международные валютные отношения представляют совокупность экономических отношений, связанных функционированием денег как мировых денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод прибылей на инвестиции предоставление займов и субсидий, научно-технический обмен, туризм, государственные и частные денежные переводы. Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровнях. На национальном уровне они охватывают сферу национальной валютной системы (НВС). НВС представляет часть денежной системы страны. Национальная валютная система — это форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны. Национальная валютная система включает следующие основные составляющие: • национальную денежную единицу (национальная валюта); • состав официальных золотовалютных резервов; • паритет национальной валюты и механизм формирования валютного курса; • условия обратимости национальной валюты; • наличие или отсутствие валютных ограничений; • порядок осуществления международных расчетов стран; • режим национального валютного рынка и рынка золота; • национальные органы обслуживания и регламентирующие валютные отношения страны. Связующим звеном между национальными валютными системами является паритет и валютный курс. Здесь необходимо пояснить, что же это такое. Паритет — это соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом. Валютный курс представляет собой соотношение между валютами отдельных стран или "цену" валюты данной страны, выраженную в валютах других стран. Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства. Она возникла в результате эволюции мирового капиталистического хозяйства и юридически закреплена межгосударственными соглашениями. Основными элементами международной валютной системы являются: • национальные и коллективные резервные валютные единицы; • состав и структура международных ликвидных активов; • механизм валютных паритетов и курсов; • условия взаимной обратимости валют; • формы международных расчетов; • режим международных валютных рынков и мировых рынков золота; • межгосударственные организации, регулирующие валютно-финансовые отношения (МВФ, МБРР и др.). Международная валютная система включает и комплекс международно-договорных и государственных правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Главная задача международной валютной системы — регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. МВС является одним из важнейших механизмов, который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений, а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение. Международная валютная система – динамичная развивающаяся система. Она постоянно меняется, эволюционирует. Направление эволюции МВС определяется ведущими тенденциями трансформации экономики стран Запада, изменения ими условий и потребностей мирового хозяйства в целом. В своем развитии международная валютная система прошла четыре этапа, которые представляют четыре международные валютные системы. Изменения в современной мировой валютной системе. Еще в раздробленной средневековой Европе неоднократно предпринимались
попытки ввести общую валюту: например, в 1392 г. ганзейские города
заключили валютный союз и начали чеканить общую монету. В XIX веке идеи
создания общеевропейских денег выдвигали Наполеон Бонапарт и Виктор Гюго,
предвидевший появление единой континентальной валюты на всей территории 1.1 Ямайская валютная система, несостоятельность предыдущих Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в XIX в. в форме золотомонетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны,
был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих
валютах, конвертируемых в золото. Платежные средства в иностранной валюте,
предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами. После первой мировой войны валютно-финансовый центр переместился из Значительно возрос валютно-экономический потенциал США, увеличился
экспорт капитала. США стали ведущим торговым партнером большинства стран, а В 1924 г. произошло перераспределение официальных золотых резервов: В период второй мировой войны были развернуты валютные ограничения, которые ввели как воюющие, так и нейтральные страны, что было обусловлено следующим. Во-первых, США отказались от предоставления кредитов и предпочли военные поставки по ленд-лизу, то есть в аренду. Во-вторых, источником оплаты импорта предметов гражданского потребления служил долгосрочный кредит. В-третьих, в качестве валюты платежа использовалась обычно валюта страны-должника без права конверсии ее в золото и иностранные валюты. В-четвертых, в военных условиях повышалось значение золота в качестве мировых денег. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в апреле 1942 г., так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны в 30-х годах. На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.
были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных
и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Бреттон-вудское соглашение предусматривало следующие формы использования золота как основы мировой валютной системы: а) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство; в) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Однако, требование Бреттон-вудской системы об обмене доллара на золото оказалось обременительным для США, поскольку диктовалась необходимость поддерживать низкие цены на золото за счет собственных резервов. Золотая ликвидность фактически не обеспечивалась. В начале 70-х годов Бреттон- вудская система фактически развалилась. США отказались об обмене золота по официальной цене. Цена на золото резко подскочила. Сохранять систему твердых валютных курсов практически стало невозможным. С начала 1973 г. для международной валютной системы становиться
характерным постоянное изменение обменных курсов различных валют. Энергетический кризис 1973 – 1974гг. «добил» Бреттон-вудскую валютную систему. Золото начинает продаваться по ценам, складывающихся на «золотых» биржах. Цена на золото перестала оказывать непосредственное влияние на международную валютную систему. В 1976 г. на очередном совещании МВФ в Кингстоне (Ямайка) были
определены основы новой мировой валютной системы капиталистического мира. Основные составляющие современного международного валютного механизма сводятся к следующему: 1. Функция золота в качестве меры стоимости и точки отсчета валютных курсов упразднялась. Золото утрачивает денежные функции и становится обычным товаром со свободной ценой на него. В то же время оно остается особым товарным ликвидным активом. В случае необходимости золото может быть продано, а полученная валюта использована для платежа. 2. Странам предоставлялось право выбора любого режима валютного курса. К началу 90-х годов в связи с реализацией системы "плавающих" курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов: а) подбираются главные опорные единицы, с которыми отдельные национальные валюты сохраняют свои отношения, точнее, свой валютный курс; б) степень колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в отношении некоторых валют в рамках определенного диапазона, в отношении же остальных валют он свободно меняется. На практике объявленные странами валютные режимы весьма различны. В 3. Вводится стандарт СДР – "специальных прав заимствования" (special drawing rights) с целью сделать их основным резервным авуаром и уменьшить роль резервных валют. Поначалу СДР выступали как простое кредитное средство. Однако затем Единица СДР является условной. Выпуск СДР происходит в виде кредитовых записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран-участниц. Эти квоты используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения дефицита платежного баланса. Однако их доля в общих валютных резервах капиталистического мира невелика — около 3%. Итак, Ямайская валютная система закрепила долларовый (бумажно- денежный) стандарт вместо золотого и уникальные сугубо односторонние политические преимущества доллара, как единственной резервной валюты мира, мировых денег вместо золота, «лучше» золота и стоящих над золотом. Однако, политические противоречия Ямайской валютной системы уже
обусловили серию мировых финансовых кризисов, произошедших после 1976 года. По мере возможности США искусственно ограничивают (сдерживают) развитие всего остального мира за пределами США только своими национальными потребностями и это США легко удается. 1.2 Европейская валютная система Уже после второй мировой войны - в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона. Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в Однако почти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из
стагнации, многие страны провели структурную перестройку и уменьшили
зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала
действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Это следующие валюты: немецкая марка, французский франк, английский фунт, итальянская лира, голландский гульден, бельгийский франк, испанская песета, датская крона, ирландский фунт, португальский эскудо, греческая драхма и люксембургский франк. В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором В качестве реальных резервных активов ЕВС использует золото. Во- первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле; режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах; относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; объединение 20% официальных золото-долларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики. Новый этап в развитии западноевропейской интеграции начался с Единого
европейского акта, принятого в 1987 г., и с программы создания валютного и
экономического союза, разработанной комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г. На
основании «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский
договор о Европейском союзе. Договор подписан 12 странами ЕС в Маастрихте Первый этап фактически начался в июле 1990 г., одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Второй этап (январь 1994 г. - декабрь 1998 г.) начался созданием ЕВРО «стартовала» 1 января 1999 г., и процесс займет около 3,5 лет. Третий этап (январь 1999 г. - 30 июня 2002 г.) предусматривает преобразование Европейского валютного института в Европейский центральный банк. Планируется, что первоначально ЕВРО будет использоваться лишь в безналичных расчетах и котироваться на мировых биржах. Какого-либо принуждения к использованию ЕВРО не будет. Но уже с 1 января 2002 г. предусматривается введение ЕВРО в наличный оборот, которое должно завершиться за полгода. И, по самым оптимистическим прогнозам, с лета 2002 г. национальные валюты стран - участниц ВЭС уйдут в историю, уступив место новым деньгам - ЕВРО. Функция регулирования рынка ЕВРО будет возложена на Европейский
центральный банк (ЕЦБ). В основу его организации положены принципы и устав Путь к ЕВРО довольно труден. Для вступления в ВЭС необходимо соответствовать четырем «критериям конвергенции» - постулатам, выработанным в Маастрихте: 1) стабильность цен; инфляция не должна превышать более чем на 1,5% темпы роста цен в трех странах с самым низким уровнем инфляции; 2) дефицит государственного бюджета не должен быть больше 3% от стоимости валового внутреннего продукта (ВВП); 3) общий государственный долг — не более 60% ВВП; 4) номинальная долгосрочная ставка процента не может превышать среднюю ставку трех стран с самыми низкими темпами инфляции более чем на 20%. В настоящее время этим критериям соответствует только одна страна ЕЭС В начале 1996 г. выполнение критериев конвергенции некоторыми европейскими странами выглядело следующим образом: Таблица 1[1] Наиболее сложной остается проблема сокращения государственного долга и дефицита бюджета. Для придания большей прочности будущему ЕВС министр финансов Германии предложил «пакт стабильности», который был одобрен на общеевропейской встрече в декабре 1996 г. в Дублине. Пакт предполагает ряд политических и финансовых мероприятий, автоматически вводящих санкции для стран, нарушающих критерии конвергенции. После подписания «пакта стабильности» на мировых финансовых рынках воцарилась уверенность, что ЕВРО все же появится, и появится вовремя. 1.3 Проблемы, связанные с развитием ЕВС Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты
является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными
интересами и целями, а несколько государств, различающихся по
экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Согласно теории оптимальных валютных зон профессора Р. Манделла,
нынешние одиннадцать государств-членов ЭВС не образуют такую "оптимальную
валютную зону", а решение о создании валютного союза имело не
экономический, а прежде всего политический характер. Для многих из них Вообще, Р. Манделл рассматривал оптимальную валютную зону как
образованный рядом стран валютный союз с высокой степенью мобильности
трудовых ресурсов для поддержания уровня занятости в случае принятия При обострении ситуации наличие единых учетных ставок будет устраивать
далеко не все государства ЭВС, поскольку правительства более слабых стран
не смогут потребовать от Европейского центрального банка изменения ставок
для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитной политики
в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главных средств
оперативного регулирования, а валютный союз по определению не может
приспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных стран. Неоднородность состава валютного союза создает большие трудности и для
проведения единообразной денежно-кредитной политики ЕЦБ на территории
валютного союза, что в конечном счете может снизить ее эффективность. Так,
в феврале 2000 г. было признано, что при общем росте инфляции в странах ЭВС
с 1,5% в ноябре 1999 г. до 1,7 в декабре, а ее уровень во Франции, Теория оптимальных валютных зон в качестве основных проблем развития
валютного союза рассматривает сложности поддержания стабильной занятости в
условиях, когда изменения спроса или иные последствия "асимметричных шоков"
приведут к снижению реальной заработной платы в конкретном регионе. В этой
связи особую важность для преодоления экономических потрясений имеет
поддержание высокой мобильности трудовых ресурсов. Действительно,
географическая и социальная мобильность трудовых ресурсов является одним из
наиболее эффективных средств борьбы с экономическими кризисами, однако в ЕС
она весьма низка по сравнению с США, в первую очередь ввиду наличия
языковых и культурных различий. Несмотря на снятие формальных юридических и
иных барьеров на пути свободного передвижения трудовых ресурсов, внутри Трудно предвидеть все последствия свободного перемещения трудовых
ресурсов внутри ЭВС после появления евро. Например, в 1998 г. наиболее
динамично растущей экономикой являлась ирландская, где темпы роста
составляли 8%, в то время как Германия, до недавнего времени имевшая самую
стабильную валюту в Европе, фактически имела минимальный рост. Тем не менее
эта ситуация не привела к массовому оттоку рабочей силы из Германии в Крайне неоднородна и ситуация по уровню безработицы внутри стран зоны
евро. Например, в декабре 1999 г., при среднем по странам ЭВС уровне
безработицы в 9,6%, его показатели значительно варьировались - от 2,6% в Одна из главных проблем заключается в том, что внутри зоны евро
существуют значительные различия и по уровню производительности труда. По
данным американского инвестиционного банка "Голдмэн Сакс"[3], в 1990 г.
производительность труда в Италии была на 33% ниже, чем в ФРГ, в Испании -
на 42, в Португалии - на 80%. За последние 10 лет ситуация изменилась
незначительно: соответствующие цифры в 1999 г. составили в Италии - 25%, Табл. 2.[2] Уровень безработицы в отдельных странах ЕС в ноябре - декабре 1999 г. |Страна |Ноябрь 1999г. |Декабрь 1999 г. | А по отдельным демографическим группам уровень безработицы еще выше: в Государствам-членам ЭВС все труднее обеспечивать своему населению надежные гарантии занятости, короткую рабочую неделю и при этом высокий уровень заработной платы. Наличие валютного союза оказывается несовместимым с щедрыми пособиями по безработице, высокими налогами, значительными ограничениями для работодателей в трудовом законодательстве. Для многих становится очевидным, что появление евро, который облегчает анализ финансово-экономического положения европейских компаний, оказалось катализатором дальнейшей концентрации капитала. Этот процесс, уже набравший высокие темпы в условиях глобализации, приобрел еще более ярко выраженный характер. В то же время трудно установить четкую взаимосвязь между созданием валютного союза и уровнем безработицы. Например, данные, опубликованные в феврале 2000 г., говорят о том, что за первый год после введения евро уровень безработицы в целом по странам ЭВС снизился (до 9,6%). Высокий уровень безработицы, сохраняющийся в отдельных государствах и регионах ЕС, определяется чаще всего внутренними структурными факторами, а не введением евро. Более того, макроэкономическая стабильность, потенциально заложенная в валютном союзе, является незаменимой для поддержания экономического роста на уровне, достаточном для создания новых рабочих мест. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС входят 15
государств – Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, За пределами ЭВС остаются ряд западноевропейских государств-членов Фактическое разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС, несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Вступление в валютный союз представляет собой достаточно рискованный шаг со стороны европейских государств и очень велика связанная с ним неопределенность: в этой ситуации страны, проявившие осторожность и решившие подождать, вряд ли можно рассматривать как отстающие на пути европейской интеграции. В связи с этим формирование отношений с государствами-аутсайдерами является одной из наиболее важных задач, стоящих перед ЭВС. С одной стороны, члены ЕС, оставшиеся вне зоны евро, не без оснований
опасаются, что они могут потерять влияние в принятии экономических и
политических решений, касающихся ЕС в целом: по поводу единого внутреннего
рынка, бюджетно-налоговой политики и др. Хотя все экономические решения, не
касающиеся единой кредитно-денежной политики, принимаются официальным
органом — Советом министров финансов и экономики стран ЕС, но на практике
введение единой валюты может привести к более тесной координации
экономической, бюджетно-налоговой, социальной политики стран-членов ЭВС. Более того, статус аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных компаний на финансовых рынках. Положение аутсайдеров обладает и рядом ценных преимуществ. Они
сохранят возможность самостоятельного проведения кредитно-денежной и
валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеров будет свобода
установления валютного курса, в частности возможность проведения Страны ЭВС заинтересованы в том, чтобы уменьшить расхождения экономических интересов среди стран ЕС в целом, создать условия для кооперации с аутсайдерами, особенно в кредитно-денежной сфере, поскольку и члены ЭВС, и страны-аутсайдеры являются участниками единого внутреннего рынка и вынуждены поддерживать разумную экономическую дисциплину. Причины, по которым ряд европейских государств пока не участвует в Дания, Швеция и Великобритания в 1997 г. выполняли критерии конвергенции в области инфляции и процентных ставок и ни одна из них не имела излишнего бюджетного дефицита. (Однако шведская крона и фунт стерлингов не участвовали в МОК со времени кризиса 1992 г. и находились в режиме свободного плавания.) Несмотря на это, все три государства сочли нужным воздержаться от присоединения к ЭВС, по крайней мере на первом этапе, воспользовавшись таким правом по Маастрихтскому договору. Эти решения были продиктованы не только политическими соображениями, но и серьезным экономическим анализом. В случае Швеции эксперты пришли к выводу, что потенциальные издержки участия в ЭВС могут быть значительными, особенно в области стабилизации, где утрата рычагов антициклической и структурной политики может привести к негативным последствиям. (Неясен также эффект ЭВС в области среднесрочных сравнительных издержек, процентных ставок, конкуренции, инфляции.) Шведская позиция во многом определялась и текущими экономическими и политическими проблемами страны, в том числе высоким уровнем безработицы, хрупкостью государственных финансов, а также недостаточной поддержкой населения. Но поскольку стратегические интересы Швеции связаны с Европейским Союзом, участие Швеции в ЭВС очень вероятно. Кроме того, шведские межнациональные корпорации, имеющие значительный объем продаж в странах зоны евро, также заинтересованы в присоединении к валютному союзу. Аналогичную политику по отношению к ЭВС проводит и Дания. Датская
крона уже была некоторое время привязана к немецкой марке в рамках МОК и,
видимо, будет привязана к евро в рамках нового МОК. Валютная политика этой
страны направлена на поддержание стабильности обменного курса, что
предполагает поддержание темпов инфляции на уровне других европейских стран Единственной страной-аутсайдером, которая может создать серьезные
проблемы для ЭВС, является Великобритания. Важнейшим аргументом британских
противников валютного союза является потеря независимости в кредитно-
денежной политике и отказ от своей валюты. Усиление интеграции с Европой
может означать для Великобритании потерю тех преимуществ, которые были
достигнуты в экономике за последние двадцать лет. Кроме того, потеря
гибкости в валютной политике в случае падения курса доллара по отношению к
евро может негативно сказаться на конкурентоспособности высокотехнологичных
отраслей промышленности Великобритании. Ведь несмотря на то, что британская
промышленность во многом интегрирована в экономику Западной Европы, она
сохраняет и более глобальную ориентацию (в отличие от стран континентальной 1.4. Анализ результатов работы зоны евро за 1999 – 2001 г. Итак, период с 1999 по 2001 гг. показал, что вопреки первоначальным
прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшим мировым валютам
постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года не давала
оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовые
рынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар США
полностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах. Анализ экономических аспектов перехода на единую валюту показал, что
его эффективность не столь велика, как прогнозировали официальные
источники. Например, если исходить из расчетов Комиссии ЕС, то экономия на
издержках конвертирования должна была составить 1% ВВП ЕС, однако
независимые экономисты оценивают ее положительный эффект в пределах от 0,2
до 0,5% ВВП. Влияние евро на протекционистские барьеры в торговле членов Как было показано, курс евро по отношению к доллару на протяжении
всего периода неизменно снижался и к декабрю 2000 года достиг паритета с
долларом, потеряв в итоге до 16% своей первоначальной стоимости к доллару и Можно говорить о разных аспектах оценки обменного соотношения курсов евро и доллара: экономических, финансовых, политических, психологических. В экономическом и финансовом плане плавное снижение курса евро не
представляет больших проблем для стран ЭВС. Напротив, слишком сильный евро
способен подорвать европейский экспорт, дефляционные тенденции могут
негативно отразиться на темпах экономического роста и повысить уровень
безработицы, поэтому ЕЦБ не заинтересован в чрезмерном укреплении евро и
резком ослаблении доллара. Поскольку ЕС экспортирует своих товаров намного
больше, чем импортирует, и тем, кто приобретает европейские товары, выгодно
расплачиваться более дешевой валютой, ЕЦБ долгое время спокойно относился к
падению курса евро. Более того, при желании ЕЦБ, располагающий долларовыми
резервами в размере 350 миллиардов, не раз мог остановить эту тенденцию -
например, с помощью долларовых интервенций или повышения процентных ставок
по вкладам в евро (ставка по долларовым вкладам в конце 1999 г. составляла Руководством ЕЦБ было признано, что курс евро с самого начала был завышен. В начале 1999 г. этому способствовали и внешние факторы: финансовый кризис в России способствовал падению курса доллара относительно иены и соответственно "синтетическому" росту евро против доллара. Однако трижды проведенное снижение ставок ФРС США полностью изменило ситуацию и привело к быстрому укреплению доллара против евро. В первой половине периода 1999 – 2001 гг. на курс евро влияли главным
образом экономические и отчасти политические факторы: прежде всего мощный и
непрерывный с 1992 г. экономический подъем в США, создавший за эти годы 22
миллиона рабочих мест; длительный застой в экономике Германии, Италии и
неблагоприятный прогноз экономической конъюнктуры в ЕС в целом; полугодовой
кризис, связанный со скандальной отставкой Комиссии ЕС; военные действия в Во второй половине этого периода курс евро сильнее реагировал на косвенные признаки, игнорируя прямые показатели улучшения экономической конъюнктуры в ЕС. Анализ сложившейся в тот период ситуации на валютном рынке позволяет сделать вывод о преобладании спекулятивных операций, практически не связанных с фундаментальными процессами. Если в начале, когда экономический рост в ЕС был незначителен, снижение курса евро могло считаться приемлемым, то во затем слабый евро перестал способствовать ускорению экономического роста и вызвал повышение процентных ставок в ноябре. Рост доходности государственных облигаций и низкий курс евро ухудшали перспективы экономического роста в ЕС. Поскольку прочность валюты на внешних рынках неотделима от ее стабильности на рынке внутреннем, дальнейшее падение евро на мировых биржах ниже паритета с долларом неизбежно приведет к росту цен в ЕС. Однако в политическом и психологическом плане постоянное снижение курса евро по отношению к доллару неизбежно вызывает в Европе беспокойство политиков и общественности, особенно в тех странах, где появление единой валюты было воспринято неоднозначно (прежде всего в Германии). К середине периода нервничать стали не только европейцы, но и их партнеры, сделавшие ставку на евро. Возникли разногласия и внутри валютного союза: например, президент ЕЦБ В. Дуйзенберг возложил ответственность за сложившееся положение на Германию (по его мнению, именно снижение темпов экономического роста в этой стране в первой половине года и высокая безработица дискредитировали евро), а правительство ФРГ, в свою очередь, обвинило его самого в подрыве евро подобными заявлениями и нанесении ущерба экономической репутации страны. По мнению экспертов Института мировой экономики ФРГ, продолжение игры на понижение евро с целью стимулирования экспорта оказалось стратегическим просчетом ЕЦБ и неизбежно приведет к конфликтным ситуациям в международном разделении труда и на финансовых рынках, вызвав ответную реакцию со стороны США и других стран. Впрочем, реакция США не была пассивной с самого начала введения евро. На этапе становления ЭВС международная стратегия ЕЦБ была преимущественно оборонительной. Это объясняется тем, что реальные возможности целенаправленного использования преимуществ евро в конкурентных целях на мировой арене пока ограничены, а вероятность повышения международной роли евро в результате действия объективных макроэкономических факторов в краткосрочной перспективе оказалась не столь высокой, как это прогнозировалось. 2. Последствия принятия евро для России 2.1 Рубль между долларом и евро В мире геофинансов Россия занимает важное положение в связи с
обладанием большими запасами долларов: например, по некоторым оценкам,
объем имеющихся у нее наличных долларов вполне сопоставим с объемом этой
валюты в самих США. С другой стороны, ее важнейшим экономическим партнером
является перешедший на евро Европейский союз. Поэтому исход будущей
глобальной конкуренции доллара и евро будет зависеть и оттого, какое место
и как скоро новая европейская валюта займет в России. Основу Европейского
валютного союза составляет Германия, экономика которой во многом зависит от
российских энергоносителей (достаточно вспомнить, что ресурсы природного
газа Германии на 32% сформированы Россией и в ближайшие 10 лет эта величина
останется без существенных изменений). Прежде всего по этой причине цена
стабильности в России для стран ЕС остается высокой, что наглядно
демонстрирует и зависимость курса евро от развития российских событий. Российский финансовый кризис 1998 г. принес значительные убытки всем европейским банкам и концернам в России, что ударило по их положению на национальных и международных рынках и вынудило срочно мобилизовать дополнительные резервы в целях удержания котировок собственных ценных бумаг и кредитных рейтингов. На первый взгляд, понесенные убытки, ощутимые для отдельных корпораций (например, потери только трех крупнейших немецких банков составили около 1,5 миллиарда долларов), в масштабах ЕС не столь и значительны. Однако с геополитической точки зрения гораздо более ощутимый удар был нанесен по стратегическим планам ЕС в рамках глобальной конкуренции за финансовые и сырьевые ресурсы как раз накануне введения единой европейской валюты. Как известно, нынешняя валютная политика России имеет ярко выраженный продолларовый характер: так, в 1998 г. удельный вес операций с долларомСША на ее валютном рынке составлял 99,3% против 95,3% в 1997 г. Именно доллар в настоящее время обслуживает в России 75% внешнеторговых сделок (несмотря на то что более 60% ее торгового оборота приходится на страны Европы), долларовый рынок является наиболее емким для частных заимствований, в долларах заключаются контракты и устанавливаются цены на торговлю сырьем. Табл. 3. [3] ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., % Монополия доллара в России обусловлена целым рядом факторов: высокой
степенью долларизации экономики (68% в 1999 г,), использованием доллара в
качестве валюты платежа во внешней торговле и в качестве номинального якоря
в процессе финансовой стабилизации, преимущественно долларовым выражением
значительного внешнего долга страны. Однако долларизация экономики приводит
к тому, что Россия ежегодно фактически кредитует ФРС США на десятки
миллиардов долларов, что сопоставимо с размером российского внешнего долга. Табл. 4. [4] Доллар США в мировой и российской экономике, % | |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г. | Очевидно несоответствие между географическим распределением внешней
торговли России и валютным выражением ее внешних финансовых обязательств. Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития ситуации в России, в то время как ЕС и Россия взаимосвязаны непосредственно: их объединяют не только тесные внешнеэкономические связи, но и совместные транспортные сети, научно-технические проекты, культурные связи. Географическая близость заставляет их совместно решать также проблемы экологии, миграции населения и многие другие Обсуждение этих вопросов в банковских и научных кругах выявило две
противоположные точки зрения. Согласно одной из них, Россия, особенно после
финансового кризиса, слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог
что-либо изменить в ее внешнеэкономических связях, и поэтому появление евро
не потребует никаких специальных мер. Сторонники другой точки зрения,
напротив, увидели в единой европейской валюте эффективное средство вывода 2.2 Попытки создания экономического и валютного союза в рамках СНГ Введение евро не только затрагивает интересы стран СНГ, но и имеет непосредственное отношение к перспективам развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Государствам, ориентирующимся на экономическую и валютную интеграцию, предстоит пройти длинный путь реформирования экономики, упрочения банковских систем, совершенствования валютной политики. В принципе, интерес стран СНГ к Европейскому экономическому и валютному союзу не противоречит их стремлению развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество и постепенно формировать свой собственный экономический и валютный союз. Так, статья 7 четырехстороннего договора между Россией, Беларусью, Казахстаном и Киргизией от 29 марта 1996 г. предусматривает возможность создания этими странами союза, в определенной мере аналогичного ЭВС. Конечными целями такого валютного союза, определяемого как добровольное объединение группы государств с близким уровнем экономического развития на основе общей валюты, также являются свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей, коллективная защита от дестабилизирующих внешнеэкономических факторов, взаимная поддержка на мировом и внутренних рынках, ограничение зависимости национальных экономик от финансовой помощи третьих стран, устойчивые темпы развития национальных экономик всех стран-членов. В этом контексте следует напомнить о результатах усилий по созданию аналога валютного союза в странах СНГ. Как известно, в 1991 г. советский рубль из денежной единицы одной страны в одночасье превратился в общую валюту пятнадцати независимых государств. До середины 1993 г. эмиссией наличных рублей занимался исключительно Банк России, а центральные банки бывших союзных республик выпускали своего рода денежные суррогаты, курс которых был жестко привязан к рублю в соотношении 1:1. Кредитную эмиссию рублей могло осуществлять любое из государств, но в пределах согласованного лимита. Однако те страны, которые были не в состоянии покрыть потребности в импортных товарах счет экспортных поступлений и соответственно испытывали отток рублей, решали проблему путем нелимитированной эмиссии. На протяжении 1992 г. к ней прибегали практически все участники "рублевой зоны", и в итоге за первый год ее существования курс рубля по отношению к доллару упал в четыре раза. В октябре 1992 г. восемь стран СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, После появления в июле 1993 г. нового российского рубля Армения, Тогда в сентябре 1993 г. все страны СНГ подписали Договор о создании
экономического союза, который во многом копировал модель экономической
интеграции в ЕС. Этот документ предполагал, в частности, поэтапное
продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой:
зона свободной торговли —> таможенный союз —> платежный союз —> общий рынок
товаров, услуг, капиталов, рабочей силы —> валютный союз. Однако реальные
экономические условия в этих странах были совершенно неадекватны данной
программе: их экономики сильно отличались друг от друга и по уровню
развития, и по отраслевой структуре, и по методам управления, поэтому на
практике развитие интеграции по этому пути не пошло. Например, подписанное Параллельно Межгосударственным экономическим комитетом в 1995 г.
разрабатывалась "Концепция сотрудничества и координации деятельности в
области валютной политики государств СНГ", реализация которой была призвана
увеличить долю стран СНГ в общемировом ВВП с 3,7% в 1995 г. до б в 2005 г.
и 11% в 2020 г. Для реализации поставленной цели предусматривалось
последовательное завершение шести этапов интеграции. В течение первых двух
этапов, которые рассматривались как подготовительные, участники должны были
завершить создание национальных банковских и валютных систем и выбрать
инструментарий для согласованного поддержания валютных курсов. На третьем
этапе предполагался переход к совместному регулированию валютных курсов по
принципу известной европейской "валютной змеи", т. е. согласованного
движения валютных курсов стран-участниц вслед за головной (резервной)
валютой в пределах установленного валютного коридора. Постепенно
планировалось осуществлять унификацию валютного, таможенного, налогового,
гражданского законодательства и формировать единый рынок товаров, услуг,
капиталов, рабочей силы. На четвертом и пятом этапах валютная интеграция
должна была дополниться единой макроэкономической политикой, и, наконец, на
шестом предполагалось создать реальные условия для введения единой валюты Как известно, переход к единой валюте может осуществляться либо путем
использования в качестве общей денежной единицы национальной валюты страны Основой валютного рынка государств СНГ остается организованный
биржевой валютный рынок, наряду с которым развивается межбанковский рынок. Состоявшееся в январе 2000 г. совещание представителей центральных
банков и валютно-фондовых бирж СНГ поддержало идею консолидации валютных и
фондовых рынков этих стран и разработало меры по ее реализации. В
частности, был сформирован Координационный совет, который взял на себя
инициативу создания единой информационной базы о состоянии и развитии
рынков этих стран, о принимаемых нормативных актах по их регулированию, о
практике использования национальных валют как средства платежа во
внешнеторговых контрактах. В апреле 2000 г. процессинговые компании стран В настоящее время биржевые институты государств СНГ играют ключевую роль в обслуживании финансового оборота и являются многофункциональными институтами рынка, обеспечивая операции с валютой, государственными ценными бумагами, акциями предприятий. Они наделены властными полномочиями и способны принимать решения, обязательные к исполнению профессиональными участниками рынка. Эффективность сотрудничества бирж будет напрямую зависеть от решения таких вопросов, как: - восстановление взаимного товарооборота; - повышение надежности национальных банковских систем; - взаимный допуск нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах; - создание условий для обращения денежных средств в национальных валютах между странами СНГ; - внедрение международных стандартов рынка ценных бумаг и взаимное признание регистрации эмиссии ценных бумаг; - внедрение международных стандартов бухгалтерской отчетности экспортеров и импортеров. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках валютные рынки стран На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в
настоящее время следует считать создание единого механизма функционирования
зоны свободной торговли, взаимодействие в банковской сфере, создание общего
аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую
очередь в энергетической и транспортной отраслях. Однако по ряду причин не
все государства готовы к столь тесной форме сближения, поэтому неизбежным
стал переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Так, в январе 1995 г. Беларусь и Россия заключили Договор о таможенном
союзе, к которому впоследствии присоединились Казахстан, Киргизия и 2.3.Европейский валютный союз и белорусско-российская интеграция Появление Европейского экономического и валютного союза оказывает определенное влияние и на белорусско-российскую интеграцию, новый виток которой мы наблюдаем сейчас. Поскольку оба государства заинтересованы в широком торгово-экономическом сотрудничестве с Европейским союзом, в их правовые системы постепенно включаются европейские нормы и стандарты в экономике, праве, банковском деле и других сферах, что в перспективе будет способствовать более быстрому совместному выходу на европейские рынки. Многие направления экономического сотрудничества России с ЕС представляют особый интерес для Беларуси. Осенью 1999 г. введена в эксплуатацию первая очередь нового
трансконтинентального газопровода "Ямал - Западная Европа" через территорию К сожалению, влияние Европейского экономического и валютного союза на При выборе стратегического курса относительно евро будет учитываться специфика каждой страны и выделяться наиболее актуальные вопросы, требующие решения до 2002 г. Очевидно, необходимо координировать усилия государственных органов и деловых кругов, поскольку отсутствие четких правил может создать проблемы во внешнеэкономической сфере. Неизбежна и координация курсовой политики России применительно к евро. Например, в условиях постоянного падения курса евро по отношению к доллару в 1999 г. проблем в этом отношении не возникало, но в будущем, когда неизбежно будут наблюдаться и периоды его роста, Россия, имеющая основные валютные поступления в долларах, может понести немалые потери при возврате этих средств в евро. Союз России и Белоруссии позволяет России выйти на европейский рынок и добиться там признания и завоевать в нем свою нишу. Заключение. Накануне XXI века Европейский экономический и валютный союз стал
реальным фактором мировой политики. Его создание - результат полувекового
развития европейской интеграции и значительных усилий всех стран-участниц. Масштабный проект формирования ЭВС имеет прежде всего политическую основу. Объективно он меняет границы геополитического влияния в современном мире, а Европейское сообщество постепенно превращается из экономического объединения в военно-политический союз. Евро как международная валюта является важным инструментом укрепления роли Европейского союза, который де- факто уже имеет многие черты федеративного государства: единый внутренний рынок, общие границы, единую валюту, общую институциональную систему и символику, общее полицейское ведомство, формирующуюся общую внешнюю политику и политику безопасности. Как показывают последние события, при общем внешнеполитическом курсе позиция ЕС может стать только более твердой, что значительно повышает роль ЕС как субъекта мировой политики. Оценки будущего единой европейской валюты неоднозначны. Идеологи еврозоны и евро (среди них и председатель Еврокомиссии Романо Далее Р. Манделл рассматривает валютную зону как образованный рядом
стран валютный союз с высокой степенью мобильности трудовых ресурсов,
низким уровнем безработицы и, что немаловажно, высокой устойчивостью к В России очень много экономистов поддавшихся евроэйфории, в частности Вернемся к тому, что в основе решения образования ЕС лежат предпосылки
политического характера, именно на этот факт указывают противники евро. Они
подмечают явное противоречие теории Р. Манделла и реальности, а именно:
уровень безработицы составил в 2000г. в среднем по странам ЭВС 9,6% , это
более чем 12,8 миллиона человек, причем 40% из них не имели работу в
течении длительного периода времени (в США – 11%); особой мобильности
трудовых ресурсов тоже не замечено и я не буду упоминать о большом риске Евромечтателей теснят евроскептики, наиболее известным из которых
является лауреат Нобелевской премиии Милтон Фридман. О введении евро в
наличное обращение он говорит: «По моему мнению это большая ошибка. … В
истории не существует примера, когда единая валюта создавалась путем Первый год практической работы ЭВС, в течение которого евро потерял
значительную часть своей "внешней" стоимости, но успешно работал на Дальнейшее развитие ЭВС, несомненно, будут сопровождать риски и опасности. Финансовым властям зоны евро придется постоянно балансировать между опасностью политического раскола внутри ЕС и экономическими рисками, вызванными неоднородностью состава участников. Чтобы возможности, появившиеся вместе с единой валютой, были эффективно реализованы для резкого рывка в глобальной конкуренции с США и Японией, ЕС вынужден будет осуществить структурные экономические реформы, трансформировать систему институтов Сообщества, повысить мобильность трудовых ресурсов, уменьшить отставание от США в области высоких технологий, фактически снять языковые, юридические и иные барьеры на всей территории валютного союза и при этом значительно снизить уровень безработицы. К тому же ситуация с евро будет определяться множеством внешних факторов, прежде всего, расстановкой сил в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе. В ближайшие годы в состав валютного союза войдут новые члены -сначала Возникновение валютного союза в Европе отражается на экономических и
политических отношениях государств ЕС с Россией, и интенсивность этого
влияния в ближайшие годы будет возрастать. В связи с появлением выбора
между мировыми валютами возникает необходимость разработки самостоятельной
стратегии, анализа мировой конъюнктуры и перспективной оценки последствий
собственной экономической и валютной политики. Что касается наших западных
соседей, то они уже сейчас, будучи кандидатами на вступление в ЕС,
вынуждены корректировать свой внешнеэкономический курс с учетом общей линии Список литературы. 1. Авдокушин Е.В., Международные экономические отношения, М.: 2000 2000, №3 Информационный бюллетень, 2001, №4
|
|
||