|
Ценообразование в топливно-энергетическом комплексеКраткое описание документа Ценообразование в топливно-энергетическом комплексеЦеновая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они на СОДЕРЖАНИЕ Введение
....................................................... 4 2. Структурная реформа .......................................................................... ..... 6 3. Структура цен в ТЭКе .......................................................................... .... 10 4. Динамика изменения цен в ТЭКе ............................................................ 12 5. Дифференциация цен в ТЭКе .................................................................. 14 6. ФОРЭМ .......................................................................... ............................ 17 7. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители ............. 21 > Нефть ....................................................................... ............................. 21 > Газ ....................................................................... ................................... 22 > Уголь ....................................................................... ............................... 22 > Электроэнергия ....................................................................... ............. 23
Список литературы Введение Ценовая политика имеет важнейшее значение для экономики в целом и для каждого человека, и поэтому прежде всего следует определиться с понятием цены. Разные источники в зависимости от позиции, на которой они находятся и от уровня развития экономической мысли именуют ее по-разному: Цена – то же, что и стоимость, так объяснил В. Даль в своем «Толковом словаре». Цена – денежное выражение стоимости товара, трактовка Советского Энциклопедического Словаря, 1987 г. Цена – количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги, «Экономикс» Макконела и Брю, 1995 г. Эта курсовая работа рассчитана на то, чтобы дать анализ состояния цен в топливно-энергетическом комплексе, их соотношения между собой в этой сфере и с другими отраслями, сравнить с мировыми ценами на энергоресурсы, определить влияние инфляции на ценообразование, выяснить, какую роль в ценовой политике играет государство и рассмотреть динамику изменения цен в переходный период, а также изучить, какую роль играет региональная дифференциация ресурсов в ценообразовании. Для исследований в этих вопросах будет использоваться Законодательные акты Российской Федерации, периодические и книжные издания. Основные определения: . Ценообразование – формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациями тарифов на продукцию ТЭК. . Рыночная цена – цена товара, складывающаяся а товарном рынке без государственного воздействия на эту цену. . Регулируемая цена – цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины. . Размер платы за услуги – система ценовых ставок, по которым осуществляются расчету за услуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках. . Регулируемая деятельность – деятельность в сфере производства, передачи и распределения электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности), а также других ресурсов ТЭКа, подлежащая государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». . Период регулирования – временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на энергоресурсы. . Энергоснабжающая организация – коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая в обслуживаемом регионе продажу потребителям произведенных и/или купленных энергоресурсов. . Избыточная энергоснабжающая организация – энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой превышает объем потребления в обслуживаемом регионе. . Дефицитная энергоснабжающая организация – энергоснабжающая организация, собственное производство электрической энергии (мощности) которой не обеспечивает объем потребления в обслуживающем регионе. . Регион – территория, на которой обязанности и права по поставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) закреплены за соответствующей энергоснабжающей организацией. . Производитель энергии – коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство и продажу электрической энергии (мощности) и/или тепловой энергии (мощности) на оптовый или потребительский рынок для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения и продажи потребителям. . Потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и/или тепловой энергией (мощностью). . Оптовый рынок – федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности). . Субъекты оптового рынка – юридические лица, осуществляющие куплю/продажу электрической энергии (мощности) и/или предоставляющие услуги на оптовом рынке. . Потребительский рынок – сфера купли/продажи энергоснабжающим организациям и потребителям электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).[1] История регулирования цен в ТЭКе Основным показателем, характеризующим экономическую ситуацию в стране,
является уровень цен. От того, каким путем регулируются цены и тарифы: под
влиянием ли государства или спроса и предложения зависит дальнейшая
перспектива развития экономики. До середины 1992 года в нашей стране цены
на продукцию ТЭКа регулировались со стороны государства, в то время как
цены на остальную продукцию были отпущены уже с начала 1992 года. За счет
того, что цены на продукцию потребляемую ТЭКом были свободными и непрерывно
повышались, а цены на энергоресурсы были явно занижены, образовалась
существенная разница между ценами энергоресурсов и ценами других отраслей. Большое значение в росте цен имели два основных фактора: 1. Транспортная составляющая – в стоимости топливно-энергетических ресурсов в 1994 году на газ она доходила до 80%, на уголь – 54%, на нефть – 15%. 2. Налоговая составляющая – сильно увеличилась доля налогов в цене продукции ТЭКа. В 1995 г. На природный газ, реализуемый предприятиями РАО «Газпром» устанавливалась фиксированная ставка акциза в размере 30% от цены реализации без НДС. Общее соотношение цен на продукцию ТЭК и других отраслей за годы реформ осталось практически неизменным, хотя цены и тарифы на электроэнергию, тепло, газ для промышленности увеличились в большей степени, чем для населения, коммунально-бытовой сферы и сельского хозяйства. В 1996 г. Была образована федеральная энергетическая комиссия (ФЭК),
основными функциями которой являются: Федеральная энергетическая комиссия устанавливает тарифы: - на электро- и теплоэнергию, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами; - на электро- и теплоэнергию, отпускаемую на потребительский рынок субъектами оптового рынка; - на электро- и теплоэнергию, отпускаемую с оптового рынка энергоснабженческим организациям и другим его субъектам; - на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям; - на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, а также сбытовые надбавки к оптовой цене промышленности на природный газ, реализуемый конечным потребителям (кроме населения) газораспределительными организациями (перепродавцами). ФЭК решает проблемы на федеральном уровне, а на региональном эту функцию выполняют Региональные энергетические комиссии (они, например, устанавливают тарифы и цены на продукцию ТЭКа, отпускаемую потребителям какого-либо региона). Государственное регулирование цен на энергоресурсы оправдано, так как эластичность энергопотребления чрезвычайно низка, в том числе и в отраслях, имеющих жизненно важное значение. Поэтому полное освобождение цен на энергоресурсы практически не приведет к снижению их потребления, а вызовет соответствующий рост цен на продукцию других отраслей. Структурная реформа Начавшийся в 1992 году переход России к рыночной экономике при
одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному
устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в сфере
естественных монополий. В топливно-энергетическом комплексе эти реформы
охватывают электроэнергетику и газовую промышленность. Важной задачей в
сфере энергетики было обеспечение устойчивого энергоснабжения
потребителей, которая была решена с помощью такого способа формирования
отраслевой структуры капитала, при котором контрольный пакет акций
большинства энергетических предприятий и организаций принадлежит Однако, если рассмотреть функционирование электроэнергетики в
переходный период, можно обнаружить наличие у нее большого количества
слабых сторон, которые в совокупности с неблагоприятными внешними условиями Обеспечение надежного электроснабжения российских потребителей с
допустимо минимальными затратами, создание благоприятных условий для
притока российских и иностранных инвестиций в объекты электроэнергетики
невозможно без развития конкуренции в сфере производства энергетической
энергии и организации оптового рынка на основе конкуренции, а также без
совершенствования государственного регулирования и контроля в тех сферах
хозяйственной деятельности, где конкуренция нецелесообразна или невозможна Структурная реформа в 1997 – 2000 годах включает следующие основные направления: В области электроэнергетики цена на оптовом рынке будет формироваться
на основе конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне
спроса, определяемом на основе заявок на покупку электрической энергии.
В отношении газовой промышленности, реформа предусматривает формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям: обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества «Газпром» посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли; стимулирование надежного газоснабжения посредством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения; соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке. Механизм ценообразования будет согласован с механизмами начисления и взимания налогов, с инвестиционной политикой РАО «Газпром» и величиной дивидендов акционеров. При установлении цен на газ будут учитываться условия конкуренции различных видов топлива и принципы стимулирования энергосбережения. Будут установлены правила и порядок регулирования цен на газ. Необходимо сохранение государственного регулирования в сфере естественной монополии путем установления тарифов на услуги по транспортировке газа. Цены добычи газа будут контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством. При этом цена продажи газа конечным потребителям независимыми производителями газа не будет подлежать государственному регулированию. Структурную реформу предполагается осуществлять в три этапа: I этап – 1997 год: * по электроэнергии: Введение Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации двухставочных тарифов с регулируемой маржинальной ставкой платы за электроэнергию и ставкой платы за мощность, а также обоснованных тарифов на транспортировку электрической и тепловой энергии; организация конкуренции производителей электроэнергии по топливной составляющей затрат в европейской и сибирской зонах оптового рынка и сохранение регулируемой платы за мощность. * по газу: Введение цен на природный газ, дифференцированных в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей; разработка и внедрение единой системы тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам как для независимых поставщиков газа, не входящих в Российское акционерное общество «Газпром», так и для организаций названного акционерного общества; подготовка и утверждение нормативных документов, устанавливающих порядок регулирования цен на природный газ; II этап – 1998 год: * по электроэнергии: Увеличение числа субъектов оптового рынка (электростанций акционерных обществ энергетики и электрификации и крупных потребителей электроэнергии). * по газу: Прекращение практики перекрестного субсидирования разных групп
потребителей газа и доведение оптовой цены на газ, предназначенный для
реализации населению, до уровня оптовой цены на газ, отпускаемый
организациями РАО «Газпром» газораспределительным организациям III этап -1999 - 2000 годы: * по электроэнергии: Прекращение регулирования цен на электроэнергию, формируемых на оптовом рынке, развитие контрактных отношений на оптовом рынке; * по газу: Переход к регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа, предоставляемые предприятиями Российского акционерного общества «Газпром». Структура цен в ТЭКе Основу цены, как и на товар в любой другой отрасли составляет себестоимость, состоящая из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов. Сейчас все большую роль в росте цен на продукцию этой отрасли играют внепроизводственные расходы, а в частности, затраты на транспортировку. Резко возросла доля транспортных расходов, например, в ценах на уголь в местах потребления. Так, по канско-ачинским и бородинским углям даже при перевозке на расстояние до 1 тысячи км она достигает 75-80%. Вторая составляющая цены – прибыль, которая является выражением
чистого дохода, создаваемого прибавочным трудом работника. Следует
различать прибыль от реализации продукции и валовую прибыль. Прибыль от
реализации является элементом цены и определяется как разность между ценой
и себестоимостью, налогами, включаемыми в цены (НДС, акциз, экспортный
тариф). Предприятия нефтепроводного транспорта, оказывая услуги по
перекачке, перевалке и наливу нефти на экспорт не включают в оплату счетов
услуг НДС. Акцизом облагается только нефть и природный газ, а также
отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Ак = Аср + О1к + О2к + О3к + Е (1 + Дк/ (Дк) Аср = ((Ак х Дк)/ (Дк; где: 1. Аср – средневзвешенная ставка акциза, установленная Федеральным законом «Об акцизах»; 2. Дк – количество (тонн) добытой и реализованной с конкретного месторождения нефти; 3. Е – поправка для выхода на средневзвешенную ставку акциза (рублей за 1 тонну); 4. О1к, О2к, О3к – отклонения, обусловленные горно-геологическими особенностями объектов разработки, различиями в заработной плате, различиями в транспортном тарифе. Рабочая группа при Правительстве РФ рассматривает вопрос о возможном
снижении акцизов на нефть на 10 руб. за 1 тонну. Для нормальной работы
нефтяной отрасли необходимо снижение акциза на 30 руб. за тонну от
нынешнего уровня в 55 руб. В том случае, если Правительство примет решение
о снижении акциза до 45 руб. за тонну, то это позволит нефтяной отрасли По природному газу акциз устанавливается в процентах к стоимости реализованной продукции газосбытовым организациям и непосредственно потребителям, исчисленной исходя из государственной регулируемой оптовой цены промышленности. Динамика изменения цен в ТЭКе В переходный период цены на продукцию ТЭКа, после объявления их свободными быстро поползли вверх. Причинами чего было стремление максимально приблизить цены на нефть, газ, уголь и т.д. к уровню реальных затрат на добычу, переработку и транспортировку, так как цены на эту продукцию в нашей стране были заниженными, что обусловлено многими факторами, в том числе и природно-климатическими. Динамику изменения цен можно увидеть в таблицах 1 и 2. Таблица 1 Индексы оптовых цен производителей по промышленности в целом, отдельным отраслям и подотраслям, в % к предыдущему периоду. *** – данные отсутствуют Таблица 2 Средние цены предприятий-производителей на энергоресурсы Как видно из таблицы 1, с 1993 года цены росли очень быстрыми темпами,
тем не менее, имея тенденцию к замедлению. Так, если в 1993г. по сравнению
с 1992 г. индекс цен по промышленности в целом составлял 1000% (наибольший Примерно такая же ситуация видна и в изменении средних цен предприятий- производителей. В таблице 2 цены приводятся по выборочному кругу конкретных предприятий, как в процентах, так и в тысячах рублей, в то время как в таблице 1 цены приводились в целом по отраслям, показывая только процентное изменение. Как мы можем видеть из таблицы, цены неуклонно повышались, причем на нефть также резко упали во II квартале 1997 г. по сравнению с первым. В изменении цен на уголь и на газ за период 1997 – 1998 гг. заметных скачков не наблюдалось. В целом можно сказать, что изменение цен в ТЭКе практически не отличается от их динамики в других отраслях, таких как легкая, пищевая, машиностроение, химическая и др., то есть, с отпуском цен они сильно подскочили, а к нынешнему времени заметно их снижение. Дифференциация цен в ТЭКе Важное значение имеет дифференциация цен по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий потому что топливно-энергетические ресурсы по территории и регионам распределены крайне неравномерно. Для сглаживания уровней тарифов на электроэнергию между регионами необходимо развитие единого оптового рынка электрической энергии (мощности). В качестве факторов, характеризующих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений, приняты: V коэффициент извлечения ресурсов; V накопленный отбор от начальных извлекаемых запасов; V обводненность добываемой продукции; V районный коэффициент к заработной плате; V расчетная ставка транспортного тарифа. Наиболее полно территориальной дифференциации рыночной стоимости
отвечает система цен базисных пунктов. История возникновения цен базисных
пунктов восходит к 80-м годам прошлого века сталелитейной промышленности в Разработка механизма сознательно устанавливаемых цен базисных пунктов
требует предварительного анализа теоретических основ формирования
территориальной дифференциации общественной стоимости. Анализ показал, что
для топливной промышленности характерными являются рынки сбыта,
формирующиеся вокруг сконцентрированных мест добычи ресурсов. В этом
отличие топливной отрасли, например, от сельского хозяйства, где продукция
производится на больших площадях, а ее потребление концентрируется в
крупных городах. На рынках сбыта, формирующихся вокруг мест производства,
территориальная дифференциация рыночной стоимости имеет форму «воронки»,
где наиболее низкий уровень рыночной стоимости находится в ее центре. Рынки сбыта могут быть смежные и изолированные. Смежными становятся
рынки, когда продукция может быть реализована в общих (или смежных) районах
потребления. Например, для угольной отрасли характерна система смежных
рынков сбыта. Изолированные рынки сбыта имеют якутские, магаданские угли. > наиболее простой, когда рынок сбыта снабжается из одного места добычи угля (например, донского угля); > когда внутри рынка сбыта одного угля (например, кузнецкого) находятся места добычи местных углей. Рыночная стоимости в местах добычи и реализации продукции местных углей формируется затратами (на добычу и транспорт) основного производителя, т.е. того, который формирует рынок сбыта. Во-вторых, территориальной дифференциации рыночной стоимости, характерный для угольной отрасли, состоит в согласовании цен смежных рынков сбыта: V за счет изменения объемов добычи по смежным рынкам сбыта; V за счет формирования ренты при неизменных объемах добычи, а также случаи согласования рыночных стоимостей (точнее цен) в условиях дотационной отрасли. Сравнение территориальной дифференциации цен показывает, что цены базисных пунктов являются наиболее совершенным видом, соответствующим управляющему рыночному механизму. Можно выделить два преимущества такой системы цен: o постоянство цен на продукт одного качества в одном месте потребления для всех потребителей со всеми вытекающими из этого положительными моментами; o стимулирование ценами оптимизации грузопотоков, сокращение транспортных затрат путем естественного «отсечения» нерациональных перевозок. Проведенные в 1995 г. в бывшем НИИ цен исследования показали, что практически вся территория России «вписывается» в систему цен базисных пунктов. При этом выявлены конкретные рынки сбыта ресурсов применительно к западному региону и восточному, определены их конфигурации и уровни цен. Однако, многие страны отказались от системы цен базисных пунктов, так
как сведение в единую взаимосвязанную систему цен по всей территории страны
и регулирование общего уровня цены из одного или нескольких базисных
пунктов противоречит антимонопольному законодательству и рассматривается
как «сговор о ценах», ликвидирующий конкуренцию. Несмотря на это, такой вид
цен продолжает действовать в развитых станах и на мировых рынках в виде ФОРЭМ ФОРЭМ – федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической
энергии (мощности)[3], созданный Правительством РФ в 1996 г. Субъектами . обеспечение надежного и эффективного энергоснабжения потребителей во всех регионах Российской Федерации; . формирование оптимальных экономических отношений производителей, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии (мощности) на основе сочетания государственного регулирования и конкуренции, включая поддержание конкурентоспособности продукции энергоемких потребителей электрической энергии, имеющих общенациональное значение; . выравнивание уровня тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с ФОРЭМа; . обеспечение принципа установления тарифов для потребителей субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в зависимости от энергоемкости выпускаемой ими продукции, влияния на совмещенный график электрической нагрузки и уровня работы по энергосбережению. В постановлении указано, что электрическая энергия вырабатываемая
электростанциями Российского акционерного общества «ЕЭС России»,
акционерных обществ энергетики и электрификации и других региональных
энергоснабжающих организаций, атомными электростанциями и иными
производителями электрической энергии (мощности) независимо от их
организационно-правовых форм, должна поставляться на федеральный Организатором функционирования и развития ФОРЭМа является Российское акционерное общество «ЕЭС России», которое выполняет расчеты плановых балансов электрической энергии и мощности, а также балансов стоимости электрической энергии, на основе которых формируются цены ФОРЭМа. Для того чтобы повысить уровень сбора денежных средств были
утверждены особенности применения тарифов на электрическую энергию, которые
заключались в полной 100% оплата текущих платежей, из которых текущие
платежи за 50% объема полученной электрической энергии (мощности)
оплачивались денежными средствами. С момента организации ФОРЭМа и принятия
решения о возможности участия в ФОРЭМ крупных энергоемких потребителей
поступило значительное количество заявок отдельных потребителей. В
частности, только в металлургической отрасли выразили желание выйти на
оптовый рынок более 150 предприятий. Предоставление возможности выхода на До последнего времени тарифы на розничном рынке формировались в
соответствии с Положением о государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденным в 1992 г. Этим
положением признается наличие нерегулируемых потребителей (тариф им
устанавливается вне связи с реальной стоимостью выработки и доставки
энергии) и льготных категорий потребителей. По этой причине другие группы и
категории потребителей, отнесенные к «регулируемым», принимают на себя
потери от пониженных тарифов «нерегулируемым» и льготным потребителям. В
результате тарифы, устанавливаемые РЭК на потребительском рынке,
существенно отличаются для разных групп потребителей. Отсюда следует, что
установленные на потребительском рынке тарифы не соответствуют реальной
стоимости производства и передачи электроэнергии потребителю: тарифы для
крупных промышленных потребителей значительно превышают таковые для
сельскохозяйственных потребителей, населения и покупателей-перепродавцов,
хотя стоимость передачи электроэнергии для этих групп потребителей
значительно выше, так как их электроснабжение осуществляется на низших
классах напряжения. Таким несоответствием объясняется массовое желание
крупных потребителей выйти на оптовый рынок, где тарифы, устанавливаемые Таблица 1 Тарифы на электрическую мощность на оптовом рынке (ФОРЭМ) и на потребительском рынке в 1997 г. Очевидно, что решить проблему снижения тарифов таким простым путем,
как вывод всех желающих на оптовый рынок и отпуск им электрической энергии
по тарифу ФОРЭМ, невозможно, поскольку система так называемого
перекрестного финансирования (снижение тарифа одним потребителям за счет
повышения другим) в этом случае вызовет еще большее увеличение тарифа
оставшимся регулируемым потребителям розничного рынка. Следовательно,
принимать решение об участии отдельных энергоемких потребителей в оптовом
рынке нельзя в отрыве от упорядочения системы установления тарифов на
розничном рынке. Правительственные распоряжения об установлении тарифов на
электрическую энергию в соответствии с реальной стоимостью ее производства
и передачи носят лишь рекомендательный характер, вследствие чего РЭКи не
стремятся принимать непопулярные решения о повышении тарифов для населения
и сельскохозяйственных потребителей. С той же позиции будут отвергаться
просьбы потребителей о выходе на оптовый рынок, поскольку это приведет к
повышению тарифов для потребителей, остающихся на розничном рынке. Развитию конкурентного рынка электрической энергии должна
способствовать также организация действенного соревнования между оптовым Выводы: 1. Существующая практика установления тарифов на розничном рынке не соответствует реальным затратам на производство, передачу и распределение электрической энергии для конкретных потребителей. 2. Упорядочение тарифов на электроэнергию на розничном рынке будет стимулировать рост электропотребления и повысит конкурентоспособность товаропроизводителей. 3. Расширение оптового рынка электрической энергии за счет крупных энергоемких потребителей создаст благоприятную конкурентную среду, приведет к снижению и более справедливому установлению тарифов для отдельных групп потребителей. Соотношение российских и мировых цен на энергоносители В период планового хозяйства низкая стоимость топливно-сырьевых ресурсов была обусловлена как общей концепцией ценообразования, так и трудностями регулирования инфляционного движения цен на продукцию многономенклатурных отраслей. После 1992 года особенно важным представлялось вывести на мировой уровень цены основных экспортных ресурсов, таких как нефть, газ и нефтепродукты, чтобы «открыть» отечественную экономику, привлечь инвестиции в развитие ТЭКа и получить дополнительный стабилизатор для внутренних цен (ожидалось, что мировые цены будут служить верхним пределом для роста внутренних). Понятие выхода на мировые цены можно определить двояко. Во-первых,
имеется в виду достижение равенства внутренней цены, пересчитанной в
доллары по официальному обменному курсу, и мировой. С практической точки
зрения это значит достичь равной выгодной реализации продукции на
внутреннем и внешнем рынках с учетом дополнительных затрат на
транспортировку, но без таможенных пошлин. Во-вторых, данное понятие
связано с удорожанием энергоресурсов по сравнению с другой продукцией. Также особенностью нашей станы являются тяжелый климат и очень большая территория, а поэтому затраты на единицу продукции как правило выше, чем во многих развитых странах мира. В настоящее время задача по выводу цен на энергоносители на мировой уровень выполнена, однако повышение цен недостаточно для структурной перестройки народного хозяйства. Дело в том, что реализация энергосберегающих технологий в промышленности невозможна без значительных инвестиций. Предприятиям необходимо также время для адаптации к новым соотношениям цен и внедрения таких технологий. Однако у них не оказалось ни инвестиций, ни времени для структурной перестройки из-за общего скачка цен в 1992 году, обесценившего все средства. В результате рост цен на энергоносители способствовал не повышению эффективности энергопотребления, а углублению спада производства, инфляции издержек и увеличению неплатежей в экономике. Если рассмотреть динамику соотношения внутренних и мировых цен на отдельные энергоносители, их анализ покажет следующее. Нефть. Внутренние цены предприятий в долларовом исчислении проявляют
устойчивую тенденцию к росту[4], за исключением снижения 1994 года. Хотя в
рублях цена тонны нефти удвоилась за данный период, что объясняется резким
падением валютного курса рубля к доллару в 1994 г. В 1996 году рост
внутренней цены нефти замедлился, что было связано с падением темпов
инфляции. Внутренняя цена промышленности на нефть включает транспортные
затраты на ее доставку до потребителя, а также налоги. Поскольку мировая
цена определяется ее уровнем для Западной Европы и не включает налоги и
транспортные расходы на перекачку нефти до потребителя по территории
западноевропейских стран, то адекватным является соотношение внутренней
цены производителя с мировой. С 1993 г. оно находится в пределах 40-54% Газ. С 1992 года по декабрь 1995 внутренняя цена промышленности на газ по отношению к мировой выросла с 2,6 до 69,2%, а в октябре 1996 г. снизилась до 66%, что было вызвано мерами правительства по сдерживанию его удорожания. Внутренние цены приобретения по группам потребителей не отвечают принципам равенства реальной стоимости газа для каждой группы. Как и с электрической энергией, промышленность дотирует льготную цену для населения. В развитых странах население платит значительно больше, чем промышленность, поскольку требуются дополнительные затраты на создание и функционирование распределительных газовых сетей. В 1998 году намечено цену газа для населения довести до уровня ее реальных издержек (без акциза), а малоимущим семьям выплачивать компенсацию. Уголь. В 1995 г. доля стоимости добычи в цене потребления снизилась до Электроэнергия. За годы реформ средний тариф на электроэнергию по
сравнению с США вырос с 9% до 80,2%. Тариф для промышленности составляет 90 В 1997 году конъюнктура мирового рынка нефти существенно ухудшилась. Заключение На основе изученных вопросов о топливно-энергетическом комплексе, специфике ценообразования в нем, его роли, функциях, значении в экономике, представляется возможным подвести некоторые итоги. V Во-первых, введение свободных цен в 1992 году на продукцию ТЭКа (как и на другие товары) осуществлялось без должного учета специфики переходного периода экономики России и недостаточного учета опыта регулирования цен с развитой рыночной экономикой. Это явилось одной из причин негативных последствий как в целом для экономики, так и для ее ключевой отрасли. V Во-вторых, ТЭК в результате резкого перехода к свободным ценам в условиях децентрализации управления характеризуется сегодня хаосом в рыночных связях, множественностью, несогласованностью цен в местах потребления ресурсов, часто завышенных в результате нерациональных перевозок. V В-третьих, остается спорным вопрос о том, считать ли вывод цен энергоносителей на мировой уровень явлением положительным или нет. По ценам на многие ресурсы мы уже обогнали многие развитые страны, такие как США и некоторые европейские, но было ли это необходимо? Как показала практика, зарубежные инвесторы не стремятся вкладывать деньги в наше производство, а для внутренних потребителей цены являются очень высокими. Однако нельзя не признать и положительных изменений, о которых мы
можем говорить в апреле 1998 года, взглянув на весь переходный период. Хотя
данные некоторых информационных агентств расходятся, но можно с
уверенностью сказать, что цены на продукцию ТЭКа уже растут не так
стремительно, а объем производства, наоборот, набирает темп. Например, рост
производства в 1997 году составил 0,6%, причем он был обеспечен в основном
за счет экспортных отраслей, к которым относится нефть, газ и уголь. Государственное регулирование необходимо, но важно решить вопрос в каком объеме и в каких сферах народного хозяйства его следует применять. А для того, чтобы определиться в этом вопросе необходим всесторонний анализ не только исследуемой отрасли (будь то ТЭК или какая-либо другая), но и всех остальных, потому что в экономике существуют сотни и тысячи как невидимых так и зримых нитей, связывающих все элементы хозяйства и неизбежно влияющих друг на друга. Список литературы Законодательные акты (мощности)» //Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1996 г. (мощности), вводимых в действие с 1 июля 1997 года» // Протокол заседания Правления ФЭК № 88 от 17.06.1996 г. 93 от 09.07.1997 г. Министерства топлива и энергетики РФ и Комитета цен при Минэкономики РФ № 01-17/220-11 от 20.05.1992 г. //Указ Президента РФ № 1089 от 17.09.1992 г. АФ-5150 от 09.08.1993 г. Госкомцен РФ № 01-17/1443-11 и Минтопэнерго РФ ВК-7539 от 30.11.1993 г. Москвы № 633 от 02.08.1994 г. 14.04.1995 г. 15.04.1995 г. Российской Федерации» //Постановление Правительства РФ № 960 от 13.08.1996 г. //Письмо Минэкономики РФ № 16-586 от 22.08.1996 г. Правительства РФ № 121 от 04.02.1997 г. (Расчет с усреднением отпускных тарифов по энергозонам)» //Утв. ФЭК РФ, протокол № 106 от 12.09.1997 г. Москве № 30-14/1958 от 26.01.1998г. 02.02.1998 г. //Федеральный закон № 29-ФЗ от 14.02.1998 г. Правительства РФ № 858 от 14.07.1997 г. 11.10.1995 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"» //Письмо Госналогслужбы РФ № ВЗ-6-03/268 от 03.04.1997 г. //Инструкция Госналогслужбы РФ № 39 от 11.10.1995 г. Книжные издания Периодические издания «Внешняя торговля», №10 – 12, 1997 г. //«Экономист», №6, 1997 г. 1997 г. Для примечаний ----------------------- [3] «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии [4] За период 1991 – 1996 годов
|
|
||