|
Спрос и его факторы. Функция спросаКраткое описание документа Спрос и его факторы. Функция спросаПерекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Предложение и его факторы. Функция предложения. Спрос и его факторы. Функция спроса.Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: Цена данного товара (Р); Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc); Текущие доходы потребителей (V); Вкусы и предпочтения потребителей (Z); Объективные (внешние) условия потребления (N); Ожидания потребителей (Е). Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса: QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса. Функция спроса от цены: QД = f (P). Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Эластичность показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%. Эластичность спроса по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены. Эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности: Edp = DQd%/Dр% = (DQd /Dр)×(р/Qd) – коэффициент точечной эластичности. Edp = (DQd /Dр) × ((р1 + р2)/(Qd1 + Qd2)) - коэффициент дуговой эластичности. Qd - покупаемое количество блага; Р – цена этого блага. Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, т.к. числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для экономистов важно абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï. Если Edp > 1., то спрос на товар является эластичным по цене; Если Edp < 1, то спрос на товар является неэластичным по цене; Если Edp = 1, то эластичность спроса по цене называется единичной; Если Edp = 0, то спрос совершенно неэластичен по цене; Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичный по цене. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: Наличие товаров знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном. Значимость товара для потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.Перекрестная эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого товара. Индекс перекрестной эластичности Edс = DQd% товара Х / Dр% товара У. Edс = (DQх/Dру) (ру/Qх). Если х и у – независимые товары, то Edс = 0; Если х и у – взаимозаменяемые товары, то Edс > 0; Если х и у – взаимодополняющие товары, то Edс < 0. Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением дохода. EdI – коэффициент эластичности спроса по доходу. EdI = DQd%/DId% = (DQd / DI)×(I/Qd). Значение EdI зависит от характеристики товара. Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или полноценного» товара; Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах; EdI = 0 – для нейтральных товаров. Значение EdI для нормальных товаров зависит от степени значимости товара для потребителя: если товар первой необходимости, то 0 < EdI < 1; для товаров второй необходимости или повседневного спроса - EdI = 1; для товаров длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1. Предложение и его факторы. Функция предложения.Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения. Факторы предложения: Цена данного товара (Р); Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS); Издержки производства и уровень технологий (С); Налоги и субсидии (Т); Объективные (внешние) условия производства (N); Ожидания производителей (Е). Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих: QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T). Функция предложения от цены: QS = f (P). Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что: фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения; в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара. Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Эластичность предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены. Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения. Реакция предложения на изменение цены может быть: а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение эластично б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично в) единичная реакция предложения по цене - Esp = 1 Возможны 2 крайних случая: Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна. Esp = ¥ - предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна. Факторы, влияющие на эластичность предложения: мобильность ресурсов; время. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший, короткий, долгий. В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не изменяет S. В условиях короткого периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1. Долгий период предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях. Издержки и прибыль: экономический и бухгалтерский подход.Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции. Экономист и бухгалтер считают их по-разному. Бухгалтер – определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства. Они проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму. Явные издержки (внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие. Экономист включает в издержки производства не только явные затраты на покупку ресурсов, но и неявные, внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн.. Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства. Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C. Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух.. Экономическая прибыль – это разница между TR и всеми издержками фирмы: pэк. = TR – Cэк.. pбух. > pэк. на величину неявных издержек. Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства). Если pэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности. Краткосрочные издержки: виды, динамика, взаимосвязь.С точки зрения зависимости величины издержек от объема выпускаемой продукции различают: Постоянные издержки (FC), которые не зависят от объема выпуска продукции. Переменные издержки (VC), которые изменяются по мере изменения объема производства. Общие издержки (ТС) – это совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции: ТС = FC + VC. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/ |
|
||