|
РейганомикаКраткое описание документа РейганомикаАмериканское государство, используя имеющиеся в его распоряжении рычаги, осуществляет перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению международных экономических смотреть на рефераты похожие на "Рейганомика" Содержание
Введение Американское государство, используя имеющиеся в его распоряжении рычаги, осуществляет перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монополий. Обострение противоречий в экономике страны способствовало усилению экономической роли государства, что выразилось в развитии системы государственно- монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий формировались теоретические концепции и практические методы государственного регулирования экономики США, разросся и принял огромные размеры государственный механизм экономической политики. В своей эволюции система государственно-монополистического регулирования в США превратилась в органический элемент воспроизводственного процесса. Она состоит из многих звеньев, включает в себя прежде всего регулирующий механизм федерального правительства, а также механизм штатов и местных органов власти, соединяет в себе государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы) и аппарат административно-правового регулирования (регламентирования) деятельности различных отраслей экономики. Сложившаяся в б0-е годы официальная доктрина «новой экономики» исходила из возможности с помощью государства избавить американскую экономику от кризисов и обеспечить ей процветание. Однако уже 70-е годы были отмечены резким нарастанием кризисных процессов в экономике США — усилением ее внутренней нестабильности, скачкообразным развитием инфляции,— перед лицом которых сложившаяся система государственно-монополистического регулирования оказалась несостоятельной. Никогда ранее экономика США и экономическая политика государства не
сталкивались со столь острыми дестабилизирующими процессами, выразившимися
в соединении циклических и структурных кризисов, в стагфляции Именно в этих условиях в начале 80-х годов появилась на свет программа 1. Рональд Рейган – 40-ой президент США (1981-1989) Несколько дней, посвященные инаугурации президента США, включая и сам
день 20 января,— особые дни для Америки, но прежде всего для вашингтонцев. 20 января 1981 г. заметно отличалось от других инаугурационных дней,
сохранившихся в памяти вашингтонцев и ста с лишним тысяч гостей,
заполонивших столицу в связи с торжествами. Как писала в те дни
американская пресса, «начиная с открывавшего праздничные дни фейерверка и
кончая последним танцем, это было самым грандиозным и самым дорогостоящим
за всю историю страны мероприятием в честь вступления президента на пост». Но ничто не могло сравниться с торжеством калифорнийцев, с невиданным
доселе даже в столице размахом отмечавших приход к власти «их президента». В числе особо почетных гостей были многие из 865 «республиканских
орлов»— членов элитарного республиканского клуба, каждый из которых внес в
казну национального комитета партии личный взнос в размере 10 тыс. долл. Так начинал свое правление 40-ой президент США. Рональд У. Рейган был – после Дуайта Эйзенхауэра – вторым президентом американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы его вице-президент в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в американской политике, чем он. Речь шла о «консервативной революции», и даже о «революции Рейгана». Президент в начале своего первого срока пребывания в должности сам задал тон ударом литавр, когда заявил, что либерализм потерпел полное банкротство и что государство более не является решением для проблем, а само стало проблемой. Поэтому это дело времени — остановить рост государства и повернуть его назад. Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся
за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей-демократов и, по сравнению с предыдущим республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирателей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на Юге. Ударом в литавры Рейган возвестил о начале своего президентства, и его
первоначальные успехи в экономической и социальной политике в Конгрессе
производили впечатление «консервативной революции». Однако здесь следует
различать два срока пребывания в должности, а также 2 президентства. 2. «Рейгономика» или «консервативная революция»? Ядро провозглашенной революции Рейгана составляла «рейганомика», ориентированная на предложение экономической программы, которая понималась как ответ на экономические проблемы 70-х годов. Согласно ей должны были быть значительно снижены налоги, предложены возможности амортизации и вычеркнуты или упрощены, препятствующие инвестициям государственные предписания, чтобы вызвать рост экономики. Потери доходов должны были быть краткосрочно предотвращены экономией на социальных программах, а долгосрочные — покрываться увеличением доходов из расширяющегося народного хозяйства — и все это при уравновешенном бюджете. Было совершенно ясно, что здесь возникнут целевые конфликты, тем более, что одновременно должны были значительно возрасти оборонные расходы. Рейган действительно добился принятия основных положений своей
экономической программы с утверждением бюджета на первое полугодие 1981
года. Было решено сократить налоги на 25%, 5% в первом и по 10% в два
последующих года. С 1985 года налоги были индексированы с темпом
инфляционного роста цен, так что за обесцениванием денег не следовало
больше автоматически повышение реальных налогов. Налоговая квота
действительно снизилась для большинства налогоплательщиков. Однако, не в
последнюю очередь перед лицом угрожающе растущего дефицита бюджета, еще при То, что «консервативная революция» не состоялась, нагляднее всего
демонстрирует тот факт, что объем федерального бюджета при Рейгане
постоянно возрастал, а именно, с 699,1 миллиарда долларов в 1980 году до Сокращений социальных программ было давно недостаточно, чтобы
удерживать разрастающуюся дыру в бюджете. Характерно, что сильнее всего
сокращены были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных
организованных групп населения, которые к тому же принимали наименьшее
участие в выборах президента или в Конгресс. Продовольственные карточки
были отменены, и пособия для матерей-одиночек значительно сокращены. Из-за протеста Конгресса потерпела неудачу самая крупная программа
децентрализации в истории западной демократии, «новый федерализм» Рейгана,
которая имела целью как значительное сокращение федеральных отчислений, так
и «обратный» перевод социально-государственных задач и одновременно
налоговых ресурсов на отдельные штаты. Сокращение федеральных субсидий
штатам было, однако, значительным, в сфере жилищного строительства и
городского развития почти драматическим. Темпы роста федеральных средств в
штатах номинально замедлились уже при администрации Картера, реально же в
результате высокого темпа инфляции даже снизились. Годы президентства Администрация Рейгана успешно боролась с инфляцией и безработицей. Совершенно в духе консервативной политики было огромное повышение
военных расходов, направленных против Советского Союза, вступление которого
в Афганистан было соответственно инструментализировано. Также и здесь, еще
при Картере, началась беспримерная программа вооружения, которой нужно было
встретить советскую угрозу, поставить на место «империю зла» (так Рейган
публично назвал Советский Союз). Президент предоставил также полную свободу
действий секретным службам, особенно ЦРУ под руководством Уильяма Кейси, в
стимулировании сопротивления в сфере советского влияния и в поддержке
антикоммунистических партизанских сил в «третьем мире». В этой политике
сначала, казалось, не было места для разоружения и контроля вооружений. Внешняя политика Рейгана являлась уклончиво антикоммунистической, как
она проявилась не только по отношению к Советскому Союзу, но и в ее
первоначальных идеологически-закоснелых чертах также и по отношению к Характерным для политического прагматизма Рейгана было то, что он демонстративно держался в стороне от социально-моральных вопросов, как, например, допуск утренней молитвы в государственных школах или запрет абортов. Вопреки настоянию своих христианско-консервативных сторонников он ограничивался риторическими высказываниями, но не проявлял конкретной инициативы. Эмоции, таящиеся в этих конфликтных вопросах, могли бы легко привести к поляризации и поставить под угрозу экономическую и социальную политику в Конгрессе. В конкретной политике эти социально-моральные вопросы, которые характеризовали определенные консервативные позиции, не имели для Рейгана Приоритета. Президентство Рейгана было отмечено парадоксами: как консерватор президент создал большую в американской истории гору долгов. Несмотря на принципиальный поворот «рейганомики» против заклейменного как «социалистическое» кейнсианства, с помощью вооружения была создана массивная инвестиционная программа, которая по своему экономическому воздействию сводилась к «военному кейнсианству». Если в начале своего президентства Рейган видел в Советском Союзе еще «империю зла», то в 1987—88 годах взаимопонимание с этой страной стояло на переднем плане. Хотя Рейган способствовал убеждению общественности в том, что федеральное правительство неспособно решать актуальные проблемы, он, однако, оживил институт президента и показал, что политическая система реагирует на президента. Сами противоречия и целевые конфликты, заложенные в рейгановском консерватизме, содействовали его крушению. То, что консервативная претензия, как ее риторически блестяще представил Рейган, не осуществилась, проявляется во многих аспектах: социальное государство «нового курса» по- прежнему существовало, концепция Рейгана «новый федерализм», по существу, провалилась. Социально-моральные вопросы, стоящие на самом верху повестки дня «новых правых», не были приняты Рейганом. В вопросах гражданских прав, эмансипации женщин и контроле за рождаемостью американская общественность осталась либеральной. Число федеральных чиновников с 1980 по 1987 год возросло на 3%. Если в предвыборной борьбе 1980 года Рейган обещал ликвидировать министерства энергетики и образования, то это обещание не только не было выполнено, но и было создано еще одно министерство по делам ветеранов. Вместо запланированных 11 министерств в конце президентского срока Рейгана существовало 14 министерств, федеральное правительство не сократилось, а увеличилось. Также и в партийной системе и в общественном мнении в 80-е годы не наблюдалось консервативного перелома: демократическая партия господствовала в палате представителей и в большинстве штатов. Что изменилось при Рейгане и что создавало видимость «консервативной революции», так это темы, стоящие в центре политической дискуссии. Эти изменения, как метко пишет Курт Л. Шелл, были равны смене образцов. Что выставлялось для дискуссии, так это была экспансия социального государства, критически выяснялись его объем и его функции. Что политический дух времени изменился еще при Картере, видно по тому, как беззаботно прежде либеральные демократы присоединились к политике экономии и дерегуляции. Заключение Итак, подведём итоги. Экономическая политика администрации Рейгана, получившая название «рейганомика», включала в себя: курс на снижение ставок федеральных налогов и предоставление корпорациям крупных налоговых и других льгот, направленных на стимулирование капиталовложений, прежде всего в наукоемких отраслях промышленности; ограничение роста правительственных расходов на социальные нужды при одновременном наращивании военных расходов; ослабление государственной регламентации (дерегулирование) предпринимательской деятельности (сокращение правил, требований к производственной и рыночной деятельности, в т. ч. требований по охране окружающей среды, и т. д.); проведение курса кредитно-денежной политики, направленного на преодоление инфляции и осуществление установок экономической программы правительства. Однако декларированные «рейганомикой» цели радикального повышения темпов экономического роста, наведения порядка в государственных финансах, избавления федерального бюджета от хронических дефицитов (после 1960 г. федеральный бюджет ни разу не сводился без дефицита) не были реализованы. Одной из основных причин нагромождения бюджетных дефицитов и
государственной задолженности явился проводившийся администрацией Литература 1. Американские президенты: 41 исторический портрет от Джорджа Вашингтона до Билла Клинтона. – Ростов- на- Дону: Феникс, 1997. – 640 с. – 411 с. М.: Политиздат, 1988. – 542 с.: карт. |
|
||