|
Экономические реформы 90-х годовКраткое описание документа Экономические реформы 90-х годовВ ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала: а) либерализацию цен и заработной платы; б) проведение смотреть на рефераты похожие на "Экономические реформы 90-х годов" РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА РЕФЕРАТ «Экономические реформы в России в 90-х годах » по курсу: «Экономическая география» студента 1 курса, гр. № 2ФКОЗВ специальность: «Финансы и Кредит» Виденский Сергей Владимирович Преподаватель: профессор, д. э. н. Розговин И.В. г. ЕКАТЕРИНБУРГ 1999 Введение К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения и
индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали
придатком административной системы. Они брали в аренду тоже предприятие,
сдавали в качестве арендной платы тот же объём выручки, которое имело это
госпредприятие, а прибыль получали за счет роста цен. Так вместо роста
производства товаров произошел рост цен и снижение качества. С 1989 г.
инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно
т.к. большинство проблем решалось за счет печатного станка). Предприятия,
стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Суть экономических реформ В ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала: а) либерализацию цен и заработной платы; б) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля; в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий; г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам; д) укрепление системы социальной защиты. Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально- политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности. И правительство решительно приступило к выполнению этой задачи. Несмотря на решительную либерализацию цен и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий не произошло существенных изменений. Причина этому - в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация госпредприятий, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.). Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора госпредприятий. Правительственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распределения доходов от приватизации. В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы был утвержден Верховным Советом 11 июня 1992 г. Однако и он содержал существенные недостатки. Основной задачей программы являлось создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий. Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и характера предприятий: малые предприятия должны продаваться через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий должны быть преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могли быть приватизированы, однако для этого требовался обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность). Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Для перехода к рыночным отношениям были необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, которая устанавливает правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле. Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма
регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали: снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров); частичную либерализацию валютного курса; отмену любых ограничений на импорт. Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. До середины 1992г импортируемые товары не облагались пошлинами, что способствовало резкому росту импорта потребительских товаров. На втором этапе либерализации внешнеэкономической деятельности На третьем этапе (1993-95гг) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений. В 1993г вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в России - Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе. В области антимонопольной политики в России практические действия
начались вместе с экономической реформой 1992г., но до 1994г попытки
регулирования деятельности монополий в нашей стране особого успеха не
принесли. Особая структура российского хозяйства снижала действенность
методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими
системами рыночного типа. Вот почему весной 1994г. правительством была
утверждена совершенно новая модель антимонопольной политики, предложенная в Именно временные и естественные монополии должны были стать предметом
особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и
правительства, т.к. именно они влияют на развитие отечественной экономики
наиболее негативно, именно они несут большую долю вины за раскручивание В отраслях с естественной монополией свободу рыночного поведения необходимо было ограничить, на смену ей должно было прийти государственное экономическое управление. Именно на этой основе Правительство России в октябре 1995г приняло решение о “замораживании” цен в отраслях - естественных монополистах - до конца года. “Замораживанию” подверглись цены на газ и электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Для ослабления власти над рынком временных монополий государство было намерено осуществлять следующие меры: поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм; поощрять создание малых фирм. Открытие внутренних рынков России для товаров зарубежных фирм вместе с большой пользой для решения задачи улучшения конкурентной ситуации внесло и большие проблемы. Ведь отечественные предприятия пока полностью проигрывают по соотношению цена/качество собственной продукции перед аналогичными зарубежными товарами. И естественно покупатель стал приобретать именно зарубежные изделия. И такое развитие событий привело к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это создало реальную угрозу увеличения и без того огромной армии безработных, для снижения численности которой у страны не было (да и сейчас нет) средств. В итоге правительству пришлось то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, то снова “прикрывать дверь”. Проведение рыночных реформ немыслимо без частной собственность на
землю. Она является мощным катализатором экономической активности. В результате на сегодняшний день ни промышленные, ни сельскохозяйственные производства не могут в полной мере воспользоваться конституционным правом владения землей. В условиях развитого рыночного хозяйства механизм эффективного перераспределения земли возможен только на основе рынка, включающего куплю- продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Введение полномасштабного механизма частной собственности на землю открывает перед предприятиями существенные экономические возможности, что в условиях глобального спада может стать ключевым элементом в деле возрождения национального хозяйства. Противники введения частной собственности на землю, как правило, выдвигают два главных довода. Первый - что произойдет активная скупка российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их использованию в отдельных секторах экономики. Второй - что свободный рынок земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее использования. Оба довода не выдерживают серьезной критики. В большинстве стран мира с рыночной экономикой давно существует рынок земли при активном развитии двух основных форм пользования ею - на основе частной собственности и в виде аренды. Указом Президента разрешена продажа земли. Но отсутствует механизм регулирования этого процесса, и регионам приходится действовать на свой страх и риск. Одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест являлась программа мер по развитию малого бизнеса. Учитывая значительную роль, которую играет малое предпринимательство в экономике стран с наиболее развитыми рыночными отношениями, реформаторское руководство России с самого начала сделало на него большую ставку. Были созданы относительно благоприятные условия для роста малого бизнеса. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности появился еще в конце 1990г. Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа малых предприятий, и уже в 1995г в стране действовало 896.9 тыс. таких предприятий. По оценке Госкомстата России, в первой половине 1997г именно за счет увеличения выпуска продукции на малых и средних предприятиях в промышленности страны достигнут рост производства на 0.8%. В июне 1995г был подписан Федеральный закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, а в конце Однако большинство принятых мер не реализуется на практике. До
настоящего времени не финансируется Федеральная программа государственной
поддержки малого предпринимательства; более того, в правительственной
структуре готовятся решения, существенно ухудшающие положение субъектов
малого предпринимательства. Так, проект Налогового кодекса практически
полностью исключает предоставленные малому бизнесу указами Президента В результате практической реализации этой политики в 1996г началось сокращение количество средних и малых предприятий, и бюджет уже не будет наполняться по причине отсутствия основной налогооблагаемой базы. Более того, чтобы минимизировать налогообложение, многие представители малого бизнеса будут прибегать к мерам ухода от налогообложения, способствуя тем самым формированию криминогенной обстановки. Одной из основных причин сокращения количества малых и средних предприятий являлось непосильное налоговое бремя - налоги с выручки, взыскиваемые независимо от реальных финансовых результатов, лишающие производителя не только прибыли, но и оборотных средств; двойное и даже тройное налогообложение доходов; авансовые платежи с еще не полученной прибыли. Налоговая система создавалась в 1991г фактически с чистого листа, учитывая реальность того времени. Основная функция была - формирование бюджета. Расчет создателей налоговой системы делался на быстрейший подъем торгового капитала и скорый расцвет инвестиций от торговли в нужные, только перспективные отрасли промышленности. Торговля действительно процветала. Но инвестиционной активности не наблюдалось. Любой мало-мальски приличный бизнесмен занимался уходом от уплаты налогов. Налоги превратились во всепоглощающего монстра - 150 налогов, “съедающих” 60% от дохода - это не столько реальность, сколько приговор для государства. Крах бюджетов последних лет сделал неизбежным смену налоговой системы. И в 1997г Правительством был представлен на утверждение Проект Налогового кодекса подвергался всесторонней критике на специальных парламентских слушаниях. Принятые слушаниями рекомендации говорили о необходимости переработки проекта по такому количеству принципиальных позиций, что это, по существу, равнозначно подготовке совершенно нового документа. Тем не менее, Дума в первом чтении приняла новый Налоговый кодекс. Проводимые экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Был преодолен всеобщий дефицит потребительского рынка, развиваются рынки жилья, медицинских и образовательных услуг. Более разнообразным стал выбор видов трудовой деятельности. Вместе с тем появились и новые проблемы. Резко усилилась дифференциация граждан по уровню доходов. Расширилась “зона бедности”, возросла зависимость слабо защищенной части населения (многодетных семей, пенсионеров, инвалидов) от социальной помощи, предоставляемой государством. Перестройка предприятий повлекла высвобождение рабочей силы, что повлекло за собой социальную напряженность. Необходимо было создать систему социальной защиты, при помощи которой граждане смогли бы преодолеть трудности переходного периода. Был разработан ряд программ: регулирования занятости населения, прежде всего молодежи; подготовки и переподготовки работников реорганизуемых предприятий. Наиболее приоритетным направлением явилась разработка механизма выплаты пособий по безработице, увязываемых с прожиточным минимумом. В рамках подготовки и на начальном этапе пенсионной реформы Пенсионная реформа предполагала изменение форм пенсионного
обеспечения, более тесную увязку уровня пенсионного обеспечения различных
категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы. Проводимая Правительством России социальная политика непосредственно связана с решением жилищной проблемы. Жилищная реформа предполагала переход на новую систему оплаты содержания государственного и муниципального жилищных фондов, дальнейшее развитие приватизации в жилищной сфере, внедрение внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства; предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, компенсаций (субсидий) на строительство; использование жилищных облигаций для привлечения средств населения в эту сферу. Своеобразной чертой под эпохой экономических преобразований стала
объявленная Правительством и Центральным Банком Российской Федерации
деноминация рубля в 1998г, которая была призвана стать одним из элементов
стабилизации экономики. Реформа, начало которой пришлось на первый день Нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен изменяются в масштабе 1000:1. Одним рублем становится тысяча рублей, обозначенная на “старой” купюре, одной копейкой станет монета в десять рублей. Правительство и Центральный Банк России, проводя деноминацию, ожидали
от нее следующих результатов: В тот момент это было особенно актуально в связи с реализацией мер по погашению задолженности по пенсиям и заработной плате. Большинство же экспертов, представлявших позиции государственных
ведомств, отзывались о деноминации как о чисто “технической процедуре”,
заключающейся просто в отбрасывании трех нулей. В очередном годовом докладе Торгово-Промышленная Палата Российской Инфляция подавлена до пределов, не ставящих непреодолимых барьеров на
пути эффективных инвестиций. Повысилась устойчивость курса рубля. Его
динамика подвластна экономическому регулированию и стала предсказуемой. Однако в целом результаты, достигнутые в области макроэкономической политики и производства, еще весьма слабы и незначительны, чтобы бизнес и население могли их в достаточной мере ощутить. Рост промышленного производства трудно пока считать устойчивым и надежным. Продолжается спад, хоть и меньшими темпами, инвестиций в основной капитал. Бизнес по-прежнему угнетается высокими налогами. Обостряется проблема неплатежей и финансовый кризис предприятий, парализующий их возможности налаживать и развивать производство. Сохраняется и усиливается социальная напряженность, связанная с невыплатами заработной платы и трансфертов населению. Производственные фонды предприятий изнашиваются, теряют дееспособность. Недостаточные сдвиги в производстве связаны не просто с тем, что
хозяйству необходим определенный “инкубационный период”, чтобы
приспособиться к неинфляционным условиям и перейти к экономическому росту. Среди мер, направленных на улучшение экономического положения страны, особое значение приобретает преодоление бюджетного кризиса. Однако этого недостаточно. Существуют две основные причины, в силу которых дальнейшее улучшение макроэкономической ситуации может не сказаться или недостаточно сказаться на росте производства: непосильное для законопослушного товаропроизводителя налоговое бремя, лишающее его возможности пополнять оборотные средства и осуществлять инвестиции; и платежный кризис. Сокращение налогового пресса выдвигается в ранг первейшей задачи экономической политики. Требуется радикальная налоговая реформа, принципиально упрощающая систему налогообложения и уменьшающая непомерно высокие налоговые ставки. Центральной проблемой преодоления бюджетного кризиса является сокращение расходов государственного бюджета. Но вместе с тем общепризнанно, что резервов для дальнейшего прямого “урезания” отдельных статей бюджетных расходов практически не осталось. Путь принципиального сокращения государственных расходов состоит в комплексном реформировании, реструктурировании всей бюджетной сферы и связанных с нею отраслей с тем, чтобы реально сократить ее потребность в средствах без ущерба для выполнения ее функций по обслуживанию нужд общества. Реформирование бюджетной сферы предполагает: военную реформу - сокращение армии и расходов на оборону, лучшее техническое обеспечение ограниченного, но достаточно и хорошо обученного контингента войск, переводимых на профессиональную основу; жилищно-коммунальную реформу; реформу социальной сферы (пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения), предполагающую более активное развитие негосударственной системы предоставления социальных услуг в сочетании с адресной поддержкой малоимущих; аграрную реформу, направленную на решение проблемы частной собственности на землю и залога земли. Следующей доминантой современного этапа реформ ставится реформирование естественных монополий. Сохраняется острая потребность дальнейшего последовательного развития правовой и судебной реформ. Реализация роли государства в рыночной экономике и успех
осуществления реформ определяются в существенной мере уровнем квалификации
и организации деятельности государственного аппарата. Послереформенный
период характеризовался неоправданным раздуванием этого аппарата. С 1992 по Важно, что осуществление крайне сложного нового этапа реформ стало
центральным направлением практической деятельности государства. Основы
программы этой деятельности четко изложены в Послании Президента РФ 28.01.98г Правительство РФ опубликовало Заявление, в котором
объявлено, что в 1998г Правительство РФ считает основными проблемами,
требующими особого внимания: З А К Л Ю Ч Е Н И Е Переход к рынку, как я уже отмечал, - очень сложный и длительный процесс. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И.В. Липсиц “Экономика”, кн.2
|
|
||