|
Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживанияКраткое описание документа Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживанияДанная тема дипломной работы была выбрана не случайно. Это связано с тем, что на протяжении всего обучения в Институте Молодежи, автор так или иначе сталкивался с деятельностью учреждений социального обслужива смотреть на рефераты похожие на "Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания" ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ Кафедра социальной политики и социальной работы Калиева Альфия Муллануровна Студентка группы 501-С Фак-та “Социальной работы и информационных систем” ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения (На примере Химкинского комитета социальной защиты населения Московской области). Научный руководитель д.э.н. профессор Бобков В.Н. Москва, 1999 г. ПЛАН Стр. Введение……………………………………………………………3-4
2. Анализ практики учреждений социального обслуживания населения……………………………………………………. 22-41
Список использованной литературы…………………………51-54 Приложения………………………………………………………55-61 ВВЕДЕНИЕ Данная тема дипломной работы была выбрана не случайно. Это связано с тем, что на протяжении всего обучения в Институте Молодежи, автор так или иначе сталкивался с деятельностью учреждений социального обслуживания, но экономические основы этих учреждений мы не затрагивали. Поэтому автор решил рассмотреть эту тему более подробно в своей дипломной работе. Следует сказать и о том, что данная работы является попыткой классификации учреждений социального обслуживания. Актуальность темы дипломной работы была обусловлена тем, что в современном обществе, которое за последнее время было подвержено реформам в экономической, политической и социальной сферах существенно увеличилась потребность в социальных услугах, следовательно и в учреждениях социального обслуживания. Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80- х начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. Затем появились службы срочной социальной помощи. Территориальные центры социальной помощи семье, детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям оставшихся без попечения родителей. Динамику развития учреждений социального обслуживания можно увидеть в Приложении №1 Результаты проведенной работы будут полезны при организации служб
социальной защиты, оказывающих различные социальные услуги в Российской Таковы цели и задачи данного исследования, выбранные для изучения в данной дипломной работе. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Некоммерческие организации - это профессиональные объединения и
творческие союзы, добровольные общества и благотворительные фонды, а также
ассоциации, советы, клубы, союзы. Также к ним относится огромная сфера
жизни общества, которая отличается от государственных и бизнес структур. Таким образом, цель некоммерческих организаций - прежде всего направление инициативы “снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения “всеобщих государственных” интересов и интересов частных, индивидуальных - через форму интереса определенных общественных групп - в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества. Подтверждение этому - успехи деятельности некоммерческих организаций,
например, в США. Наибольшая активность работы некоммерческих организаций Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и государству и бизнесу, так как они дополняют их, очеловечивают и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли решаться силами гражданских инициативы, не дожидаясь выделения на эти цели средств из госбюджета. После революции 1917 года традиции благотворительной инициативы Условиями формирования гражданского общества в России 90-х годов
явились: отмена и резкое сокращение централизованного финансирования
социокультурной и гуманитарной областей и, как следствие, необходимость
самоспасения науки, искусства, культуры, образования, просвещения; резкое
ухудшение уровня жизни, потребность в спасении и самоспасении нуждающихся в
помощи групп населения. Принятие закона СССР “Об общественных объединениях Государственная финансовая поддержка Взаимоотношения некоммерческих организаций и государственных органов
довольно сложны. Государственные социальные службы, привыкшие за долгие
годы к монопольному праву на заботу, с появлением некоммерческих
организаций стали относится к ним с недоверием и подозрительностью. И все же гарантами финансовой стабильности российской благотворительности остаются прежде всего хорошие связи руководителя в государственном аппарате, на уровне федеральных и местных властей. Это позволяет надеяться на получение государственной денежной помощи. Государственное финансирование является особенно важным в тех случаях, когда цели некоммерческой организации не столь привлекательны для частных доноров, или когда работа не дает немедленной видимой отдачи или при необходимости осуществления финансирования в течение всего года, так как фонды и частные доноры предпочитают начальное финансирование, новаторство и новые идеи. Можно выделить несколько типов государственного финансирования[1]: Целевые правительственные гранды - безвозмездно дающие средства для определенных действий, указанных некоммерческой организацией. Совместное финансирование организаций - не является формой прямого государственного финансирования. Правительство и некоммерческая организация вкладывают средства в проект, который управляется совместно. Это партнерство, где каждая сторона полагается на другую в поддержании жизнеспособности проекта. Контракты на предоставление услуг, которые должны предоставлять некоммерческие организации, заключаются на конкурсной основе. Конкурс проводится по строго определенной процедуре, при которой организации честно соревнуются за право заключить контракт. Коммерческая деятельность. Некоммерческие организации могут заниматься также и коммерческой
деятельностью, например, создавать при себе малое предприятие. Кроме того,
возможными видами коммерческой деятельности для некоммерческих организаций
являются сдача в аренду помещений и другого имущества, а также такие
пассивные формы предпринимательства, как доход от депозитных вкладов или
акций. Один из самых доходных методов обеспечения собственного
финансирования для некоммерческих, особенно благотворительных организаций. Важным этапом в развитии некоммерческих организаций в современных условиях явилось принятие в 1996 году Федерального Закона “О Некоммерческих организациях” Согласно данного Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Формы некоммерческих организаций[2]
Общественными и религиозными организациями (объединениями)
признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом
порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения
духовных или иных нематериальных потребностей. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая
организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на
основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-
полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. 3. Некоммерческие партнерства[5] Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения
которых оно создано. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве
оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его
распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную
ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее
учредителями (учредителем), является собственностью автономной
некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой
организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в
собственность этой организации. Автономная некоммерческая организация
вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую
целям, для достижения которых создана указанная организация. 6.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) [8] Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение
предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в
хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими
организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческая организация может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы. Имущество некоммерческой организации Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки. Некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. Источники формирования имущества некоммерческой организации 1. Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления. Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. [9] Учреждения социального обслуживания являются одной из форм
некоммерческих организаций и на них распространяются все положения Попробуем провести классификацию учреждений социального обслуживания: Системная классификация: Система состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания[10], являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации является государственной системой социальных служб. К муниципальной системе служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. (коммерческие и некоммерческие организации) По источникам финансирования: Финансирование государственных учреждений социального
обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в
ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет
средств федерального бюджета. Финансирование муниципальных учреждений
социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются: средства, поступающие от целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом. Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания имеет специфику в зависимости от содержания их деятельности, от типов учреждений. Экономическая деятельность имеет специфику для:[11] 1. Комплексных центров социального обслуживания населения; 2. Территориальных центров социальной помощи семьи и детям. 3. Центров социального обслуживания. 4. Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. 5. Центров помощи детям, оставшимся без попечительства родителей. 6. Социальных приютов для детей и подростков. 7. Центров психолого-педагогической помощи населению. 8. Центров экстренной психологической помощи по телефону. 9. Отделений социальной помощи на дому. 10. Домов ночного пребывания 11. Специализированных домов для одиноких престарелых. 12. Стационарных учреждений социального обслуживания. 13. Геронтологических центров. 14. Иных учреждений, предоставляющих социальные услуги. Экономические учреждения социального обслуживания различаются также в
зависимости от видов социального обслуживания. 1. Материальную помощь, представляемую в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости, а также специальных транспортных средств, профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. 1. Социальный патронаж, осуществляемый в отношении граждан и семей, нуждающихся в постоянном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим работоспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью и инвалидностью, представляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют услуги по уходу за детьми. 1. Социальное обслуживание в стационарных условиях, осуществляемое в отношении граждан частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, уходом, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга. 1. Предоставление временного приюта осуществляемое для граждан без определенного места жительства и занятий, безнадзорных детей и подростков, других нуждающимся в этой помощи лицам. 1. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального обслуживания. 1. Консультативная помощь, предоставляемая гражданам и семьям в области социально-экономического и медико-социального обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты. 1. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации граждан, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилитационную работу с несовершеннолетними и другими гражданами с общественно-опасным поведением. Иными словами, социальное обслуживание призвано способствовать клиентам в решении возникших у них социальных проблем, в восстановлении или усилении их способности к самообеспечению и самообслуживанию, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями. Большие особенности экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения определяются их функциями. Основными функциями социального обслуживания являются[13]: 1) функция социальной помощи, которая включает: - выявление, учет семей и отдельных лиц наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание им ее и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; - профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства; - надомные услуги семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.; - содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного образования вследствие временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление; (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровнях, бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью профессиональной реабилитационной, психологической, и иной помощи населению в стрессовой ситуации. 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Во второй главе данной дипломной работы автор анализирует практику
учреждений социального обслуживания и их экономическую деятельность. Для
этого были выбраны два учреждения социального обслуживания. Это Химкинский 1. Химкинский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями открылся 15 августа 1996 года. В районе 420 детей-инвалидов, и Центр предназначен для них. Центр является муниципальным учреждением социальной защиты населения. В своей работе они видят 2 основные цели: Первая: Создание таких условий, которые позволили бы каждому ребенку реализовать свои возможности, повысить уверенность в своих силах, отказаться от самоизоляции и налаживать тесные контакты с другими детьми. Вторая: Необходимость помощи окружающим (родителям, другим членам семьи, родственникам, соседям и т. д.) принимать инвалидов такими, какие они есть, уважать их, относиться к ним доброжелательно. К сожалению, инвалидность в нашей стране понимается как личная трагедия родителей, самого инвалида, несчастье для всей семьи. Семья практически остается один на один со своими проблемами. Для таких семей вероятность распада очень велика. И чем тяжелее ребенок болен, тем чаще мать остается одна с ним. В жизни семей, имеющих детей-инвалидов, выделяются типичные 4. Ситуация, когда по мере завершения школьного обучения возникают трудности в отношении получения профессиональной подготовки и трудоустройства. В своей деятельности Центр руководствуется Положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Надо сказать, что Центр является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан. Фактически же Центр не имеет самостоятельного баланса, а находится на
общем балансе Химкинского комитета социальной защиты населения, также у Таким образом, Центр вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком на суде, арбитражном и третейском судах. Глава Администрации Химкинского района как учредитель Центра имеет
исключительную компетенцию в объеме, предусмотренном законодательством Право Центра на включение в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, которая подтверждается соответствующим свидетельством. Центр, как и любая другая организация может, иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. На самом деле филиалы только в планах, но Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, психологической помощи на дому, отделение дневного пребывания, отделение социальной помощи на дому, отделение медико-социальной реабилитации, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Данные отделения также как и сам центр не имеют самостоятельного баланса и собственного счета в банковских учреждениях. Все структурные подразделения в своей деятельности починяются директору Центра. Центр имеет право оказывать платные услуги, российским и иностранным физическим и юридическим лицам в пределах своих уставных задач. А также, по согласованию с учредителем, создавать филиалы,
производственные и иные подразделения, временные творческие коллективы,
совместные предприятия, вступать в договорные отношения с иностранными
физическими и юридическими лицами и контрагентами в добровольные
объединения; привлекать на договорной основе к учебной, консультативной и иной
деятельности, вытекающей из уставных задач центра, научных и практических
работников, как России, так и зарубежных; самостоятельно распоряжаться своим имуществом, приобретать продукцию
производственно-технического назначения, автотранспорт, лечебно-
профилактическое оборудование, ТСО, информацию и ее носителей у российских
и зарубежных юридических лиц, а также представлять заявки по
централизованно распределяемым видам продукции; пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами; арендовать или приобретать помещение для проведения уставной
деятельности; получать от российских и иностранных физических лиц с баланса на баланс,
безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы
новой техники и средства, относящиеся к основным фондам; осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, а
также иные виды деятельности не противоречащие законодательству Российской Непосредственное руководство Центром осуществляет директор. Директор без доверенности действует от имени Центра, представляет его во всех учреждениях, предприятиях, организациях, как в РФ, так и за рубежом, в соответствии с законодательством РФ и Положением о Центре, распоряжаясь в установленном порядке имуществом Центра, выдает доверенности, заключает договора, в том числе трудовые контракты, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться средствами. Также директору Центра разрешено: - устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах единого фонда оплаты труда. - устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение
сфер обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за
выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего
работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых
профессий (должностей ) за счет и в пределах единого фонда оплаты труда В Центре директором утверждается положение о премировании, положение о надбавках и доплатах и положение об использовании фондов социального и культурного развития. Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в
пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Штатное расписание Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями представлено в Таблице №1 Таблица №1 Штатное расписание на 1998 год ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ АППАРАТ ЦЕНТРА |Наименование |Кол-во |Раз| |Надбавка* |Надбавка**|Месячный | Отделение дневного пребывания |Наименование |Кол-во|Разр|Оклад |Надбавка* |Надбавка**|Месячн. | Отделение психолого-педагогической помощи |Зав.отделением |1 |14 |390,6 |15 |58,59 | | |449,19 | Отделение медико-социальной реабилитации |Зав.отделением |1 |14 |390,6 |15 |58,59 |30 |117,18|566,37 | Отделение диагностики социальной дезадаптации. |Зав.отделением |1 |12|306 |15|45,9 |30|91,8 |443,7 |
Педагогический и медицинский работник данного Центра имеет право на: социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ, и
дополнительные льготы, представляемые медицинским и педагогическим
работникам в регионе; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию; на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном
законодательством РФ. Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с
использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты. Расходы
на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов
на содержание соответствующего отделения Центра. Финансовая деятельность Центра строится в соответствии с основными
положениями, которые предусматривают переход от выделения средств из
бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам • бюджетные ассигнования Бюджетные ассигнования Центра производятся согласно утвержденной учредителем годовой сметы расходов Центра. Перечисленные на расчетный счет Центр не предоставляет платные услуги. Таким образом, этот пункт на
данный момент не может быть источником формирования имущества или
финансовым ресурсом. К внебюджетным средствам в данном случае относятся не денежные средства
а различные услуги организации учреждений. (например, оплачивают счета или
покупают оборудование и т.д.) На самом деле Центр не получает дохода от предпринимательской
деятельности. Таким образом этот пункт не может являться источником
формирования имущества. • другие источники в соответствии с действующим законодательством Валютные средства, полученные Центром от внешнеэкономической
деятельности, используются им в порядке, установленном
законодательством РФ. Но центр не ведет внешнеэкономическую деятельность. Администрация Химкинского района закрепляет за Центром на праве оперативного управления имущество согласно акту приема-передачи. Центру также принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме ара, пожертвования, или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда. Являющиеся результатом его деятельности Центра и приобретенные на эти доходы объекты собственности. Заработная плата (должностной оклад) работнику Центра выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом и должностной инструкцией. Выполнение работниками других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством РФ. Центр вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Развитие материально технической базы Центра осуществляется в пределах бюджетных и собственных средств Учредители выделяют средства не ниже определенных нормативов, действующих на данной территории. Центр может вести предпринимательскую деятельность: 1. реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центра; 2. осуществление торговли покупными товарами и оборудованием, 3. оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений предприятии организаций); 4. приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним. Как уже говорилось раньше, Центр фактически не ведет предпринимательскую деятельность. Таким образом, Центр: 5. не реализует и не сдает в аренду основные фонды и имущество Центра; 6. не осуществляет торговлю покупными товарами и оборудованием, - не оказывает посреднических услуг Центр оказывает населению, предприятиям, учреждениям, организациям платные медицинские и образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам) в др. услуги. Платные медицинские и образовательные услуги предоставляются по заявлениям граждан или письму-заявке предприятия (учреждения, организации) на основании согласованного и утвержденного Учредителем прейскуранта услуг. Но практически Центр не предоставляет платные медицинские и
образовательные услуги ни населению, ни предприятиям, так как в центр в
основном обращаются те кто не может заплатить за те или иные услуги. Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у Центра средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, установленном законом. Используя имеющиеся международные связи, Центр имеет право заключать
юридические акты от своего имени с иностранными представителями как в Для расчетов с иностранными представителями Центр в установленном порядке может открывать валютные счета. Центр может совместно с иностранными фирмами создавать на территории
района совместные предприятия в порядке, установленном Российской А при ликвидации Центра денежные средства и иные объекты собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели социальной защиты детей и подростков с ограниченными возможностями в соответствии с уставом Центра. Благодаря Министерству труда и социального развития Центр неплохо оснащен. Много внимания уделяет Центру и Администрация района. В столь трудное в экономическом отношении для всей страны время нашлись деньги в местном бюджете и для ремонта здания, и на оснащение Центра, и на зарплату сотрудникам. Центр активно сотрудничает со службами района. С Центром занятости по профессиональной ориентации подростков, с Комитетом по физкультуре и спорту по летнему отдыху спортсменов, проведению сборов. Налаживается связь с учебным центром по обучению и созданию рабочих мест для подростков- инвалидов. 2. Служба экстренной психологической помощи по “Телефону Доверия” в Одним из важнейших вопросов организации деятельности “Телефона В отличие от западноевропейской модели “Телефоны Доверия” в России построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно-
квалификационным характеристикам по должностям работников Центра ЭПП по
телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад
специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид социальной
помощи имеет ряд специфических особенностей: Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта, утраты), так и внутреннее происхождение (стресс, кризис). Главная задача телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов. Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Химкинского Комитета социальной защиты населения., а также Центр не обладает обособленным имуществом. Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет: 8. местного бюджета; 9. областного бюджета на социальное обслуживания населения У Центра нет внебюджетного счета Центр не получает доходов от педагогической деятельности Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет: местного бюджета областного бюджета на социальное обслуживание населения Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. Средства Центра состоят из: Центр не получает доходов от учебной деятельности Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц. Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного
управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра. Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению. Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра. Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра. Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями. Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям. 6 марта 1998 года, был принят Федеральный Закон “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, в котором было установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы. с 1 октября 1998 года - в размере 1,3 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; с 1 января 1999 года - в размере 1,7 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; с 1 июля 1999 года - в размере 2,0 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. [15] Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей. При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ на 1998 год ЦЕНТР экстренной психологической помощи ИТОГО: 8 1350580 202587 98040 1651207 3058807 ИТОГО В ГОД: 36705684 Смета расходов - это финансовый план учреждения[16]. Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально- культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год. В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 1998 год. СМЕТА РАСХОДОВ На 1998 г. ЦЕНТРА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ |Статья | | Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы: - Приобретение методической литературы, метод. пособий 1200000 ИТОГО: 4200000 2500000 ИТОГО по ст.№4 6700000 Бухгалтерский баланс – способ экономичекой группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату. [17] Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования. Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии. 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Данная глава посвящена разработке рекомендаций по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания В частности учреждений, чью практику мы анализировали в главе №2 В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Также некоммерческая организация может осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь поскольку это служит достижению
целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются: Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Из учредительных документов Химкинского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например, Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:
нет самостоятельного баланса
нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для
поступления средств от государственных предприятий и организаций,
общественных объединений.
оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам
создавать филиалы
пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из
бюджетных ассигнований из района
средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных
объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных
стран доходов от учебной деятельности.» Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре эти учреждения стали бы окупаемыми, и не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры. Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Химкинский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование. Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять
населению платные услуги могут только с разрешения органов местного
самоуправления. 3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы: фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов; специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный обмен; “имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во внешнем мире; юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой организации; "интернетчик" - специалист по телекоммуникациям; менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе; служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций. Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы
оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих
организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и
развития организации: - привлечение оплачиваемых внешних консультантов; - использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки учреждения. После образования некоммерческой организации само собой
подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из
законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.)
автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования. Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как - уточнение миссии организации, - стратегическое планирование, Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов,
изменения отношений между различными участниками демократических
преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления: Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет,
стабильность любой некоммерческой организации в динамике в значительной
степени зависят от того, насколько состояния и процессы ее внутренней жизни
адекватны меняющимся условиям во внешней среде: ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из дипломной работы вытекает, что в настоящее время создана необходимая законодательная база для экономической деятельности учреждений социального обслуживания. Такой базой являются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” Анализ деятельности 2-ух учреждений социального обслуживания Химкинского района Московской области показал, что их Учредительные документы позволяют экономически обеспечивать выполнение Уставных задач. В то же время, в реальной практике эти учреждения не используют их возможности. Для полной реализации необходимо: 1. Открыть расчетный, валютный и внебюджетный счет. 2. Вести самостоятельный баланс. 3. Осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью
признаются: других учреждений предприятии организаций); 52. приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним. 3. Предоставлять платные медицинские и образовательные и другие услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям. 4. Вести внешнеэкономическую деятельность. Следовательно, открыть валютный счет. 5. Пользоваться краткосрочными или долгосрочными кредитами. 6. Ввести новые должности. Для большинства некоммерческих организаций в настоящее время остро стоит вопрос выживания и устойчивого развития в условиях кризисной экономики, меняющейся правовой среды, неустановившихся связей с государственными и коммерческими структурами. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения. Правовые акты, использованные в дипломной работе. 1. Конституция Российской Федерации, Москва: Юридическая литература, 1994 г. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1, Москва: Де-Юре, 1995 г. 3. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г //Российская газета от 19.12.95 г. 4. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95 г 5. Федеральный закон Российской Федерации “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” от 6 марта 1998 г. Список литературы 6. Адаптация человека к рынку (Материалы «круглого стола») //Экономист 1995 №6 7. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания 12-14 октября,1992 г.. Москва / Комитет социальной помощи семье и детям Министерства социально защиты населения Российской Федерации. –М.:1992 8. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. –М.: Политиздат. 1989 г. 9. Андреева Н. Социальные проблемы при рыночном хозяйстве: Научно практическая конференция.//Социальное обеспечение 1992 №8 –нвф СПТ 1995 г. Мысль, 1987. //Человек и труд 1996 №5 //Человек и труд 1996 №6 Вопросы экономики 1996 №10 Под ред. Шапиро –МПО «Аспект пресс» 1995 г. -М.:1987 г. //Российский экономический журнал 1996 №11-12 Политиздат. 1980 Учебное пособие. –М.:Наука.1995 г. –М.:1990 г. Великобритании, Канаде, США. - М.: 1992 г. –М.: 1992 г. 1988 г. –М.: Изд. РГСИ. 1992 г. Политиздат.1987 //Социальное обеспечение 1995 №1 //Экономика и организация производства. 1995 №1 //Российский экономический журнал 1995 №1 Приложение №1 Виды учреждений социального обслуживания и динамика их развития |Виды учреждений |Количество учреждений по годам | Приложение №2 ПРИКАЗ от 20 февраля 1995 года N 35 Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации Раздел 6. Надбавки 6.1. Надбавки за продолжительность непрерывной работы в
учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения
устанавливаются в следующих максимальных размерах: - старшим врачам станций (отделений) скорой медицинской помощи; - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям, в том числе состоящим в штате автотранспортных предприятий, выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи и выездных реанимационных гематологических бригад; - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу и водителям выездных бригад отделений плановой и экстренной консультативной медицинской помощи (станций санитарной авиации). В таких же размерах выплачиваются надбавки к часовым ставкам врачей-консультантов (врачей-специалистов), привлекаемых отделениями плановой и экстренной консультативной помощи (станциями санитарной авиации) для оказания экстренной консультативной медицинской помощи, с учетом их стажа непрерывной работы в учреждениях здравоохранения на врачебных должностях всех наименований, в т.ч. и по совместительству, за время выполнения указанной работы с учетом времени переезда; - за врачами выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности главного врача станции скорой медицинской помощи и его заместителя, заведующих отделениями, подстанциями скорой медицинской помощи, а также за работниками из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам или старшего фельдшера подстанции скорой медицинской помощи, сохраняются надбавки в размерах, соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах; - врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов и
постоянно действующих передвижных медицинских отрядов в районах 6.1.1.1. Работникам противолепрозных (лепрозных) учреждений Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников 80 процентов, для других работников - 50 процентов; 6.1.2. 60 процентов оклада (ставки) (в размере 30 процентов оклада (ставки) за первые три года и по 15 процентов - за каждые последующие два года непрерывной работы): - врачам и среднему медицинскому персоналу участковых больниц и амбулаторий, в том числе линейных, домов-интернатов всех типов, расположенных в сельской местности; - среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов; - заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков; - фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях; - врачам пунктов (отделений) медицинской помощи на дому; - врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей); - врачам, в том числе председателям и главным экспертам, врачебно-трудовых экспертных комиссий. 6.1.3. 40 процентов оклада (ставки) - врачам-терапевтам цеховых врачебных участков, среднему
медицинскому персоналу цеховых врачебных участков и домов 6.1.4. 30 процентов оклада (ставки) - всем работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, кроме предусмотренных в подпункте 6.1.1 - 6.1.3. Положения. 6.1.5. Надбавки выплачиваются по основной должности исходя из оклада 6.1.6. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности медицинского персонала в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения, надбавки выплачиваются и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей. Приложение №3 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 октября 1992 года N 18 Об установлении надбавок за продолжительность непрерывной работы врачам, провизорам и другим работникам учреждений здравоохранения и социальной защиты населения В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1. Установить надбавки за продолжительность непрерывной работы врачам и провизорам всех наименований, в том числе руководителям учреждений и структурных подразделений, которым такие надбавки ранее не устанавливались, а также другим работникам (специалистам, служащим, рабочим) учреждений здравоохранения и социальной защиты населения в размере 20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за первые три года и 10 процентов должностного оклада (тарифной ставки) за последующие два года непрерывной работы. Максимальный размер надбавок не может превышать 30 процентов должностного оклада (тарифной ставки). 2. Надбавки, предусмотренные настоящим Постановлением,
применяются к ставкам и окладам работников учреждений
здравоохранения и социальной защиты населения, установленным в
соответствии с решениями Президента и Правительства Российской 3. Надбавки вводятся с 1 сентября 1992 года в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 1992 года N 508 "О дополнительных мерах по стимулированию труда работников здравоохранения". 4. Настоящее Постановление распространяется на соответствующие
категории работников (не имеющих воинских и специальных званий
рядового и начальствующего состава) воинских частей, учреждений, военно-
учебных (учебных) заведений, предприятий и организаций Министерства
обороны Российской Федерации, Министерства безопасности Российской Размеры надбавок отдельным работникам указанных учреждений, предприятий и организаций устанавливаются этими министерствами и ведомствами применительно к размерам надбавок, предусмотренным настоящим Постановлением для аналогичных категорий персонала. Министр труда Г.Меликьян ----------------------- [5] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях”
ст.8 [7] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях”
ст.10 [9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.3 [10] Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. “Об основах социального
обслуживания населения а РФ” ст.4
|
|
||