|
ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельностиКраткое описание документа ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельностиЕсть ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российск САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра Управление и экономика в социально-культурной сфере
Студентки культурологического факультета специализация «Управление и экономика в СКС» 3 курса ФК 38 Т группы Драган Ирины Петровны Научный руководитель: Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна, зав. кафедрой УЭСКС, КПН профессор.
Колбина Мария Семеновна, директор ЦБС г. Тольятти. ПЛАН. 1. Введение. с. 3-6 2. Основная часть. 3.Заключение. с. 56-59 4. Список используемой литературы. с. 60-61 5. Приложение. с. 62-65 1. ВВЕДЕНИЕ. В последние 10 лет библиотеки в нашей стране активно востребованы
обществом. В развитых странах мира общество видит в них главное место, где
информация предоставляется не только в традиционном виде, но и в
электронной форме, порой из удаленных источников. Посещение библиотек по
сравнению с 70-80 годами выросло вдвое, увеличилась книговыдача. И это
произошло не только из-за качественного роста и внедрения новых технологий. Федеральный закон «Об информации и защите информации» 1995 г.
возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения
общественного спроса на информацию. Выполнение этой социальной задачи, в
первую очередь обеспечение равных прав на оперативное получение информации
всеми гражданами России независимо от места проживания, общественного
положения, сферы деятельности, возможно только при внедрении в библиотеки
новых электронных технологий, обмена информацией по надежным каналам связи. Министерство культуры ставило своей целью – заинтересовать
работников библиотек, научить работать с новыми технологиями. Но развитие
без продолжения финансирования со стороны министерства приостановилось. В последнее десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два противоположных тезиса о происходящем в библиотеках. Тезис первый - библиотеки в России гибнут. Тезис второй - библиотеки в России активно развиваются. Едва ли не на каждой конференции, в массовой и профессиональной печати можно услышать и прочитать множество доказательств в защиту каждого из них. Есть ли такие объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же, действительно, происходит сегодня в российских библиотеках? Современная библиотековедческая наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но даже самым добросовестным образом и используя весь этот инструментарий, простой, однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся. Развитие библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России
в 1990-е годы отмечено серьезными противоречиями – несомненными
достижениями на одних направлениях и потерями на других, активизацией одних
библиотек и затуханием других. Но ведь это не только в библиотеках – все в Наши библиотеки существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки мощные, активно развивающиеся, и библиотеки слабые, умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям. В последние годы мы все стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, поскольку обе эти задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом. Входящая в третье тысячилетие современная библиотека – это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях, и в электронном виде. Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционнвм функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных ценров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные внутрибиблиотечные техгологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными группами. В нынешний переломный момент для России, как никогда прежде,
обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная,
оператвно получаемая информация. Потребность в этом (для подавляющего
большинства населения) может быть удовлетворена только через
государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку
библиотека осталась по сути единственным учреждением, предоставляющим
доступ к культуре, знаниям и информации бесплатно./12,с10-11/ Ситуация в Росии для развития библиотек складывается практически одинаково. Как сказано было выше существуют библиотеки которые пытаются найти выход из создавшегося положения и не смотря ни на что, выполнять задачи стоящие перед библиотеками и развивать основные напрвления библиотечной деятельности внутри своей системы. На протяжении почти десяти лет одним их признанных флагманов организационно-экономических и технологических инноваций в профессинальной деятельности является московская ЦБС «Кунцево», где удачно сочетаются функции территориальной общедоступной (публичной) библиотечной сети с многопрофильным информационно-образовательным, культурно-досуговым сервисным центром./5, с 5./ Далее будет рассмотрено более подробно основные направления деятельности ЦБС «Кунцево». Библиотека сегодня – основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического и культурного подъема, гарантия стабильности государства. /19, с 37./ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. ЦБС «КУНЦЕВО»: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЦБС. Общепризнано, что технологическая революция в информационной сфере оказывает критическое воздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение этих технологий привело к пересмоту фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела. В конечном итоге – к смене самой парадигмы его развития. Эти процессы носят глобальный характер, и в них все больше оказываются вовлеченными библиотеки России. Для российских библиотек переход к новым технологиям драматически осложняется тем, что поисходит не на устойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а на фоне системного кризиса всего рассийского общества, изменения основополагающих принципов его социального и государственного устройства, обострения общественных противоречий и ожесточенной политической борьбы за право распоряжаться ресурсами общества и за сами ресурсы в условиях их острейшего дефицита, социокультурных групп и целых регионов страны, смены системы культурных ценностей и норм, всего состава российской культуры. Миллионы россиян ведут исторические и политические споры. Нет согласия ни в терминах, нив оценках, нив прогнозах. Все имеет право на жизнь, все, по своему, умно и правильно, и, по своему поверхностно и ограниченно. У каждого свой взгляд на то, что происходило в последнее десятилетие, куда мы идем, что нужно, что можно, кто и что может, как именно, а главное – зачем. Очень мало общих знаменателей, и каждый вносит свою лепту в то, что строится и в то, что разрушается. Что касается библиотечной сферы, то именно в этом хаосе идей,
представлений, предпочтений, индивидуальных и групповых разнонаправленных
целей и приоритетов необходимо было нащупывать нежные ростки общественного
согласия, ухаживать за ними, подключая к совместной работе лучшие умы и всю
интуицию, и вычерчивать в результате более-менее четкую линию под названием Государственная библиотечная политика – очень сложный общественный феномен: многогранный, многоуровневый, многоликий, многокомпонентный, многополюсный, многосубъектный, многообъектный… Впереди много исследований, посвященных изучению каждого из аспектов государственной библиотечной политики, - библиотечной политологии, новому, по сути, разделу библиотековедческой науки, который настойчиво стучится в нашу жизнь. В процесс формирования и реализации демократической государственной библиотечной политики уже сегодня вовлечено огромное множество людей. То, что видно невооруженным глазом, - только верхушка айсберга. И сегодня мы стоим лишь у истоков создания механизма согласования всех профессиональных и общественных интересов. Основная работа и здесь – впереди. Сейчас такое время, когда, как представляется, в определенных
случаях нужно иможно рассуждать, не сковывая себя четкими рамками рабочих
определений, а идти как бы поверх них. В противном случае неизбежен уход в
детали и частности, в научные споры вокруг исходных понятий, а не о
происходящих процессах. Безусловно, это тоже очень важно – и для науки, и
для практики. Но сегодня еще более важно увидеть новыми глазами и
определить общие контуры и размеры изменений в библиотечном деле, общие
контуры и размеры общественного явления под названием «государственная
библиотечная политика». Ведь за прошедшее десятилетие государство стало
другим, общество развивается по еще не вполне понятным, но иным законам,
чем прежде. Библиотеки, библиотекари, читатели стали другими. Еще в
советское время перед библиотеками ставилась задача организовать доступ
максимально большего числа людей к большому, но ограниченному кругу
источников, то сейчас – обеспечить доступ всех ко всему, что есть в мире. Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялись и меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой бы отвратительной и бессмысленной ни была государственная политика центра, местные власти теперь могут ее скорректировать и вопреки ей делать много прекрасного. И, наоборот, под замечательным федеральным флоагом можно творить на местах отвратительные дела или ничего не делать./12, с.5,6/ Библиотечная система «Кунцево выжила в это сложное время и преодолевая трудности, продвигается вперед и в профессиональной работе, и в творческом развитии. На новый этап вышло информационное обслуживание читателей на базе компьютеризации библиотечных процессов. Использование баз данных, электронного каталога, оптических дисков СD-ROM вывело ЦБС на новый уровень информационного обеспечения. Наличие полнотекстовых баз данных, российской национальной библиографии на CD-ROM помогает не только библиотекарю, но и читателям. Применение компьютерных технологий в библиотечных процессах, информационный поиск стали естественными и необходимыми. Успешно осуществляются и дают положительные результаты программы За последнее время улучшаются фонды библиотек, пополняясь редкими изданиями, раритетами, AB- материалами. В ЦБС имеются видеокассеты, аудикассеты, CD-ROM, картографические материалы. Большое внимание уделяется комплектованию детских библиотек. Открытие немецкой детской библиотеки в ЦБС с фондом 7 тыс. экз. лучших книг на немецком языке дало новые возможности в обслуживании читателей детских библиотек. ЦБС уделяет много внимания информации о своей деятельности, привлечению читатлей в библиотеки, освещению своей работы в отечественной и зарубежной профессиональной печати, с удовольствием делится достижениями и изучает передовой опыт коллег. Совершенствуется работа специализированных библиотек, развивается система платных услуг, вводятся новые формы библиотечного обслуживания. Новую окраску приобрела финансово-экономическая политика ЦБС. Достижением работы является активное осуществление международного сотрудничества с коллегами других стран и регионов. Совместное осуществление многих программ по формированию фондов, информационное обеспечение профессиональной деятельности и многое другое приносит удовлетворение. Обмен сотрудниками, взаимопосещение библиотек обеспечивает профессиональный рост библиотекарей. Надо быть уверенным в том, что экономическое развитие страны обеспечит процветание библиотек, но в свою очередь надо делать все, чтобы приблизить этот момент, потому что библиотека – это наш мир, наш раз и навсегда сделанный выбор. Поддерживая и развивая привлекательный образ современной
публичной библиотеки нового типа, усиливая ее прогрессивное воздейятвие на
культурное и духовное развитие личности, ЦБС «Кунцево» определяет для себя Центральная задача экономики библиотеки – сопряжение
четырехсторонних интересов: В рыночных условиях информационно-аналитическая деятельность,
метаинформация как ее полезный результат, информационные ресурсы библиотеки
в целом имеют товарную стоимость и выступают объектами гражданско-правовых
и экономических отношений. Общественная миссия библиотеки предопределяет
необходимость с помощью микроэкономического подхода обеспечить оптимальное
сочетание бесплатных для пользователей социальных приоритетов деятельности ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ. Внедрение современных форм хозяйственной деятельности и методов стимулирования труда библиотечных работников определяют приоритеты экономического подхода к реформе библиотечного дела, активной реализации новой модели хозяйствоания. Формирования эффективного механизма позволит библиотекам успешно выполнять социально-образовательные, информационные и культурно-досуновые функции, улучшить их материально-техническую базу. Такой подход создаст предпосылки для расширения спектра услуг, предполагаемых библиотеками, оптимального сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования./5, с 15/ Наиболее важными теоретико-прикладными вопросами, требующими
методологического осмысления, методического обоснования и практической
реализации при управлении современной российской библиотекой с позиции
микроэкономики, являются: 6/ Для библиотек в условиях ограниченных ассигнований и нарастоящей инфляции необходимо не только активно внедрять прогрессивные модели хозяйственной деятельности, но и обоснованно планировать ожидаемые бюджетные и внебюджетные поступления, просчитывать возможные варианты их рационального распределения./5, с 16/ Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут
направляться тогда, когда все, их распределяющие, поймут, что библиотека
есть прежде всего не очаг духовности, не кульпросвет, не приятное
напоминание о детстве, а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник
интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать./12, с 62/ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА. Кардинальные изменения, которые происходят в содержании, формах и методах библиотечной деятельности – переход информационной технологии, использование экономических методов управления, участие в них трудового коллектива – требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессинализма, с новым профессиональным мышлением и предопределяет формирование иной кадровой структуры ЦБС. Ведущими направлениями кадровой политики являются: В связи с этим перед администрацией ЦБС и руководителями
структурных подразделений стоят следующие задачи: В успешном осуществлении кадровой политики важную роль играет мотивация персонала, обеспечение эмоциональной привязанности к учреждению, заинтересованность в улучшении качества в реформе библиотечного дела. С этой целью предусматривается предоставлять возможность инициативы библиотечных работников, создавать действенные экономические стимулы повышения производительности и качества труда (материальные поощрения, доплаты к основным окладам, оказание материальной помощи, улучшение условий труда и быта сотрудников)./5, с 17/ 2.2. БАЗОВЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, БИБЛИОТЕКИ И ГОСУДАРСТВА. Сегодня библиотеки России нередко сталкиваются с отсутствием
серьезного понимания со стороны местных структур власти и общественной
поддержки. Их проблемы накапливались многие годы, так как развитие
библиотечного дела в целом носило экстенсивный характер: увеличивалось
число сетевых единиц (соответственно росли показатели, характеризующие Что озночает сочетание «низкие возможности» библиотек? Кто
определяет сегодня уровень этих возможностей? В одном из выступлений на Процесс муниципализации, формирования институтов местного
самоуправления по-новому высвечивает проблемы библиотек муниципальных
образований. Теперь библиотеки являются собственностью муниципальных
образований в лице органов местного самоуправления, чей долг – грамотно и
эффективно использовать эту собственность в интерессах местных сообществ. Единая государственная политика в области библиотечного дела – это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные структуры, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, который пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромная роль принадлежит библиотекам. Библиотечная политика в демократической стране с
децентрализованными властью, управлением и финансами возможна только при
условии наличия высокого уважения общества к библиотекам, понимания всем
обществом той роли, которую они уже играют или в состоянии играть в
развитии всего общества, всех его социальных групп и структур. Такое
отношение общества к библиотекам возможно. Проявляется оно в разных странах
в разное время, на определенном этапе их социально-экономического и
политического развития вместе с пониманием демократии как лучшей и наиболее
справедливой формы устройства общества, достижением высокого уровня
развития экономики и, как следствие, высоким благосостоянием народа. В
известной степени такое отношение достигнуто во многих развитых странах Как показывает мировая практика библиотечного стоительства, более высокие темпы развития и лучшие стандарты обслуживания способны обеспечить крупные библиотечные единицы. Сегодня данная тенденция начинает проявляться также и в России. Но такие библиотеки должны и оснощаться иначе, с тем чтобы обеспечить равный доступ к библиотечным услугам большему количеству пользователей, в том числе посредством использования динамичных форм обслуживания (транспортные средства, средства связи и т.п.) Одним словом, если по каким-либо разумным соображениям необходимо сегодня сократить число мелких библиотек, то задача обслуживания населения должна решаться путем перенесения объема работы на другую, более крупную и мощную библиотеку. Подобная ситуация обязательно потребует внесения корректировки в библиотечную организацию, а может быть, и прнципиального реформирования всей сети библиотек муниципальных образований. Нормы Закона РФ «О библиотечном деле» не только зафиксировали
принцип общедоступности библиотек и приоритет граждан и пользователей в
этой области, но и позволили начать серьезную работу в направлении создания
необходимых условий всеобщей доступности информации и культурных ценностей. В натсоящее время под эгидой Российской библиотечной ассоциаиции Исходными для оценки уровня организации библиотечного обслуживания и деятельности конкретных библиотек является всестороннее отражение в документе фактора доступности (размещение сети), достаточности ресурсов, их использования. Стандарт включает совокупность требований, правил и норм. В частности, большинство включенных в документ нормативных показателей формируется из расчета на одного жителя, что лишний раз подчеркивает принцип общедоступности библиотек. Характерной особенностью является также новый подход к публичной библиотеке не как к иерархической сети, а как к системе. Она определяется как взаимосвязанная совокупность библиотечных элементов различного иерархического уровня, образующих единую библиотечную единицу (например, библиотека и ее филиалы) или объединенных в кооперированные сети (системы) на добровольной основе. Использование стандарта открывает новые возможности сотрудничества библиотек и влатных структур, прежде всего на основе того, что многие нормативные (колличественные и качественные) требования стандарта напрямую адресованы органам местного самоуправления, а их выполнение зависит от ответственности этих органов перед населением и местными сообществами в деле организации их обслуживания. В дальнейшем его можно применять в процессе аккредитации библиотек (как в целом, так и по отдельным параметрам), выдавая им сертификаты, подтверждающиеся необходимый уровень возможностей или качества непосредственной деятельности. Таким образом, стандарт будет полезен и необходим в непрерывном процессе самоанализа и осмысления библиотекой достигнутого ею уровня и соответствия принятым профессиональным критериям, что будет в итоге способствовать повышению ответственности библиотек перед обществом. /13, с 17-18./ На основании всех действующих нормативных актов и законов в
библиотеке «Кунцево» были составлены различные правила с помощью которых
регулируется деятельность библиотеки. 1.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ.(для взрослого
населения) Устав библиотеки). Для достижения этих целей библиотека предоставляет свои фонды во временное пользование через систему читальных залов, абонементов, осуществляет справочно-информационное обеспечение потребностей пользователей (Устав ЦБС «Кунцево»). 2.ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ. 3. ПРАВА БИБЛИОТЕКИ. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (ст 9 ФЗ – «О библиотечном деле») Сотрудник библиотеки при выдаче документов обязан тщательно
просматривать их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов делать
соответствующие пометки на выдаваемом документе. 6. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ. 6.1.Запись в библиотеку осуществляется по предъявлению документа, удостоверяющего личность. Дети до 16 лет записываются на основании документов, удостоверяющих личность их законных представителей, и их поручительства. Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования и письменно (своей подписью) заверить свою обязанность соблюдения их. При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с 7.ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ. 8. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМ ЗАЛОМ. На основании всех выше перечисленных правовых документов составлены Правила пользования детской библиотекой./5, с 18-20/ 2.3.ИНФОРМАЦИОННАЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ. В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы Не в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная
политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации
библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерства в этих
вопросах сначала с Комитетом по информационной политике при Президенте РФ,
затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец,
реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых
информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления
информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных
ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. До самого последнего времени проблемы различных видов информационных ресурсов рассматривались изолированно друг от друга, прежде всего ввиду их большого разнообразия как по составу и содержанию самой информации, так и по формам ее представления, собственности, орагнизационным решениям, используемым технологиям и другим параметрам. В потоке публикаций, исследующих эти проблемы, библиотеки если и небыли откровенно на заднем плане, то во всяком случае явно терялись. Выходить на авансцену в информационном сообществе они начали тогда, когда была осознана необходимость формирования целостной государственной информационной политики, осмысления и синтеза всех уже накопленных знаний, представлений и информации об информационных ресурсах России, каналах доступа к ним и способах их использования./12, с 168,169/ В 1995 году был подготовлен Национальный доклад В 1999 году опубликован Национальный доклад «Информационные
ресурсы России», целью которого является «формирование целостного
представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов,
позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной
государственной политики в области формирования, защиты и использования
информационных ресурсов» В нем библиотеки стоят уже на первом месте и
раздел «Библиотечная сеть России и ее информационные ресурсы» фактически
открывают доклад, следуя сразу после общего описания структуры всех
информационных ресурсов страны. Библиотечная сеть России в этом докладе
названа в числе четырех основных государственных информационных систем Тем не менее, говорить о том, что библиотеки сегодня уже занимают подобающее им место в государственной информационной политике или близки к гармонии отношений с ее идеологами, прямо скажем, прждевременно. Поэтому в повестке дня неминуемо появится вопрос об интеграции этих ресурсов с библиотечными (там, где это возможно и целесообразно) на основе совместимых технологий, единых стандартов, норм и правил в рамках государственной информационной политики. Новая федеральная программа «Электронные библиотеки» дает реальный шанс для такой интеграции./12, с 170/ ТРЕБОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЧИТАТЕЛЕЙ К РАБОТЕ БИБЛИОТЕК. Появление нового направления в библиотечной деятельности, связанного с информационным обслуживанием предпринимательства, изменение экономического, хозяйственного статуса библиотек требуют осмысления выполняемых ими функций с учетом этих реалий. Сложности в определении функционального назначения библиотек в отношении обслуживания предпринимательства связаны прежде всего с изменениями, происходящими в нашем обществе, которые в основе своей институциональны. Это означает, что разрушаются устойчивые прежде стереотипы интерпретации событий в повседневной жизни. Прежде всего это относится к новым для нашего общества социальным ролям. Появился социальный слой предпринимателей. Но общепринятый, типичный образ предпринимателя применительно к российской действительности еще не сложился, он только формируется. В условиях рыночной экономики на развитие предпринимательства нацеливаются все области (экономическая, правовая, социальная, духовная и т.д.) и все социальные институты того или иного общества. Важная роль в становлении института предпринимательства может быть отведена и библиотекам. Являясь неотъемлимой частью социальной системы, библиотека выполняет функции, связанные с обеспечением механизма социализации личности, т.е. знакомство с окружающей человека жизнью, приспособление и выработка индивидом собственных принципов, позиций, ценностей, норм, установок, стереотипов, социальных ролей, присущих данному обществу, профессиональному сообществу, группе. Социализирующее влияние библиотеки заключается в выявлении комплекса формальных и неформальных норм и ценностей социума и их трансляция посредством библиотечных продуктов и услуг. Предпринимательская деятельность получает правовую основу. В настоящее время разработан и введен целый ряд важных законов, регулирующих эту деятельность. Библиотеки, информируя бизнесменов о законах, нормативно правовых документах, инструктивных и методических материалах по регулированию предпринимательской, экономическому сотрудничеству в условиях рынка, создают для сотрудничества с предпринимательскими структурами, а также поддерживают эти самые структуры. Деятельность библиотеки, связанная с информированием, разъяснением политики, программ, целей, задач, конкретных союзов, партий, ассоциаций, может способствовать консолидации потребностей и интересов разных социальных групп для достижения единых целей экономического и социального развития страны. Сейчас можно говорить о широком изучении предпринимательской деятельности. Подготовка специалистов в области бизнеса, осуществляется на базе различных курсов, бизнес-школ и т.д. Издается учебная литература по различным вопросам бизнеса, необходимая для организации учебного процесса. Информационное обеспечение учебного процесса является традиционной функцией как специальных учебных, так и других типов библиотек. Новая роль библиотеки обусловлена современной концепцией образования, в которой большее значение приобретает задача усвоения методологического знания, т.е. знания, как добыть нужную информацию, как научиться чему-то новому. Библиотечное обслуживание перестает быть просто приложением к различным обучающим программам. С его помощью каждому индивиду предоставляется возможность самостоятельно получать знания, информацию, в том числе и вне пространства обучения. Практическая реализация социализирующей функции библиотеки должна
происходить дифференцированно по отношению к отдельным группам в обществе. Библиотекам важно ориентироваться на обеспечение таких социальных интересов и потребностей, которые не только имеют значимость внутри определенного проффессионального сообщества, но и отвечают требованиям общества в целом к данной социальной деятельности. Эти и многие другие факторы учитывают предприниматели в процессе
подготовки бизнес-планов, составляющихся в соответствии со стандартными
методиками. Предпринимательская деятельность имеет свою специфическую
систему, информационные потребности, обусловленные особенностями
планирования, целями, ценностями и способами действий и т.п. Интерес
предпринимателя к информации определяется потребностью знания рынка
товаров, их сертификации, возможностей и областей приложения денежных
средств, а также потребностью в обеспечении законности своей деятельности. В условиях рыночной экономики, когда знания и информация получает
статус товара, начинают формироваться региональные рынки информации. Для организации рациональной системы информационного обеспечения
предпринимательства сейчас важно опереться на те структуры в регионах,
которые уже существуют, имеют хорошую техническую и организационную базу. Информационные потребности, связанные с предпринимательской деятельностью, могут идентифицироваться не только с самим бизнесом, но и с научной, преподавательской, учебной, управленческой деятельностью. В этой связи можно отметить все большее расширение функций универсальных научных библиотек, возглавляющих систему библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Благодаря своим фондам, именно они могут обеспечивать весь спектр функциональных потребностей связанных с предпринимательской деятельностью. /22, с 24-25./ Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок. Прежде всего это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями беспрецедентное сокращение дистанций между появлением новой идеи и освоением ее индивидами и др. Вторая предпосылка – убыстрение технических средств реализации идеи, то есть сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующих для ее материального воплощения. И как результат этого – возрастание самоценности образования, квалификации, творческой продуктивной деятельности. Третья предпосылка – рефлексивная предметизация природной и социальной среды, то есть процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности. Во всем мире отмечается рост самоценности культуры и образования, преодоление противоречий между ними. В то же время развитые страны уже давно столкнулись с проблемой так называемой функциональной или вторичной неграмотности, что означает неспособность части населения, даже окончившей средние и высшие учебные заведения, воспринимать смысл коротких и несложных прочитанных текстов. Таким образом усложнение информационного пространства, появление новых технологий, техники не снимают, а, наоборот, углубляет проблемы воспитания и читательской культуры, навыков, умений и способов поиска и освоения информации на традиционных носителях. /16, с 36-37./ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИННОЙ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК. Основные направления деятельности по информатизации библиотек ЦБС -АРМ-комплектование и обработка -АРМ-поиск -АРМ-абонемент -АРМ-администратор -АРМ-хранение -проводится поэтапное обучение сотрудников ЦБС работе на компьютерах как в однопользовательском варианте, так и в сетевом; ГПНТБ, посещают конференции и семинары по информационным технологиям, проводимые ВГБИЛ им.Рудомино, ЦГБ им. Некрасова, Министерством культуры России; Кельна, Бонна, Штутгарта); СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Создание компьютерной инфраструктуры существенным образом изменило информационный сервис библиотек ЦБС, улучшились качество и оперативность информационной деятельности. Электронные базы данных (исполнителями которых являются
функциональные отделы ЦБ 193) позволяют осуществлять оперативный и
многоаспектный поиск по тематическим, фактографическим и другим запросам
пользователей библиотек, вывод информации на бумажные носители ( в виде
списков, бюллетеней, экспресс-информации), копирование на дискеты. Информационно-библиотграфическим отделом ЦБ внедряются новые
информационные услуги с использованием электронных баз данных: -«Великая Отечественная Война» -«С.А.Есенин. Жизнь и творчество» -«Меценаты. Благотворители. Коллекционеры.» -«Малое предпринимательство» -«Рождество Христово» -«Три стихии: земля, вода, воздух» -«Любовь – аромат бытия» -«Круг семейного чтения» -«Бюллетени периодических изданий, выписываемых библиотеками ЦБС» Все библиотеки ЦБС представляют информационные издания в пользование своих читателей и для выполнения справок. Библиотеки ЦБС выполнили в течение 1995-1996 гг. 290000 сложных библиографических, фактографических, адресных справок по запросам пользователей. Изучение запросов пользователей выявило изменение спектра запросов, отражающего социально-экономические проблемы сегодняшней ситуации. Образовательные запросы школьников и студентов носят индивидуальный характер и зависят от альтернативных образовательных программ учебных заведений. Библиотекарями отмечается низкий уровень информационной грамотности не только школьников и студентов, но и педагогов образовательных учреждений, которые не владеют знаниями литературы по своему предмету, практически отсутствуют рекомендации для них по той или иной литературе. Для системы дополнительного образования проведено изучение публикаций как периодических, так и книжных изданий по темам: концепции и модели образовательных программ; методики, модульные уроки; развитие творческой способности и одаренных детей; работа кружков, курсов для детей. Подготовлен список литературы для дополнительного чтения детей, занимающихся в кружках и студиях Станции юных техников. Выявлены регионы с преобладающими группами населения, например, Информационное обеспечение библиотек в помощь образовательным программам включает историю мировых цивилизаций, историю отечества, культурологию, политологию, социалогию, психологию. Пользователям библиотек предоставляется социально-бытовая информация по проблемам налогооблажения, льгот и компенсаций, страхованию, пенсионному обеспечению в виде списков, информ – стендов «№полезная информация», дайджестов, информ - досье. Библиотеками проводятся информационные мероприятия с использованием интегрированной информации (аудивизуальной, компьютерной, документальной): неделя экологического просвещения, неделя краеведческих знаний, неделя исторических знаний. Детские библиотеки уделяют большое внимание информационной
культуре читателей –детей: ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО -БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ. Он несет ответственность за организацию и содержание работы
отдела. Обязанности заведующего отделом определяются должностной
инструкцией, утвержденной директором ЦБС. Заведующий отдела входит в состав 2.4. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В БИБЛИОТЕКАХ. Один из аспектов информационно-культурно-образовательной деятельности библиотеки, обслуживающей подрастающее поколение, - содействие интеллектуальному развитию, расширению сферы делового чтения (хоть это только часть интеллектуального чтения) детей и молодежи. Исследователи чтения выделяют, как известно, три вида: свободное (досуговое). Когда человек читает «для себя» из внутренней потребности, деловое – для цели образования, повышения квалификации, сдачи экзамена и др., пограничное, то есть чтение, рекомендованное кем-то, но предполагающее возможность выбора. Деловое чтение обеспечивает определенный образовательный и культурный уровень, прививает навыки работы с научной, научно-популярной книгой, навыки поиска и переработки информации. Именно в сфере делового чтения актуальна дидактическая установка научить учиться. Умение учиться не дано личности изначально. Деловое чтение имеет тенденции, характерные для развития образования, культуры и профессиональной подготовки в целом. Оно предполагает сделать выбор: что читать и как читать, как относиться к прочитанному. Эта литература учит отделять факты от их интерпретации, фиксировать изменения, анализировать различия между способами мышления в разных культурах, воспринимать инокультуры и инакомыслие. Для делового чтения важно также соблюдение правила аутентичности содержания, то есть человек должен быть приучен судить о тексте по самому тексту, а не по его переложению. Деловое чтение предусматривает умение и привычку пользоваться современными информационно-поисковыми системами. Именно поэтому оно является составной частью современного информационно-культурного пространства. Оно приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в детстве и юности. Основными организаторами делового чтения являются учреждения, входящие в информационно культурно-образовательное пространство – школа и библиотека. Наверное, не будет преувеличением сказать, что 90 % обращений школьников в библиотеку с конкретным запросом относится к сфере делового чтения. С появлением альтернативных школ, лицеев и т.д. значительно усложнился характер учебных программ и курсов. Школьные и детские библиотеки испытывают сейчас значительные трудности, связанные с тем, что их фонды не удовлетворяют читателей. Проблема комплектования, а главное финансирования – самая серьезная. Дело иногда не в отсутствии денег, а в отсутствии информации о книжном рынке. Разрушена система информации о новинках издательств, система доставки литературы в регионы. Создание национальной системы книгоиздания и книгораспространения «Вооks in print» во многом позволит решить проблемы комплектования. Многие детские и школьные библиотеки начали решать эти задачи сами, организуя альтернативное комплектование, выступая в качестве дилеров издательств, заключая прямые договоры с ними, привлекая внебюджетные средства для приобретения литературы, хорошо понимая, что только правильно скомплектованный фонд может привлечь и удержать читателей. Фонд – основа образовательной сферы делового (и не только) чтения. Библиотекарь должен помогать юному читателю в овладении способами поиска, переработки и усвоения деловой информации, в организации процессов самоообразования, овладении техникой интеллектуального труда. В последнее время получили широкое распространение различные курсы и программы обучения творческой деятельности. Спрос на них, особенно среди старшеклассников, молодежи, очень велик. Приведем хотя бы пример школ, курсов техники быстрого чтения, без овладения навыков которого невозможно усвоение и просмотр большого количества источников. Библиотеки вносят свою лепту в разработку и претворение в жизнь таких программ. Но правильная организация делового чтения, на наш взгляд, требует, во-первых, индивидуализации работы с читателем, от чего, к сожалению, многие библиотеки отошли, а главное - внедрения в библиотеку новых информационных технологий. Фактором резко сокращающим время поиска информации, должны стать
современные компьютерные технологии. Допустим, нужно узнать, где и в каких
контекстах о каком-либо философском вопросе говорили крупнейшие мыслители
древности. Можно в течение многих месяцев перелистывать сотни книг. Вторая очень серьезная проблема связана с предыдущей – это организация свободного доступа к информации и документам в стенах библиотеки. Человек получает доступ к культуре отнюдь не тогда, когда его обязывают прочитать или запомнить огромное колличество материала. Человек должен жить в культуре, личностно проявляться в ней мыслить оценивать ситуацию, делать выбор, стремится к истине. А истина – это доступ к фактам и источникам, формирование рефлексии и критического мышления, умения работать с источником. Библиотека обязана обеспечивать читателю ознакомление с альтернативными концепциями, идеями, толкованиями фактов или феноменов культуры. На это должны быть направлены усилия по раскрытию фонда, ориентирован справочно-поисковый аппарат. Таким образом библиотека выживет и будет востребованной только тогда, когда она станет подлинным культурным, информационным и образовательным центром, получающим, хранящим и распространяющим всевозможные источники информации, способные удовлетворить любые запросы своих пользователей. /3, с 22-23./ В ЦБС «Кунцево» разработана программа «Все дети талантливы», которая находит применение в настоящем времени. ПРОГРАММА «ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ» Программа разработана в целях содействия социальному, духовному, моральному благополучию и творческому развитию детей. Программа предполагает: 2.Создание модели «Свободная библиотека», предоставляющей
возможность детям заниматься теми видами деятельности, которые для них
наиболее интересны. Ориентация детей на поиск новых форм индивидуальной деятельности, самостоятельной исследовательской активности. 2.Основные задачи библиотек. Обеспечивают соответствующим оборудованием и современными телекоммуникационными средствами. Формирование книжного фонда. В Централизованной библиотечной системе «Кунцево» при организации комплектования фонда профильных библиотек отдел обработки и комплектования литературы использует не только традиционные, но и альтернативные источники комплектования. При закупки литературы и других материалов в эти библиотеки акцент делается на их специализацию. Книжный фонд библиотеки универсальный. Его составляет как печатные издания, так и нетрадиционные носители информации. В фонде детской библиотеки – филиала 106 им. В.В.Бианки, помимо круга литературы для детей по всем отраслям знаний произведений художественной литературы, представлены издания для взрослых, которые могут использоваться как школьниками так и руководителями детского чтения. Фонд раскрывает научно-популярную литературу, произведения отечественной и зарубежной художественной литературы, книги в помощь образованию. Организация фонда при открытом доступе определяется принципом дифференцированного обслуживания читателей: в библиотеки функционируют абонементы для пользователей разных возрастных групп Содержание работы с читателями. Библиотека организовала индивидуальное информирование читателей по 13 темам. В Централизованной библиотечной системы «Кунцево» разработана программа для детских библиотек «Все дети талантливы». Осуществляя ее, детская библиотека – филиал 106 проводит конкурсы детского творчества: В библиотеке организована и постоянно действует выставка детского творчества «детских рук прекрасные творения», но которой представлены работы детей - читателей из природного материала; оформлены альбомы Сотрудники библиотеки постоянно оказывают методическую помощь читателям при написании рефератов, докладов, сочинений, курсовых и дипломных работ студентов Московского государственного университета культуры по теме "Д«тская библиотека - экологический центр». «Лесные» корресподенты клуба «Друзья природы» оформляеют информационный стенд библиотеки, проводят фото-выставки и фото-конкурсы читателей по теме Кто, как не библиотекари, помогут детям увидеть и понять этот удивительный мир, определить свою позицию во взаимоотношениях с природой, потому что без библиотекарей они не узнают, что на лугу растет не просто трава, а подмаренник и листлик: что пеночка – весничка поет иначе, чем зяблик или большая синица – ведь книга природы, открытая всем, по- настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Библиотека постоянно уделяет внимание популяризации и пропаганде экологических знаний. В ЦБС «Кунцево» работают многие клубы по различным программам. В приложение № 3 приведена программа клуба «Робинзоны». 2.5. МАРКЕТИНГ - МИКС: ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИБЛИОТЕКИ И ПЕРПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Библиотечный (библиотечно-информационный) маркетинг – специфический вид творческой управленческой деятельности, основывающийся на комплексном организационно-экономическом анализе, прогнозировании спрса и возможностей его удовлетворения, а также рекламе предоставляемых библиотекой услуг, интеллектуальной продукции и сервиса. Конечной целью является адаптация библилтечно-информационного учреждения к изменяющимся объективным потребностям общества и запросам конкретных категорий (групп) пользоватлей (т.е. текущей коньюктуре рынка), направленное стимулирование спроса на соответствующие библиотечно-информационные и сопутствующие продукты (услуги,продукцию). Термин «библиотечно-информационный маркетинг» – наиболее комплексный среди других интерпретаций маркетинга в библиотеке. Главная цель профильного маркетинга – повышение эффективности функционирования библиотечного учреждения (т.е. приспособленности к выполнению заданных функций в определенном режиме) посредством социально-экономического обоснования ведущих направлений работы, объективной оценки своих потенций в сочетании с учетом текущих и опережающим прогнозированием перспективных запросов пользователей. В классическом виде маркетинг предполагает направленную
деятельность по выявлению оптимальных путей взаимодействия между
поставщиками услуг и пользователями. Логично смоделировать следующую изучение спроса + оригинальный способ М= его удовлетворения + до деталей продуманная подача услуг. Традиционный маркетинговый комплекс содержит четыре ключевых
структурных элемента: Можно констатировать, с одной стороны, нацеленность маркетинговых процедур на изучение спроса и выявление потребностей, т.е. диагностику рынка, а с другой – активное воздействие на этот спрос, рынок для фомирования соответствующих перспетивных запросов. При этом маркетинговый инструментарий обеспечивает надежный прогноз спроса при одновременной информации о реальных текущих потребностях пользователей, их пожеланиях и замечаниях относительно дополнительных услуг и сервиса, а также о ситуационных и потенциальных возможностях конкретного хозяйствующего субъекта. Таким образом, концепция маркетинга позволяет реализовывать системный подход к управленческой деятельности: ставить перспективные цели, выдвигать текущие задачи, разрабатывть и осуществлять необходимые организационно-экономические мероприятия./11, с 111/ Определеяющее значение для возрождения библиотечного дела,
полного обновления библиотек имеет пересмотр их роли в меняющем обществе. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК. Фонды многих библиотек, особенно нецентральных, уже несколько лет
попольняются не систематически, а межбиблиотечный абонемент бесславно
погибает в тисках почтовых и других расходов. Между тем развитие
вычислительной техники, средств телекоммуникации и программного обеспечения Технология электронного копирования и доставки довольно проста. Итак, читатель определил источники, которые ему необходимы. Но
ведь находятся они далеко. Сегодня есть возможность передать заказ на копию
в специализированный центр, который занимается электронной доставкой. Как
правило заказ передается по электронной почте. После приема заказа
специализированный центр создает с помощью сканера его электронную копию и
отправляет ее заказчику по электронной почте или через Интернет. Это
простая в общем схема лежит в основе работы активно развивающихся во всем
мире служб ЭДД- в структурах библиотек и фирм, предоставляющих различные
информационные услуги. Конечно, непременным условием
вхождения в круг пользователей ЭДД является, как минимум, наличие в
библиотеках электронной почты. Еще лучше, если библиотека подключена к В России ЭДД только начинает появляться. Эта организационная задача еще требует решения, хотя есть некоторый практический опыт. С точки зрения технической обеспеченности проблем возникает множество. Парк используемых на разных участках компьютеров очень широк и служба ЭДД вынуждена подстраиваться под каждый персональный компьютер, под удобный клиенту способ пересылки копий. И прежде всего это касается объема принимаемой информации, возможности ее выгрузки и распечатки. Электронное копирование и доставка могут решить целый комплекс задач – информационных и библиотечных. Они, по сути, представляют собой основу и прообраз библиотеки будущего, цифровой, виртуальной, библиотеки без границ и расстояний. Ведь цифровая библиотека – это не просто распределенное хранилище электронных текстов. Все, что написано человечеством и достойно хранения, перевести в цифровую форму, по крайней мере в обозримом будущем, невозможно. К тому же у электронных текстов есть масса недостатков - например трудность восприятия. Однако если к архивам электронных текстов и электронным изданиям добавить ЭДД, то все это вместе и будет виртуальной библиотекой, в которой любой читатель может получить любую затребованную им литературу, где бы она не находилась. Развивая дистанционный доступ к источникам информации, реально создается виртуальная библиотека. А это озночает, что каждая библиотека становится проводником новой культуры -–культуры информационного обмена, чтения и, главное, общения и познания. /7, с 34-35./ Определение понятия «библиотека», ее основных функций, видов и типов, вскрытие сущностных основ библиографической информации, решение многочисленных терминологических и типологических проблем занимали умы ученых в 70-80-х годах. Объяснение этому кроется, вероятно, в том, что традиционная библиотечная методика на уровне доминировавших тогда карточно- бумажных технологий была довольно хорошо разработана, а электронные технологии еще недостаточно развиты. Исследование теоретико- методологической проблематики являлось таким образом наиболее интересным и одновременно престижным занятием. Кроме того, технологическая, и прежде всего компьютерная, отстраненность большинства ученых – библиотековедов была не чуть ли не нормой отечественного библиотековедения. Такая ориентация науки дала естественный результат: в области методологии и теории библиотековедения именно в прошлые десятилетия были достигнуты заметные успехи, однако реальной пользы библиотекам и не могло принести из- за огромного дистанцирования теоретико-методологических исследований от практической деятельности. /14, с 48-61./ До недавнего времени как-то априори считалось, что технология
библиотечной работы – дело в общем-то второстепенное, не могущее поколебать
фундаментальных устоев, разработанных методологией и теорией. Сегодня
грустно осозновать, что всего лишь пару лет назад отечественные
библиотековеды совершенно серьезно обсуждали, например, принципиальную
проблему структуры свободного каталога, терзаясь мыслью, должен ли он быть
алфавитным или же все-таки систематическим. В научных отделах библиотек и
на вузовских кафедрах ломались многочисленные копья и пахло валокордином,
когда сторонники какой-либо из точек зрения пытались доказать оппонентам
очевидную, на их взгляд, истину. И, к сожалению, мало кто осозновал, что
сводный каталог в начале 90-х годов мог и должен был быть уже только
электронным, как должны быть «электронными», т.е. компьютеризированными,
большинство библиотечных процессов и услуг. А в новых условиях все процессы
и конечные продукты имеют совершенно иной вид и законы развития. /15, с 17- Во второй половине 90-х годов выявилось со всей очевидностью, что
именно технологические аспекты библиотечной работы приобретают
первостепенную значимость. Их приоритет доказывается тем, что умелое
применение компьютерных технологий (и ничто иное.) реально и во много раз
повышает эффективность работы библиотек. Более того, происходящие сегодня
технологические изменения постепенно устанавливают новую парадигму развития
библиотеки, как социального института, приводят к изменению сущности ее
работы. Одной из ключевых тенденций современного развития человеческой
цивилизации является формирование новой информационной среды. В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами
которой являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ,
электронные средства массовой информации и некоторые вспомогательные
звенья, библиотеки прочно занимают место главного хранителя и
систематизатора знаний, зафиксированных в виде документов, а также
института обеспечивающего общественный доступ у этим знаниям. Авторитет
библиотеки, вне зависимости от ее конкретного бытия на практике, видится на
том, что она является главным, а порою и единственным гарантированным
держателем фонда документов, хранителем интеллектуального потенциала. В новой информационной среде структура информационных потоков существенно меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде дискетных и вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они располагаются на многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем их емкость может быть практически безграничной. Поставщиками информации в глобальных сетях становятся владельцы серверов. Это могут быть предпринимательские компании, правительственные учреждения, учебные заведения, научные центры, музеи, библиотеки, агентства новостей, общественные ассоциации и частные лица. Издательская деятельность в сети требует несравнимо меньших затрат, чем традиционная. Собственный сервер и команда из трех-четырех человек для его оформления и актуализации достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно распологать полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о распространении экземпляров изданий. Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким: от развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью лидеров политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов конференций, сведений о выпускаемой продукции, репродукций живописных полотен и т.п. Технические средства, в частности такое приложение Интернет, как Всемирная компьютерная паутина, дают возможность доступа ко всей этой информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального местонахождения. Государственные границы в этом случае упраздняются, расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются. Создается новая реальность информационной работы, в которой уже нет необходимости комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается с документами в их традиционном виде. Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль всех, вчера еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе документальных коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности, выгоды и , главное, перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты, а ее сторожилы срочно модернизируют формы деятельности, дабы укрепить позиции в изменившихся условиях. Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала. В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа. Несколько иным способом действует издатели периодики,
предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям
известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату. Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников
системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве
коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе
коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие
информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою
продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного
профиля и крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно
развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах
электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий,
предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. При
этом пользователям предлагаются как свежие выпуски, так и тщательно
ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы. Например, российский сервер Таким образом Интернет формирует огромный информационный потенциал, который, помимо разнообразнейших сведений в специфической электронной форме, включает огромное число источников, работа с которым традиционно относилась к ведению библиотек. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения. В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным
фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в
систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема,
создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного
института. С развитием сети вширь и вглубь все более весомая доля
информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу, совершенствуются
способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и,
следовательно увеличивается общее социальное значение информационного
потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки
как учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией Чтобы этого не произошло, библиотека должна измениться, пересмотрев некоторые, кажущиеся незыблемыми ныне, принципы своего существования. В новой информационной среде предполагаются иные подходы к обработке информации, поскольку виртуальные источники нет необходимости комплектовать, хранить, рекомендовать и выдавать читателям так, как это делается сегодня с привычными документами. В то же время виртуальные материалы надо оперативно и регулярно учитывать, отслеживать их изменения, осуществлять навигацию в сети, консультировать пользователей, заботиться об обеспечении доступа к платным источникам, осуществлять обучение читателей работе со всем арсеналом средств киберпространства. Практическая деятельность библиотек уже в обозримой перспективе во многом должна быть ориентирована на эти процессы, кажущиеся сегодня почти экзотическими. Не освоив их, библиотеки, прежде всего универсальные научные и массовые, рискуют быть вытесненными с информационного рынка, и никакие заявления об их непреходящей ценности не помогут. Таким образом технологические реалии новой информационной среды
приведут к существенному изменению содержания библиотечной работы. Наконец, грядущие технологии приведут к фундаментальным изменениям всей философии библиотечной работы, которые, по нашему убеждению, будут проявляться в постепенном переходе от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему по требованию. Все это повлечет за собой переосмысление сущности библиотечной деятельности, создание обновленной методологии, теории и методики работы. Надеясь, что сказанное убеждает в важности технологических
факторов в библиотечной практике и неизбежности грядущих перемен или же,
по крайней мере, заставляет об этом задуматься. Поворот к приоритетному
решению технических проблем в отечественном библиотековедении уже начался. Главная задача текущего момента состоит таким образом в осознании существующих реалий и переориентации всей науки, практики и образования на решение прежде всего технологических проблем и максимальное использование новых возможностей. Теоретико-методологические и тем более организационно- методологические исследования в области информационной деятельности в обязательном порядке должны вестись с учетом изменений, вносимых новой информационной средой, независимо от того, идет ли речь о социологии чтения, типологии библиотек, методике библиографирования или библиотечном обслуживании. Без этого любое исследование, кроме сугубо исторического, обречено в лучшем случае на неполноту, в худшем – на недостоверность. В прочем, можно, конечно, и не осозновать, и не переориентироваться, да и вообще не замечать описанных тенденций, продолжая сосредотачиваться на привычных процессах и игнорируя информацию, представленную в виде, отличном от традиционного документа. Но в таком случае уже через два-три года библиотеки неминуемо начнут превращаться в некую разновидность архивов с редкими посетителями и мизерной обращаемостью фонда. В них перестанут ходить люди. А это значит, что библиотеки перестанут быть нужными обществу. И оно поступит с ним адекватно. И будет право. /21, с 25-27./ На примере опыта специальной библиотеки ЦБС «Кунцево» для слепых мы можем рассмотреть реальное развитие деятельности библиотеки. В 1997 г. библиотека для слепых вышла на новый уровень развития своего информационного потенциала. Она получила доступ во всемирную компьютерную сеть - Интернет. Трудно в связи с этим переоценить бесчисленные возможности, впервые открывающиеся для незрячих читателей . Прежде всего – это практически неисчерпаемые ресурсы так называемой Всемирной паутины, десятков тысяч связанных друг с другом компьютеров с миллионами страниц на все вкусы, интересы и потребности: от всех родов беллетристики до узкопрофессиональной литературы. Вызывает удивление: как могут незрячие увидеть то, что изображено на экране? Но для этого есть специальная компьютерная техника, программы, переводящие видеоизображение на специальные принтеры, распечатки с которых могут «читать руками» незрячие люди. Вполне понятно, что все это вызвало интерес у историков, филологов, реабилитологов и т.д. Современная компьютерная техника и специальные прграммные средства позволяют читателям самоятоятельно просматривать свежие номера газет, как российских, так и иностранных. К их услугам самая свежая информация о спорте, туризме, расписания движения поездов, автобусов, телефонные справочники и даже прогноз погоды. /23, с 37./ Интернет позволяет обновлять программное обеспечение для компьютеров, получая прграммы со всего мира за считанные минуты. Немало дает таким читателям участие в телеконференциях Интернет. Задавать вопросы и делиться своим мнением можно буквально обо всем, начиная от библиотечных проблем и вопросов языкознания и кончая коммерческой информацией. Клубы по интерссам объединяют в этих конференциях людей со всего мира, и, что немаловажно, не имеет ровно никакого значения, зрячий ты или нет, ты – часть мирового сообщества пользователей сети. /6, с 30-34./ Электронная почта – одно из универсальных средств общения. Тем, кто хочет развлечься, - в Интернете раздолье. Можно смотреть видеофильмы, слушать музыкальные записи и радио, играть в самые интересные компьютерные игры и даже разговаривать с поп- и кинозвездами. К сожалению, качество телефонных линий и дороговизна прямого доступа пока не позволяют систематически пользоваться досуговыми возможностями Интернет. И все же развитие технологии в этом направлении, несомненно, сделает жизнь незрячих более насыщенной и интересной. Помимо Интернет, в этой библиотеки продолжается живое общение на коллективной радиостанции библиотеки. Туда приходят люди с местного предприятия Всероссийского общества слепых и другие читатели, интересующиеся радиоэлектроникой и радиокоммуникацией. Там можно целыми часами, причем совершенно бесплатно, обсуждать интересующие темы и практиковаться в любимом виде радиоспорта. В целом работники этой библиотеки стараются, чтобы люди города области, и в особенности специалисты, знали, что уходят в историю те времена, когда деятельность слепого человека была резко ограничена его физическим недостатком, и что в век информации он не заблудится в ее необозримых просторах./23, с 37./ В ЦБС «Кунцево» идет процесс активного внедрения новых технологий информационного обеспечения на основе компьютеризации и использования технических средств. Коллектив библиотеки №22 участвует в создании банка историко-краеведческой информации, а также информации по социально-бытоввым проблемам населения. Совершенствование деятельности библиотеки зависит от степени автоматизации библиотечно-информационных процессов, что избавит сотрудников от рутинной работы, повысит качество предоставляемых услуг. Инициирование интереса читателей к историческому и духовному наследию с помощью внедрения новых форм просветительской работы, а также изучение потребностей пользователей (в том числе учебных заведений, организаций, учреждений региона) в историко-краеведческом информационном обеспечении активизирует кооперирование работы и осуществление совместных программ с другими организациями и учреждениями: ВООПиК, историческим музеем, музеем-клубом «Кунцево» и т.п. В связи с вышеизложенным детская библиотека №22 достигла в своем развитии уровня, соответствующего статусу историко-краеведческой библиотеки. Перспективы развития детской библиотеки № 22. Совершенствование структуры. Новые услуги. Популярность библиотеки возрастет в связи с расширением ее деятельности по удовлетворению потребностей читателей в отдыхе. Их привлечет способность библиотеки организовывать интеллектуальный досуг, создание культурной среды для межличностного общения. Повышению привлекаткльности библиотечного обслуживания содействуют дополнительные услуги. Одна из них – открытие небольшого, уютного кафе-читальни, где можно приятно провести время, перекусить (выпить чай, кофе, прохладительные напитки) и одновременно просмотреть периодические издания. Привлекают читателей в библиотеку и аудиовизуальные средства,
имеющиеся в фонде. Видеофильмы, предлагаемые в библиотеке, по содержанию
резко отличаются от тех, которые предлагают коммерческие видеосалоны, так
как в библиотеке происходит строгий отбор приобретаемых видеофильмов. Перечень услуг: Финансирование перспективного развития библиотеки предполагает
расширение источников финансирования, рационального сочетания бюджтного и
внебюджетного финансирования. Поступление финансовых средств предполагается
из бюджетов различных уровней: Поступления от меценатоы и спонсоров: Каково будущее библиотеки? Какую стратегию ее развития следует
избрать, исходя из перспективных тенденций и с учетом стартовых условий? Обслуживание читателей сегодня требует индивидуального подхода. Анализ потенциальной среды библиотечно-информационного воздействия, состава населения, инфраструктуры и профиля деятельности региона показал, что культурные учреждения, в том числе клубные системы являются конкурентами библиотеки, но не в просветительской, образовательной, информационной./5, с 88-91/ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. При обилии и разнообразии библиотек, подчиненности их десяткас
ведомств трудно в деталях проследить и описать динамику и причины всех
происходящих в этой сфере процессов. В целом, однако, на политическом
уровне их можно определить как болезненный переход библиотек,
сформированных тоталитарной системой, к служению демократическому обществу. Преодолеть кризис взаимоотношений библиотек с обществом и библиотек с государством можно только, переосмыслив и заново сформулировав задачи, роль и значение библиотек. Принцип остаточного финансирования библиотек сохраняется до сих пор именно потому, что в обществе и на всех этажах власти нет ясно сформулированного представления о том, что такое библиотеки, для чего они нужны, и нет понимания того, какими огромными материальными и моральными потерями оборачивается пренебрежительное к ним отношение. Старая система отношений библиотек и государства, библиотек и граждан уходит в прошлое. Новые их отношения в демократическом правовом обществе должны быть определены в законодательных документах, которые разрабатываются с участием широкой общественности. Среди массы проблем, без решения которых невозможно говорить о современной системе библиотечного обслуживания в стране, есть три основные: это комплектование библиотечных фондов, компьютеризация библиотек, подготовка современных библиотечных кадров. Накопленные в библиотеах огромные информационные ресурсы используются крайне неэффективно… На поиски необходимой информации затрачиваются колоссальные ресурсы времени, сил и денег, при этом огромные массивы информации все равно выпадают из поля зрения специалистов. Один их насущных вопросов сегодня – компьютеризация библиотек, а также стоящая за ним проблема информатизации общества. Внедрение современных информационных технологий в библиотечную деятельность, возможность предоставления информации из сколь угодно удаленных источников по каналам связи коренным образом меняют положение библиотек в стуктуре современного общества. Принципиально по-новому решаются проблемы своевременного получения научной информации, без чего сегодня немыслимо развитие науки и производства. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо срочно объединить рассредоточенные по разным ведомствам интеллектуальные и материальные ресурсы. Первым шагом могло бы стать сосредоточение сил для создания государственной программы компьтеризайии и технического оснвщения библиотек. Это позволит ускорить создание сводного национального электронного каталога, других общенациоанльных баз данных, будет способствовать их интеграции в мировые информационные системы. Из уже существующих нормативно-правовых актов видно, что библиотечное дело начало рассматриваться не столько как одна из подотраслей культуры, сколько как эффективный социальный институт, призванный прежде всего обеспечивать развитие интеллектуального потенциала страны, информационно-культурное сопровождение процесса ее политической и экономической модернизации, создание правового демократического государства, формирование гражданского общества, трансляцию новых идей, знаний, информации по всей территории страны, способствовать ее интеграции в мировое информационное сообщество./12, с 86-88/ Решать назревшие проблемы можно только не федеральном уровне,
нужна госсударственная программа, которая определила бы обязательства
государства по поддержке библиотек и всего библиотечного дела; утвердила
библиотеку как важное информационное звено в системе научных коммуникаций и
управления, а также как социальное учреждение оказывающее существенное
влияние на духовную жизнь общества. Кроме того программа способствовала бы
осуществлению межбиблиотечной координации и кооперации. Нужны
централизованные средства на информацию библиотечного дела, на приобретение
особо ценной литературы, на развитие национальной библиографии, создание
свободных электронных каталогов. Необходимо решить вопрос о повышении
заработной платы библиотечным работников на государственном уровне, так как
не дело, когда в едином государстве оценка труда зависти от той территории
где ты работаешь. Для решения данного вопроса можно воспользоваться опытом На работников библиотек независимо от форм собственности и
статуса распространяется законодательство о труде, социальное обеспечение и
социальное страхование. Работники библиотек работающие в сельской местности
и поселках городского типа, имеют льготы по оплате жилья, отопления,
освещения и другие, в соответствии с действующим законодательством. На фоне общего ситуационного спада развития отечественного
библиотечного дела мобильность и многовариантность инициативной
деятельности ряда передовых библиотечных учреждений позволили им последние
годы значительно расширить и обогатить аспекты работы, выделить новые
перспективные направления обслуживания пользователей, разработать
нетрадиционные виды дополнительных услуг, успешно решать вопросы
социального обеспечения собственных трудовых коллективов. При этом в полном
объеме сохраняется бесплатность и расширяются основные традиционные формы
предоставляемого библиотечно-библиографического обслуживания, а, благодаря
сверхнормативным поступлениям от конкурентоспособных платных услуг, ощутимо
укрепляется ресурсный потенциал библиотек. Благодаря правильно выбранной руководством Центральной библиотеки стратегии, была качесвенно по-иному реорганизована библиотечная сеть, введена специализированная маркетинговая служба, значительно пополнена материально-техническая база всех 14 библиотечных учреждений системы, сформирована гибкая структура библиотечно-библиографического и информационного обслуживания (сбаласированно сочетающая бесплатные и платные виды разнообразных услуг и интеллектуальной продукции), создан позитивный имидж библиотеки, установлены обширные международные контакты, образован сплоченнй коллектив (около 150 человек) высококвалифицированных специалистов – единомышленников, действует автономная система социальной поддержки библиотечного персонала. К середине 90-х гг. в России в основном завершилось законодательное оформление гражданского, интеллектуального и информационного права, вступили в действие базовые библиотечные федеральные законы. Правовое поле стало благоприятным для многоаспектной библиотечно- информационной деятельности, появились конкретные юридические гарантии управления библиотекой как экономической (хозяйствующей) единицей и субъектом права. На этом фоне специалисты ЦБС «Кунцево» продолжали успешно воплощать в жизнь курс на дальнейшую компьютеризацию, интеллектуализацию и регионализацию деятельности библиотек, нормативно-правовую регламентацию различных сторон библиотечно-информационного обслуживания пользователей в условиях конъюктурной рыночной среды, насыщение фонда небумажными носителями информации. Происходила практическая реализация отличной от прежней парадигмы регионального библиотечного строительства, предусматривающей, в частности, постепенное превращение традиционной библиотеки в технически оснащенную медиатику с интерактивным доступом к документам, а затем и в виртуальную библиотеку. Безупречная репутация и высокая конкурентоспособность библиотечно- информационных и досуговых учреждений ЦБС «Кунцево», расширение сферы и диверсификация форм взаимодейяствияыы с пользователями, моделирование перспективной номенклатуры услуг, умелое маркетинговое планирование, наличие обширных партнерских связей позволяют с полным основанием сделать заключение о плодотворности избранных подходов. Имеющийся в Центральной библиотеке пакет последних проблемных практических наработок по вопросам менеджмента, внедрения прогрессивных технологий, экономики, маркетинга вполне может рассматриваться в качестве методического банка организационно- технологических материалов. /5, с 5-8/ 4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Автоматизированные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. 18.Слободняк М.С.. Выработка стратегии деятельности библиотек Украины.// - ПРИЛОЖЕНИЕ №1 3%5% 2% 46% 19% 4% 21%
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 1. Рачет себестоимости. -компьютеры(для обучающих классов,ввода базы даных)105 000. - оборудование для технического творчества; 9 -оборудование лингафонных кабинетов; 66 -оборудование мест для индивидуального пользования; 9 000. -аудиовизуальные материалы (аудио и видеокассеты); 3 000. -СD – ROM; 30 000. -ремонт и профилактическое обслуживание тех. Средств; 3 000. -телекоммуникационные средства; -альтернативное комплектование фондов; 30 1.2. Материальные поощрения и доплаты. 30 3. Расходы, установленные на работы, необходимые для выполнения прграммы: 31 800. -разработка методики работы библиотек с одаренными 4 500. детьми; -формирование базы данных «Творческий потенциал 6 000. и одаренность», «Диагностика развития интеллекта»; -социологические исследования с помощью компьютер- 4 500. ных программ; -издание методических и библиографических пособий; 3 000. -экспериментальное исследование внедрения программы 4 800. внесение изменений, корректировка; -привлечение специалистов к работе студий, кружков, 4 500. школ, курсов, диагностического центра; -проведение досуговых мероприятий и художественно 3 000. творческих занятий с детьми – инвалидами; -повышение профессиональной квалификации библиоте- 1 500. карей; 2. Калькуляция себестоимости. 330 000. В том числе: - материальные затраты; 300 000. - материальные поощрения и доплаты. 30 31 800. Итого: себестоимость программы ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ПРОГРАММА КЛУБА «РОБИНЗОНЫ». (Абонемент 1998-1999гг.) -биоинформина. -видеофильм. -историческое путешествие. -видеофильм. -гипотез-пресс. Эйвельманс Б. «Следы невиданных зверей! -премьера книги. -час занимательной палеонтологии. -информина. -час интересных сообщений. -видеофильм. -беседа. -конкурс знатоков. -вечер вопросов и ответов. -литературный час. -беседа. -видеофильм. -эковизион. -экологическая информина.
|
|
||