|
Рынок как форма организации общественного хозяйстваКраткое описание документа Рынок как форма организации общественного хозяйстваТема курсовой работы – «Рынок как форма организации общественного хозяйства». Рассмотрение данной темы необходимо вследствие того что, современная экономика развитых стран носит рыночный характер, которая оказ смотреть на рефераты похожие на "Рынок как форма организации общественного хозяйства" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ МАРИУПОЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра международной экономики На тему: Рынок как форма организации общественного хозяйства. Выполнил: студент І курса экономико-правового факультета специальности «Международная экономика» Хохлаев Роман Геннадиевич Научный руководитель Булатова Елена Валерьевна МАРИУПОЛЬ, 2 0 0 0 г. Содержание
1.1. Сущность и условия возникновения рынка. 4 1.2. Структура и функции рынка 7 2.1. Рынок совершенной конкуренции 11 2.2. Рынок монополистической конкуренции. 12 2.3. Олигополистический рынок. 13 2.4 . Рынок чистой монополии. 15 Введение Тема курсовой работы – «Рынок как форма организации общественного хозяйства». Рассмотрение данной темы необходимо вследствие того что, современная экономика развитых стран носит рыночный характер, которая оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных функций и
моделей рынка, необходимости перехода к социально-ориентированному рынку в Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и рынка в интересах социально-экономического прогресса. Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному, инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности. Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания, исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества, и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью. Рыночной экономике свойственно нерациональное использование ресурсов, ярким проявлением которого являются экономические кризисы с их разорительным влиянием на созданные обществом производственные силы, увеличением неполного использования производственных мощностей и безработицы. Но обеспечить более достойный жизненный уровень всем членам общества без перехода к социально ориентированному рынку, как признает сейчас большинство экономистов и практиков в Украине, невозможно. Рыночная экономика не остается неизменной, она меняется по мере развития человеческого общества. В настоящее время во многих индустриально развитых странах функционирует социальная рыночная экономика, включающая социальную защищенность трудящихся и гарантии нормальных условий существования для каждого человека. Социальная рыночная экономика обеспечивает так же защиту потребителя от произвола предпринимателей путем антимонопольной политики, определенное регулирование экономики со стороны государства. При этом, рыночная экономика сохранила свои основные черты: свободу частного предпринимательства, конкурентность, ориентацию на прибыль. Рынок и его экономическое обоснование 1.1. Сущность и условия возникновения рынка. Исторические условия возникновения рынка были следующими: Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы
нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы соответственно в пище. Бартер — одна из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. Второе условие — это экономическая обособленность или автономность
производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта
стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между
товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к
эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен
своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление
возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Третье условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства. Рынок формируется в ходе и результате развития товарного производства. В более обобщенном смысле рынок есть вся совокупность процессов
торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят. Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок – это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов. Наконец, в самой широкой, универсальной трактовке понятие «рынок»
ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина Рыночная экономика - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально- экономических проблем. Рынок, представляет собой совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров и услуг, налаживает тем самым взаимодействие трех главных экономических субъектов. Ими являются государство (правительство), предприятия, фирмы (бизнес) и домашние хозяйства. Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики. Государство в лице правительства осуществляет закупки широкого спектра товаров. На рынке труда государство закупает рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях, на рынке средств производства и предметов потребления приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и ряд других товаров, поступающих в результате закупок в государственную собственность и частично предоставляемых затем населению. В ряде случаев государство закупает или, точнее, оплачивает научные исследования и разработки, проекты, духовные, культурные ценности, представляющие общественный интерес, попадающие в государственные фонды. В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье, другие товары, находящиеся в государственной собственности, например продукцию государственных предприятий. Обычно объем государственных продаж на рынке существенно ниже объема государственных закупок, ибо основную долю денежных поступлений государство получает не за счет продаж на рынке, а посредством взимания налогов. Предприятия, фирмы функционируют ради получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок разнообразных товаров и услуг. В ряде случаев они могут продавать принадлежащие им имущественные ценности и материальные запасы, в том числе земельные участки, здания, сырье, оборудование. Торговые предприятия продают на рынке все товары своего торгового ассортимента. Покупателем продукции и имущества предприятий являются другие предприятия (контрагенты), домашние хозяйства и частично государство (продукция государственных заказов). Приобретают же предприятия на рынке в первую очередь рабочую силу у домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, природные ресурсы у их владельцев, могут приобретать также деньги в виде кредитов и ценные бумаги. Домашнее хозяйство – это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги. Итак, рыночное хозяйство представляет собой хозяйство экономически обособленных, самостоятельных производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы – все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, нормой прибыли, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют. 1.2. Структура и функции рынка Рынок, как полисистемное образование подразумевает, совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному. По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы. По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели: . рынок совершенной конкуренции; . рынок монополистической конкуренции; . олигополистический рынок; . чисто монополистический рынок. По пространственному признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок». По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы: . рынок товаров и услуг; . рынок факторов производства; . финансовый рынок; . информационный рынок. Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться по
характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный; по степени регулируемости Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций (рис. 1). Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Рис. 1. Функции Рынка Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги
одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых
затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их
согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение
общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка
на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответы
на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для
кого производить? Как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и
предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – это сигнал к
расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В
результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению
более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства. Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего общественного хозяйства в целом. Основные модели рынка. Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени
ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей. Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности - рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции. 2.1. Рынок совершенной конкуренции Наивысшей конкурентностью обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Такой рынок именуют свободным или чисто конкурентным, иногда его называют рынком с атомистической структурой. Режим рынка свободной конкуренции определяется следующими признаками: а) количество как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них и ни одна группа не способны существенно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. Примером может служить рынок промышленных товаров, где продавцов очень много, каждый из них продает свой товар и изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменения цены другим продавцом, точно так же, как увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других, а следовательно, на общую равновесную цену на рынке; б) всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различий качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена. Примером таких однородных, стандартизированных продуктов выступает хлеб, пшеница, определенные виды одежды, обуви; в) все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении); г) покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров; д) все материальные, финансовые и прочие ресурсы абсолютно мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы. Таким образом, главным в рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов, она устанавливается под воздействием спроса и предложения как бы сама собой «невидимой рукой» рынка. Поэтому подобные рынки называют «рынками получателей цен». Если вдуматься в перечисленные выше признаки, то станет понятно, что рынок совершенной конкуренции — это в значительной мере теоретическая абстракция модель; такого рынка в чистом виде нигде и никогда не существовало (на практике наиболее близки к нему рынки сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). В самом деле, затруднительно представить себе рынок, в котором товары абсолютно однородны, где всем доступна полная информация о конъюнктуре рынка. Вместе с тем любой реально функционирующий рынок содержит в себе элементы свободного. Поэтому рассмотрение рынка совершенной конкуренции необходимо для уяснения общих принципов действия рыночного механизма. Следует различать понятия «конкурентный рынок» и «конкурентная борьба». Последняя означает способ активного поведения производителя или потребителя на рынке. Конкурентная борьба ведется с целью воздействия на условия продаж. А как на рынке совершенной конкуренции условия продаж заданы, все его участие находятся в равноправном положении и никто из его участников не в состоянии повлиять на равновесную цену, то соревнование между ними возникает в стремлении продать больше своего товара по более низкой, «своей» цене при прочих равных условиях. Продавец и стоящий за ним производитель товара могут улучшить свои позиции на подобном рынке лишь путем уменьшения затрат на производство продукции или ее качественного совершенствования, что равносильно продаже другого товара, переводу его в иной вид. Производитель, снижающий издержки производства, обладает возможностью снизить цену, сохранив прибыль, получаемую при продаже каждой единицы товара. Благодаря снижению цены он увеличивает объем продаж и получаемую прибыль до тех пор, пока другие производители и продавцы такого товара также не снизят цену. Таким образом, благодаря свободной конкуренции на рынке достигается одновременный выигрыш производителя (продавца) и покупателя (потребителя), приобретающего товары по более низким ценам. Поэтому в условиях рынка совершенной конкуренции объективно происходит перераспределение общественных ресурсов в пользу наиболее эффективно работающего. В этом принципиальное достоинство такого рынка. Однако у высококонкурентного рынка есть и слабые стороны. Принцип
неограниченного количества продавцов одного товара в известной мере
адекватен незначительности капитала каждого из участников рынка. 2.2. Рынок монополистической конкуренции. Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной
модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения
в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому
все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». На рынке монополистической конкуренции в значительной степени
соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет
собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта
рычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и
качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами. Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на неценовых факторах, давая возможность говорить о большом размахе неценовой конкуренции. И еще один штрих, характеризующий монополистическую конкуренцию, — легкость вступления в отрасль новых фирм, что практически приводит к невозможности тайного сговора между фирмами. 2.3. Олигополистический рынок. Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от rpeчecкoго оligos — немногие и poleo — продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии — не многочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей). Хотя нет четкого количественного критерия олигополии, обычно число фирм на олигополистическом рынке не превышает десяти и колеблется в пределах от трех до десяти. Олигополистические признаки чаще всего отмечаются в автомобильной, фармацевтической, электронной, химической промышленности. В рамках олигополии понятие «крупный производитель» включает помимо собственно крупных компаний также фирмы, которые по размерам могут быть и не очень велики, но являются ведущими производителями в рамках специализированных производств или локально-территориальных рынков. На олигополистическом рынке могут быть представлены как однородные,
например сталь, уголь, алюминий, так и дифференцированные продукты На рынке, где господствуют несколько монопольных продавцов, фирм,
каждый из его участников занимает весомое положение, так как на его долю
приходится значительная часть продаж. Это, с одной стороны, дает
возможность одной из фирм влиять на рынок в целом и на других его
участников. Но с другой стороны, так как основная часть продаж приходится
на остальные фирмы, то любой из олигополистов находится под существенным
воздействием поведения остальных и вынужден учитывать эту зависимость. Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного
рынка особенностями изменения цен. При совершенной конкуренции цены
постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения. При
олигополии же цены изменяются не так часто, а как правило, через большие
промежутки времени и значительно. Олигополия часто проводит политику Основным моментом становится и наличие барьеров при вхождении в эту отрасль. Прежде всего им является величина фирмы, то есть для проникновения на такой рынок фирма должна быть достаточно крупной, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения издержек. Для этого требуется большой первоначальный капитал, поэтому эффект масштаба является труднопреодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, в качестве барьеров выступают требования наличия патента, контроль над стратегическим сырьем, огромные затраты на рекламу. Существование олигополии обусловлено тенденцией слияния нескольких небольших фирм, выпускающих однородную продукцию, приводящей к уменьшению количества фирм. Но малое количество фирм благоприятствует тайному сговору, имеющему место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого согласия о фиксировании цены, дележе рынка, ограничении конкуренции. Тайное соглашение может быть по своей форме в виде картеля. Препятствиями для такого тайного сговора обычно становятся различия в спросе на товар и в издержках его производства и обращения. Когда издержки и спрос на продукцию различаются, то трудно договориться о цене, поэтому судьба сговора зависит от способности достичь компромисса. Чем больше фирм в отрасли, тем тяжелее им вступить в сговор, поэтому возможность сговора зависит от числа фирм. Сговору препятствует спад деловой активности, при котором каждая фирма пытается «перетянуть одеяло на себя». Наконец, тайному сговору в большинстве западных стран препятствует антитрестовское законодательство, в соответствии с которым государство осуществляет контроль за деятельностью фирм и в любой момент может разрушить противозаконный союз. Существуют различные точки зрения на экономическую эффективность олигополии. Согласно одной, рыночная власть «фирм-гигантов» необходима для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса: олигополии выпускают лучшую продукцию по более низким ценам, в сравнении с отраслью, представленной множеством мелких конкурирующих фирм. Согласно другой, более традиционной точке зрения, ценообразование и производство в условиях олигополии схожи с аналогичными результатами в условиях чистой монополии. Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при котором количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, поэтому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии. 10 . Рынок чистой монополии. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или
чистой монополий (слово «монополия» происходит от греческого «monos polein» а) товар на рынке продает единственный продавец, иначе говоря, отрасль представлена одной фирмой; б) товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, так как он должен либо купить товар у монополиста, либо вынужден обойтись без этого товара; в) продавец торгует только своим товаром; г) продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним. Этот факт предопределяет и место рекламы, которая в большей степени носит информационный характер, не предполагает больших затрат; д) вступление в отрасль заблокировано. Такой рынок по аналогии с идеальным конкурентным представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки. Итак, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции в значительной степени объяснимо, если проанализировать существующие барьеры для вступления в отрасль. Подобными барьерами может быть все, что блокирует дополнительное вступление в отрасль фирм, а значит, и потенциальную конкуренцию. Ограничительные условия для вступления в отрасль многообразны, среди них можно выделить следующие: 1) эффект масштаба, обусловленный преимуществами крупного производства, заключающимися в более низких издержках. Кроме того, современная технология настолько сложна и капиталоемка, что эффективное малое производство попросту невозможно; 2) ограничение вступления в отрасль со стороны государства в виде
необходимости наличия патентов и лицензий. Патентный контроль «помог» росту
современных индустриальных гигантов, таких, как «Дюпон», «Дженерал моторс», 3) собственность на важнейшие виды сырья. Например, «Алюминиум компании оф Америка», которая удерживала свое монопольное положение на протяжении многих лет благодаря полному контролю над производством бокситов; 4) нечестная, недобросовестная конкуренция посредством давления на банки в целях ограничения кредитов конкурентам, переманивания ведущего персонала опорочивание конкурентов. На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называемые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт может быть произведен только одной фирмой. К таким естественным монополиям относятся большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, предоставляющих населению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежат государственному регулированию. Помимо естественной монополии не исключено возникновение маломасштабной и временной монополии на продажу отдельных видов товаров и услуг, например продажа билетов на спортивные зрелища или концерты. Иногда монополия может быть обусловлена изоляцией рынка. На первый взгляд при чистой монополии монополист обладает полной властью
над ценами и объемом продаж. В действительности это не так. Во-первых,
объем продаж определяется спросом, который не зависит от производителя 3. Социальное рыночное хозяйство как приоритетное направление развития украинского рынка. Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и
болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных
проблем: Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его части, которая получает низкие доходы. Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка. Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного хозяйства негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже отождествляют его с государственным экономическим интервенционизмом. В наших же условиях экономика Украины еще достаточно долго будет оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает существование в течение относительно продолжительного времени наряду с нарождающимся частным сектором мощного государственного, предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического регулирования. Говоря о том, какие существенные стороны социально ориентированной
экономики необходимо будет адаптировать на Украине, нужно исходить из
сходства (пусть и отдаленного) между современной экономической ситуацией в Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно изменяться в пользу первого, но все-таки предстоит длительный период их сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями будет неизбежен в течение довольно долгого срока. Хотя попытки смоделировать новую парадигму Украинской экономики на основе смешанной экономики и социально ориентированного рыночного хозяйства можно признать некоторым нарушением классического подхода, такое обвинение нам просто некому предъявить. Ибо большинство цивилизованных стран состояние постсоциалистической экономики никогда не переживали. Соседи Украины по бывшему социалистическому содружеству демонстрируют подчас такие экстравагантные способы переустройства экономики, что предлагаемый вариант представляется чуть ли не образцом экономического классицизма. К тому же все без исключения модели экономического развития являются настолько динамичными и быстротрансформирующимися, что зачастую в стадии своей зрелости весьма отдаленно напоминают исходное состояние. Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду, прежде всего так называемый социально ориентированный рынок. Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны, "удержать" Украинскую экономику в русле общецивилизационных закономерностей рынка, а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности. Безусловно, постсоциалистический характер украинской экономики является важным, но не единственным определителем сущностных черт будущей модели национальной экономики. В ситуации, когда и национальная экономика, и значительная часть населения находятся у последней черты, попытка опираться сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги не только обречена на провал, но и чревата в наших условиях наступления дикого рынка, сверхкоррупции, катастрофической социальной поляризации общества и однозначным взрывом в результате. Учитывая, что социальное рыночное хозяйство представляет собой путь,
отличный от центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь Выстраивая парадигму Украинской экономики, нужно уберечься от двух крайностей: во-первых, изобретения "своей" модели, что подобного нет нигде в мире; во-вторых, попыток слепого заимствования. Украинский рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью. Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей. Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором. Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на фундаменте постсоциалистической. Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что
смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое
нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и стратификация общества являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка. Не административная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыночного регулирования, а экономико- административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом в Украине. И изобретать тут ничего нового не приходится. Среди главных и опробованных инструментов регулирования рыночной экономики можно выделить следующие: . финансово-кредитная система с совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; . механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых цены; . различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические потребности и потребительский спрос населения; . инвестиционная политика государства и, объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика; . элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги регулирования. Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем необходимо сегодня заниматься правительству Украины. При этом не должно сложиться положение, когда государственная опека будет распространяться только на государственный сектор экономики, а частный сектор будет либо предоставлен самому себе, либо обложен немыслимыми административно- экономическими шлагбаумами. За исключением предприятий-монополистов, правила рыночной игры, в том числе и регулирования экономики, должны быть одинаковы для всех. При этом нельзя не сказать несколько слов о таком важнейшем слагаемом государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы, как планирование. Складывается впечатление, что сегодня употребление термина планирование считается чуть ли не нонсенсом если не предпослать ему определение "индикативное". Другими словами, абсурдность всеобъемлющего директивного планирования времен реального социализма некоторые экономисты распространяют на планирование вообще. Говоря о необходимости макроэкономического планирования знаменитый американский предприниматель Ли Якокка подчеркивает: "Государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы." Высказанная мысль сегодня чрезвычайно актуальна для экономики Украины. Ибо от полной апологии директивного планирования маятник нашего восприятия качнулся и застыл в крайне противоположной позиции - полной отрицании государственного планирования как важнейшего рычага регулирования экономики. Все сказанное позволяет сделать вывод, что речь сегодня идет не столько о многовариантностии выбора моделей украинской экономики, сколько о его предопределенности ранее сложившимися политико-экономическими обстоятельствами макроуровня. Ни доминирование планово-распорядительных начал, ни акцент форсированно созданные сугубо рыночные, а в существующей ситуации, оборачивающиеся своей противоположностью способы баланса ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей, не сулят оптимистических перспектив развитию социально ориентированной рыночной экономике в Украине. Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др. В итоге вырисовываются такие контуры модели рыночной экономики Во-первых, это должен быть социально ориентированный рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики. Во-вторых, новая модель экономики должна предусматривать, с одной стороны, относительно продолжительное сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора экономики. При этом превалирование на первом этапе государственного сектора не должно означать каких либо особых льгот, преимуществ или исключительных прав, которыми пользовались предприятия этого сектора. Вместе с тем, курс на скорейшее становление частного сектора не должен означать искусственный и форсированный раздел государственных предприятий, их немедленную поголовную передачу в частные руки. Такие проблемы должны решаться постепенно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияний, поглощений и других трансформаций. В-третьих, и в ближайшем будущем экономика Украины не может быть ничем иным, кроме как двойственной экономикой, одним из главных критериев управляемости которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования экономики и рыночного саморегулирования. Причем ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно происходить только по мере становления и нарастания рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах. В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере экономики должно происходить на фоне аналогичного усиления роли государства в социальной сфере. В-пятых, в сложившейся политико-экономической ситуации экономика Украины должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования. На сегодняшний день экономическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать, приведя следующие данные. После десятилетнего экономического спада в Украине в 1999 году
появились признаки стабилизации и роста: (0,4 процента); Эти тенденции наблюдаются и в 2000 году. Вместе с тем состояние в сфере государственных финансов остается тяжелым. 1 января 2000 г. достиг 12,5 млрд. долларов США, а с начала 1999 года его сумма возросла на 1 млрд. долларов США, или на 8,8 процента. Задолженность за облигациями внутреннего государственного займа (балансовая стоимость) составляла 11,4 млрд. гривен, что на 3,2 процента больше, чем в начале прошлого года. Объединение этих факторов с ростом объемов денежной массы и денежной базы на протяжении прошлого года (соответственно на 40,5 и 39 процентов) было причиной снижения официального обмена курса с 3,43 гривны за доллар США на начало до 5,2 гривны на конец 1999 года. Ухудшается финансовое положение предприятий. Свыше 50 процентов общего количества предприятий, а в агропромышленном комплексе - 86 процентов остаются убыточными. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий значительно превысила величину ВВП, кредиты банковской системы лишь в незначительных объемах направляются в реальный сектор экономики. Длится повышение официального уровня безработицы. На 1 января 2000 г. он составлял 4,3 процента, а количество безработных - 1,2 млн. человек. Уровень жизни граждан продолжает снижаться: если в 1998 году реальные
доходы населения уменьшились на 1,6 процента, что соответствовало динамике Уменьшились затраты на охрану здоровья и образование увеличилась задолженность с выплатой заработной платы работникам в этих областях, снизился уровень доступности и качество медицинских и образовательных услуг. Одной из основных причин такого положения было отсутствие общей
последовательной политики Правительства и Верховной Рады Украины, что
привело к искажению принципов рыночных отношений в Украине и следующих
негативных последствий: (в частности механизма банкротства); Учитывая количество и серьезность экономических проблем, Правительству Заключение. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей продавцов, т. е. Отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок и рынок чистой монополии. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными. Обособление экономических агентов, несовпадение и антагонизм их интересов обусловливают его несовершенство. Это в первую очередь, стихийность, которая порождает экономическую неустойчивость; тенденция к монополизации; отсутствие стимулов к удовлетворению ряда общественных потребностей; безработица и социальное расслоение. Эти несовершенства смягчаются мерами государственной экономической и социальной политики. Система реальных планомерно рыночных отношений в Украине только начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о формировании социально ориентированного рынка. Не административная или в лучшем случае административно-экономическая модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом в Украине. Список использованной литературы.
4. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1995. –384с. 5. Кредисов А., Бодров В., Леоненко П. Сущность, структура и принципы организации социального рыночного хозяйства // Экономика Украины. - 1993. – №4, с.38-47 7. Ливмиц А. Л. Введение в рыночную экономику. – М., 1991. –360с. 8. Основы рыночной экономики: В 3 кн. / Камаев В. Д. И Домненко Б. И. – М., 9. Програма діяльності Кабінету Міністрів України “РЕФОРМИ ЗАРАДИ ДОБРОБУТУ” // Урядовий кур^єр. – 2000. – № 47, с. 3-6. 11. Райзберг Б. А. Рыночная экономика: Учебник. – М., 1995. – 432с. 12. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. М., 1992. 13. Самуэльсон П. Экономика. Т. 1,2. –М.: МГП «АЛГОН», 1992. – 340с. 14. Сорока И. Социальное рыночное хозяйство и смешанная экономика как приоритетные модели украинского рынка // Экономика Украины. –1994. – №5. 15. Экономика / С. А. Бартенев, И. И. Большакова, В. В. Васильев и др. Под ред. А. С. Булатова; - М.: Издательство БЕК, 1997 – 816с. 16. Экономическая теория / А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич: Учебник для вузов - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер Паблишинг», 1997. – 480с. 17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. П., 1993 –224с.
----------------------- Информационная Посредническая Регулирующая Ценообразующая Функции рынка Санирующая |
|
||