|
Экономика КитаяКраткое описание документа Экономика КитаяКитай располагает значительными месторождениями каменного угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключ смотреть на рефераты похожие на "Экономика Китая" АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА Контрольная работа по курсу «Мировая экономика» тема: «Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы успеха» Выполнил: студент 4 курса заочного отделения группы ЭФВ 421 Висленёв Принял: Владимир 2001 Китай: опыт реформирования экономики. Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические
преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает
большой территорией является крупнейшей страной по численности населения;
занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско- Столица – Пекин. Площадь – 9 600 000 кв.км. Население – 1,17 млрд. человек (1992г.) ВНП на душу населения – 370 долл. (1990г.) Среднегодовой темп роста населения – 1,5% (1965 – 1988 гг.) Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения – 5,5% (1980 – 1990гг.) Доля сельскохозяйственного производства в ВНП – 27% (1990г.) Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся) – 34 (1992г.) Ежедневное потребление калорий на душу населения – 2632 (1988г.) Уровень охвата начальным образованием – 83% (1990г.) Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) – 31% (1985г.) Индекс развития человека – 0.61 (средний) (1990г.) Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по
размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны Китай располагает значительными месторождениями каменного угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ. Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были: консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода. К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское
руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели
систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были
сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор
сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7%
годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и
природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня
экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д. Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных
условий для функционирования многообразных по формам собственности типов
хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения
политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Одновременно государственные предприятия получили значительные права в области планирования производства, ценообразования, выбора потребителей своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, создания и использования собственных финансовых средств, распоряжения частью валютной выручки, материального стимулирования работников, кооперации с другими предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, существенно возросла. Расширение экономической самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за результаты работы. В частности, предусмотрены жесткий контроль и административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств между самими предприятиями, предприятиями и вышестоящими организациями.) Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент
показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект
мультипликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые
правительством или фирмами, благоприятно сказываются на динамике
национального дохода, занятости и потребления. Механизм действия
мультипликатора следующий: отрасли, получившие первоначальный толчок,
способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных
производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повышению
спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в
отраслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в
индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов
социально-культурного назначения, дают толчок для расширения производства в
лесной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, промышленности
строительных материалов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций,
сантехнического оборудования и т.д. Люди, получив квартиры, как правило,
стремятся обновить мебель, приобрести новую электробытовую технику и многое
другое. Таким образом, под влиянием инвестиций возникает цепная реакция
между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось
не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного
дома. Политическая и экономическая стабилизация Чили в конце 70-х - начале Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на
создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного
капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления
экономикой с помощью планов экономического и социального развития. В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую
программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был
занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа Переход Китая к осуществлению Программы Четырех Модернизаций был подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей и принятием десятилетнего плана развития, в котором основной упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для заводов и технологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подписал с зарубежными партнерами торговые контракты на общую сумму 7 млрд. долл. Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности. В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями. Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось восстановление многоукладной экономики, основу которой представляют в настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллективная, частная и индивидуальная. Государственная собственность продолжает занимать лидирующее положение
по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности,
розничный товарооборот, численность занятых. В государственном секторе
сконцентрированы важнейшие средства производства ведущих отраслей Предприятия, находящиеся в коллективной собственности, доля которых в валовой промышленной продукции выросла к 1996 г. до 38,2%, приобретают все большую самостоятельность. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов. К концу 90-х годов коллективные предприятия во всех отраслях составили 75% общего числа предприятий, обеспечивая 29% промышленной продукции и более 36% розничного товарооборота и услуг. В ходе реформ сформировано три основные категории коллективных предприятий: мелкие коллективные предприятия; крупные коллективные предприятия с высокой степенью обобществления и численностью занятых более 1 тыс. чел.; производственно-кооперативные группы. К частным предприятиям, согласно действующему законодательству, относятся хозяйства с числом наемных работников более 7—8 чел. К концу 80-х годов их насчитывалось около 280 тыс., что обеспечивало 35% доходной части государственного бюджета. Однако юридическая основа деятельности предприятий данного вида еще недостаточно развита. Сфера индивидуального предпринимательства, основанного на труде собственника и членов его семьи, распространена преимущественно в таких областях, как бытовое обслуживание населения; строительство; культура; операции с недвижимостью; розничная торговля. Количество индивидуальных предприятий к концу 80-х годов составило 13,7 млн, в том числе более 70% — в сельской местности, примерно 16% — в розничной торговле, 87% — в сфере услуг. Удельный вес индивидуальных и частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала в 1997 г. составил 13,5%. Особо значительны процессы, происходившие в коллективном секторе китайской деревни. В основу сельскохозяйственной реформы, наиболее динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом произведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производственных бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих прежде всего в роли посредника между государством и крестьянским двором, и 99,6% крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко выросла прежде всего за счет усиления частной заинтересованности крестьян в результатах производственной деятельности. Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне и способствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Современная ситуация в сельском хозяйстве КНР была охарактеризована как «аграрное чудо». В преддверии Всемирной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1996 г. КНР добилась решения в основном продовольственной проблемы, причем в весьма неблагоприятной природной и демографической обстановке: при сосредоточении на территории Китая 1/5 населения мира там используется лишь 7% пахотных земель планеты. Физический объем национального дохода, созданного в сельском хозяйстве Реформа промышленности, которая почти полностью сосредоточена в КНР в крупных городах, была начата значительно позднее (фактически после завершения реформы в деревне). Вообще в соответствии с принятой в КНР классификацией отраслей приложения труда промышленность относится к вторичному сектору экономики. Важнейшим толчком для городской реформы послужила необходимость удовлетворения насущных потребностей аграрной реформы. Город должен был обеспечить создание условий для свободной реализации сельскими производителями излишков продукции и формирования промышленного сектора по производству продукции для товарообмена с сельским населением. Система управления промышленностью, подлежащая реформированию, сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему. В период 1979—1983 гг. в КНР был проведен большой эксперимент по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью. В результате проведения эксперимента, направленного прежде всего на расширение хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий, и последующего закрепления его результатов была создана благоприятная почва для формирования в промышленности многообразной системы экономической ответственности. В результате повысилась степень самостоятельности предприятий государственного сектора, дальнейшее развитие и укрепление получили новые формы промышленных предприятий. Большое значение для успешного реформирования промышленности имело создание новой налоговой системы для промышленных предприятий и ее дальнейшее совершенствование. Таким образом, к середине 80-х годов китайским реформаторам удалось создать из сельского хозяйства и национальной промышленности цельный экономический механизм с чрезвычайно сложной и запутанной структурой. В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности. За
десятилетие 1981—1991 гг. ее доля в приросте валовой продукции
промышленности составила 55—57%, в то время как доля тяжелой промышленности Главными отраслями обрабатывающего комплекса тяжелой промышленности КНР являются машиностроение и металлообработка. В машиностроении, одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, прирост в 80 — начале 90-х годов составлял 10%. Однако ассортимент продукции данной отрасли не достигает мирового уровня и достаточно ограничен по сравнению с развитыми странами. На втором месте по объему производства стоит текстильная промышленность, дающая 15,5% объема промышленного производства. В 1997 г. выпуск тканей составил более 23 млрд м2. Быстрыми темпами развивается электронная промышленность. Выпуск продукции в этой отрасли за период 1982-1990 гг. увеличился в 6 раз, и доля электроники составила 5%, что не намного ниже аналогичного показателя Японии — прежде всего за счет увеличения производства бытовой техники. Осуществление реформ принесло значительный успех. В 80-е годы национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное производство ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения крестьян, доход горожан возрос на 43%. Китай добился самообеспечения зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленности (ее доля в сельскохозяйственной продукции составляла 23%) и она поглощала избыточные трудовые ресурсы в сельской местности. Реформы в промышленности привели к диверсификации продукции и расширению в торговле ассортимента потребительских товаров. Руководство страны продемонстрировало способность адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку у и принимать в соответствий; со сложившейся ситуацией необходимые фискальные и административные меры. В результате, те политических преобразований и сочетания центрального директивного руководства с местной предпринимательской инициативой возникла экономика гибридного типа, которую китайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей воздействие рыночных механизмов. В этот период в основном были устранены разрушительные для национальной экономики последствия периода культурной революции. Однако экономические реформы и ориентация экономики на рыночные методы ведения хозяйства принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции, повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. крестьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономические реформы 80- х годов произошли без сопутствующего политического реформирования, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как для народа Китая, так и для его экономики события на Тяньанмыньсхой площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении. Существенные изменения произошли и в уровне развития химической промышленности, среднегодовой темп роста которой в начале 90-х годов составлял 10,5%, а доля в промышленном производстве — 14 %. В 1979 г. был узаконен термин «промышленная компания типа предприятия, или трест»; в 1982 г. законодательно закреплена непринадлежность этого типа предприятий Госсовету КНР. Важные изменения к середине 80-х годах произошли в структуре топливно-
энергетического баланса в пользу таких компонентов, как нефть, природный
газ, гидроэнергетика. Тем не менее для экономики Китая к настоящему времени
остается актуальной проблема структурных перекосов. В частности, не удалось
преодолеть характерное для КНР хроническое отставание энергетики и
транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в начале 90-х годов простаивало Остается нерешенной и в ходе реформ обостряется всегда характерная для Экономический рост ускорил расслоение между приморскими и внутренними
провинциями. В 1995 г. ВНП западного региона вырос менее, чем на 8%, в то
время как в центральных провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в
приморских — 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%. Усиление позиций Китая в мирохозяйственных связях. Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами. Наиболее развитой формой международных связей в настоящее время является внешняя торговля. За годы реформ внешнеторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при этом составляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на шестом месте в мире. Существенно усилилась зависимость экономики Китая от внешней торговли,
доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что
свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности экономики КНР в
мирохозяйственные связи. Однако доля страны в мировой торговле за период с Экспортная политика КНР, главной задачей которой является обеспечение
валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее Главной задачей в области импортной политики в настоящее время является
получение новых техники и технологии для модернизации народного хозяйства. Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходилось 64% внешнеторгового оборота страны, 42% составляет доля основных партнеров — США, Японии и Гонконга. Во внешней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия с участием иностранного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая. Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и займы, до 50% — кредиты иностранных правительств и международных финансовых организаций, предоставляемых, как правило, на льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. было получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового положения КНР не вызывают опасения. Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга
к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задолженности Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно существующей в Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно благоприятным инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов. Среди них — относительная политическая стабильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых странах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность, стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежащих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная национально ориентированная политика в области привлечения иностранных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой. Однако инвестиционной политике Китая свойственны и существенные
недостатки: значительная степень государственного вмешательства в
предпринимательскую деятельность; увлечение всякого рода приоритетами;
отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи
земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономики В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление позиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специалистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой силы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на международных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточно велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по стоимости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора будет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капитала, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссоединение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэкономический потенциал Китая. В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчеркивается
партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный
секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, заявил, что В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с
другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяйственных
укладов) при сохранении решающей роли государства в воспроизводственном
процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увеличился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной политике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехнологичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы реформ было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промышленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90-х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации. По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в
мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел
на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и
второе места. При этом была реально решена проблема самофинансирования. Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем
в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством
создания предприятий с участием зарубежных фирм, формирования и развития
свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая
сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай составила около 638 млрд.
долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к началу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально- политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали этому процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора. Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет активно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фактором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привлечения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркистского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий. На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными принципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макроэкономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала. Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России. Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае
осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных
принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных
форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной
регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Разгосударствление - это преобразование государственной собственности в любую другую форму собственности. Приватизация (в переводе с лат. - частный, - передача за плату или безвозмездно принадлежащих государству промышленных и других предприятий, банков, средств транспорта и связи, жилых зданий и т. п. в частную собственность. Экономические и социальные процессы, происходящие ныне в китайском
обществе, дают основание говорить о диалектическом взаимодействии
планомерности3 и рынка4 при ведущей роли планомерного регулирования, о
способности планового воздействия на поворот рыночной конъюнктуры в нужном
для общества направлении. Опыт китайских реформ показывает, что некоторые,
ныне существующие, концепции находятся в противоречии с реальностью, что
одни теории теряют свою популярность, другие - сходят на нет. Серьезные
сомнения вызывают, например, постулаты, на которых построен монетаризм:
саморегулирующаяся система; способность частной собственности и конкуренции
обеспечить макроэкономическую стабильность; решающая роль денег в
общественном воспроизводстве и т.д. Не выдерживает критики я теория Важнейшими элементами рынка, наряду с конкуренцией и рыночной ценой,
являются спрос и предложение. Спрос и предложение - это зависимости между
ценами товаров и соответственно готовностью их покупать и продавать. Спрос Холдинговая или держательская компания - компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Например, холдингами являются такие всемирно известные фирмы, как «Дженерал моторс», «Форд мотор», «ИБМ». Планомерность есть прежде всего согласованность, скоординированность
экономических процессов. Она направлена на обеспечение сбалансированности
народного хозяйства, поддержание определенных пропорций в общественном
производстве и предотвращение в нем кризисных ситуаций. Планомерность
реализуется в планировании. Планирование - процесс выбора целей и решений,
необходимых для их достижения. Существует множество определений рынка. Некоторые черты модели управления Реформа хозяйственного управления в Китае привлекает внимание многих людей в нашей стране и во всем мире. Особенно завидуют результатам реформы китайской экономики в России. Этот интерес не случаен, так как речь идет о положитель-ном примере осуществления рыночной реформы в стране с такой же большой территорией, как и Россия, с огромным и пестрым по национальному составу населением. Безусловно, результаты таких преобразований заставляют задуматься о путях более без-болезненного перехода к рынку. Вместе с тем в китайской реформе не все так хорошо, как иногда у нас пишут. Необходимо видеть здесь немалые трудности. Китай: отказ от «сталинской» модели, или ее «облагораживание». Победа армии Мао Цзедуна над войсками Чан Кайши, одержанная в 1949 г.,
ознаменовала, на первый взгляд, решение проблемы становления социализма в Коллективизация китайской деревни проходила в несколько этапов. Вначале
были конфискованы крупные землевладения, а также собственность Однако дробление земельных наделов не привело, в отличие от Японии и Стремление ускорить ход истории привело к принятию решения (октябрь 1955 г.) об объединении 90% крестьянских семей в рамках коллективных структур, очень похожих на советские колхозы. В распоряжении крестьян оставались только небольшие индивидуальные участки земли. Таким образом, восторжествовала логика сталинской модели организации сельского хозяйства. Индустриализация и планирование также полностью вписываются в сталинскую модель социализма. Первый пятилетний план (1953-1958 гг.) был принят в 1953 г., но его цели были окончательно обнародованы только в 1955 г., что свидетельствует о некоторой импровизации китайских властей, несмотря на помощь советских советников. Как и следовало ожидать, советские друзья отдали предпочтение развитию тяжелой промышленности. Началось строительство металлургических и металлообрабатывающих заводов. Ежегодный рост промышленного производства составил 18%. Это весьма значительный результат; он объясняется, с одной стороны, размахом промышленного строительства, а с другой стороны, довольно низким исходным уровнем развития базовых отраслей китайской экономики. Разумеется, все крупные промышленные предприятия были собственностью государства. Однако очень скоро государство распространило свое влияние и на кустарную промышленность, и мелкую торговлю, которые были национализированы в 1956 г. «Большой скачок» стал наиболее типичным проявлением маоизма. Он иллюстрирует как основу политики Мао Цзедуна, так и его чрезмерные экономические амбиции. В сфере политики начавшаяся в СССР десталинизация проявилась в Китае в
виде отдельных критических замечаний сталинской модели построения
социализма. Но для Мао Цзедуна эта критика предоставляла возможность
пренебречь советами экспертов, чтобы резко ускорить процесс
социалистических преобразований в Китае. Весной 1957 г. была начата
кампания «Ста цветов» с целью обсуждения практической деятельности Официально объявленный в мае 1958 г. и обеспеченный мощной
пропагандистской поддержкой «Большой скачок» должен был способствовать
преодолению технической и материальной слабости сферы производства путем
максимальной экономической и идеологической мобилизации народных масс. Стратегия проведения реформы в КНР отличается продуманностью очередности осуществления мероприятий и постепенностью. Реформа стартовала в 1978 г. и сначала затронула лишь отдельные пласты экономической системы. Начальный вектор ее развития касался преобразований в деревне и ее взаимоотношений с городом. Это и понятно, ибо Китай — страна преимущественно аграрная. Такое направление напоминало осуществление НЭП в нашей стране. Крестьяне получили некоторую свободу в экономических решениях. Им существенно уменьшили обязательные госпоставки сельскохозяйственной продукции. Это дало возможность продавать излишки продукции на свободном рынке. Объединение крестьян в кооперативы отныне не рассматривается как единственно возможная форма организации. Широкое распространение получило единоличное семейное хозяйство. Постепенно развивались различные формы собственности, включая
государственную и частную, хотя государство оставалось главным
хозяйствующим агентом и собственником. Важная особенность китайской реформы
состоит в том, что перемены в экономике практически не затрагивают
политическую структуру общества. Китайское руководство твердо отстаивало
линию строительства социализма в стране и сохраняло приверженность
марксизму-ленинизму. Незыблемой остается политическая власть КПК и
партийных функционеров на местах. Это наглядно подтвердили события июня По мере продвижения реформы ее рыночный потенциал все более раскрывался. Основными путями реализации выдвинутой XIV съездом КПК концепции были: • расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, находящихся в госсобственности, сохранение форм жесткого госконтроля за частным сектором; • осуществление государственного регулирования рыночных процессов больше административными, чем экономическими мерами, хотя роль последних возрастает; • постепенный перевод государственных предприятий на режим рыночного хозяйствования при сохранении жесткого государственного регулирования; • государственный контроль над основными макроэкономическими пропорциями Безусловно, главный успех китайской реформы связан с развитием сельского хозяйства и решением в целом продовольственной проблемы. С 1992 г. КНР держит абсолютное первенство в мире по производству зерна (455 млн. т), сбору хлопка, шелка-сырца. Эти показатели в переводе на душевые представляют страну в целом со средним (или даже ниже) уровнем благосостояния. За период 1978—1985 гг. душевые доходы крестьян (как самых бедных слоев населения) возросли в 2,5—3 раза. Это стало возможно в связи с развитием в деревне семейного подряда, постепенным упразднением централизованных закупок, развитием подсобных промыслов. С 1994 г. реформа экономической системы в Китае вступила в новый этап своего развития. Больше внимания стали обращать на формирование рыночной инфраструктуры. На начальных этапах реформы перемены практически не коснулись механизма ценообразования, который в Китае пока не имеет рыночного характера. Сначала право на установление цен перешло от госорганов к местным властям. В конце 80-х годов цены стали постепенно освобождаться от госконтроля. К 1992 г. госконтроль охватывал около 40% номенклатуры потребительских цен и 30% цен на услуги. К 1996 г. госконтроль сохранялся лишь на 8-10% цен. Вместе с тем предстоит либерализация цен на товары производственно-технического назначения. Пока эта продукция реализуется в рамках так называемой двухколейной системы цен, от которой постепенно освобождаются. Немало предстоит сделать в области денежно-кредитного регулирования. Существенный прорыв китайская экономика сделала в области
внешнеэкономических связей. На протяжении всех лет реформы система
управления внешнеэкономической деятельностью постоянно совершенствовалась и
развивалась. Некогда исповедовавшаяся политика «опоры на собственные силы»
была заменена на политику «открытой экономики». За годы реформы отмечено
устойчивое опережение темпов развития внешнеэкономических связей над ростом В начале 90-х годов в Китае сформировался вполне адекватный рыночным принципам механизм управления внешнеэкономической деятельностью. Как и во всем народном хозяйстве, его формирование шло постепенно: сначала ликвидация монополии министерства внешнеэкономических связей на осуществление экспортно-импортных операций, затем поэтапное делегирование этого права территориальным единицам, отраслевым и местным внешнеторговым компаниям. Далее произошла замена системы госзакупок экспорта на систему экономических договоров между предприятиями. Внешнеторговая деятельность интегрируется с производством на экспорт. В течение 1991-1993 гг. полностью прекращено государственное субсидирование экспорта, отменены регулирующие налоги на импорт и снижены таможенные тарифы. Огромную роль в новом внешнеэкономическом механизме сыграли специальные
экономические зоны (СЭЗ). В этом Китай дал миру немало интересных и
поучительных примеров. Уже в 1980 г. в Китае было создано пять СЭЗ со
специфическим режимом деятельности: Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь, Экономику КНР оценивают сейчас как новый мощный «локомотив» мирового
экономического развития, а накопленный в стране опыт изучают как прецедент
успешного решения многих экономических проблем современности. Основными
целями проводимых в экономике Китая преобразований, сроки и приоритеты
которых неоднократно пересматривались, всегда оставались превращение Китая
в «богатое и мощное демократическое государство» и увеличение объема ВНП на
душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. В основе проводимого в Первый этап предполагал удвоение до 1990 г. валовой продукции промышленности и сельского хозяйства и решение проблемы обеспечения страны продовольствием и одеждой. На втором этапе (1991-2000 гг.) планировалось утроение ВНП, что должно было обеспечить создание общества среднего (или скромного) достатка. Третий этап (до 2050 г.) предусматривал достижение ВНП мирового уровня среднеразвитых стран и в основном завершение комплексной модернизации народного хозяйства. Досрочная реализация (уже к 1995 г.) первого и второго этапов позволила выдвинуть в 1996 г. новый план, предполагавший к 2000 г. учетверение показателя ВНП на душу населения по отношению к уровню 1980 г. и обеспечение среднезажиточного уровня жизни, а к 2010 г.— удвоение ВНП по отношению к уровню 2000 г. Характеризуя современный уровень экономики Китая, следует отметить, что
существование несовпадающих данных в различных статистических источниках
позволяет предположить, что экономика КНР является намного более мощной
чем это выглядит. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в ходе
модернизации, в экономике Китая по-прежнему существует комплекс достаточно
сложных проблем. В их числе: низкий уровень развития производительных сил,
по-прежнему большое количество неразвитых и бедных районов, замкнутость
ряда регионов, преобладание сельского крестьянского населения (800 млн
чел.), высокий удельный вес мелкого производства, низкий жизненный уровень
населения (65% живет в бедности). Особенно сильно отставание китайской
экономики по уровню технического развития — промышленность КНР
характеризуется частично или полностью механизированным производством Причину отставания специалисты объясняют субъективными и объективными факторами, обусловливающими специфический характер развития. В их числе низкий уровень развития старого Китая, полуфеодальной и полуколониальной страны с крайне отсталой и закрытой экономикой и огромным, практически неграмотным населением, а также разрушительная экономическая политика 50-х годов, последствия которой ощутимы. Список литературы: 1. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. «Основы мировой экономики», 2000г. 2. КудревВ.М. «Мир экономики», 2000г. 3. Семенов К.А. «Международные экономические отношения», 1999г. 4. Халевинская Е., Крезе И. «Мировая экономика», 2000г. ----------------------- [pic] [pic] |
|
||