|
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯКраткое описание документа ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯВ этой системе распоряжение управляющего на проведение экспертизы является, по существу, просьбой к компетентному специалисту разобраться в конфликтной ситуации, найти и рекомендовать рациональный путь к ее ра Селезнев Юлиан Иванович, при использовании этого материала желательна ссылка на автора или, по крайней мере, информирование по тел. (7-095) 131-4237 или E-mail: seleznev001@land.ru ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ Акт управления - это выбор и реализация оптимального решения из
разнообразия возможных вариантов. Решая управленческую задачу руководитель Логическая цепь целенаправленного действия последовательно включает
поиск, отбор, осмысление и систематизацию исходной информации и выработку
алгоритма поведения, обеспечивающего достижение поставленной цели. Эксперт, рекомендуя направление и характер действий, становится
участником акта управления и несет персональную ответственность за его
результат наряду с руководителем аппарата. Такой уровень ответственности
дает ему право иметь независимое мнение по вопросам, находящимся в раках
его компетенции, и отстаивать это мнение на всех ступенях управленческой
иерархии. Поэтому в системе взаимодействия «руководитель – эксперт»
исторически сложилась довольно парадоксальная ситуация: неактивный В этой системе распоряжение управляющего на проведение экспертизы является, по существу, просьбой к компетентному специалисту разобраться в конфликтной ситуации, найти и рекомендовать рациональный путь к ее разрешению. Такие взаимоотношения обязывают, и эксперт, сознавая, что успех дела непосредственно зависит от инициативы и активности управляющего, не может допустить, чтобы из-под его пера вышел внешне солидный, но бессодержательный труд, заключенная в котором информация не стоит затраченного на ее чтение времени. Проведение экспертизы подобно научному исследованию – и там и тут
нужны глубокие знания в области изучаемой проблемы и смежных с ней
вопросов, трезвость суждений и здравый смысл, чтобы суметь определить, как
далеко надо обратиться в прошлое для получения объективной картины
настоящего и вероятного будущего, в какой момент прекратить исследование и
чем завершить разработку темы. Однако имеется и существенная разница. Методики проведения экспертизы и научных исследований также примерно одинаковы – ознакомление с проблемой, формирование рабочей гипотезы и на ее основе логических выводов с последующим изложением своих мыслей на бумаге в ясной и доступной пониманию форме. Это возможно тогда, когда исследователь обладает способностью и волей концентрировать внимание в течение длительного времени на основных аспектах изучаемого явления, что не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что, как утверждают психологи, человеческий мозг по своей природе не способен последовательно мыслить. Мысль скачкообразно мечется в хаосе накопленных мозгом противоречивых представлений в поисках рациональных обобщений, но этот внешне сумбурный процесс имеет четкую направленность в сторону непрерывного совершенствования и происходит без видимых усилий для его носителя. Когда обнаруживается оптимальный ответ на поставленный вопрос, не имеющий явных возражений, в мозгу возникает очаг сосредоточенного осмысления зафиксированного варианта, который превалирует до тех пор, пока не появится твердое убеждение, что найденное решение единственно верное. Если заставить себя постоянно думать об изучаемом предмете, то можно обнаружить, что объект исследования стал вдруг осмысленным и приобрел определенную динамичную форму, проливающую свет на тенденции его развития в перспективе. Экспертиза, как и всякая другая целенаправленная деятельность,
ограниченная во времени, должна начинаться с разработки общего плана
работы, чтобы обезопасить исследователя от непроизводительных трат времени
и умственной энергии. При этом надо учитывать, что на начальной стадии
исследования (определение источников информации, отбор и систематизация
фактуры, формирование рабочей гипотезы) расходуется непропорционально много
времени. В то же время очень распространенной является такая ошибка при
планировании умственного труда, как жесткое ограничение времени
непосредственно на исследование и щедрое его расходование на редактирование
и оформление итогового документа, которые ничего нового к материалу
исследования не добавляют. В результате, если на начальном этапе
запланированный объем работы окажется больше, чем можно фактически
сделать, то начнется цепная реакция временных несоответствий по всем
последующим этапам и качество материала может резко ухудшиться, так как
спешка всегда чревата серьезными ошибками, но особенно опасна в работе,
связанной с большим умственным напряжением. Кроме того, очень важно
правильно определить оптимальный срок завершения работы, для чего бывает
полезно разделить проблему на несколько относительно самостоятельных
разделов и каждый из них спланировать отдельно по всем этапам, включая
черновое изложение, тогда сумма найденных по разделам значений времени даст
наиболее вероятный срок завершения работы в целом. При этом необходимо
зарезервировать часть общего времени на непредвиденные обстоятельства,
которые обязательно возникнут, так как на стадии составления плана все
оценки имеющихся сведений и фактора времени носят ориентировочный характер. Примерное содержание основных разделов плана проведения экспертизы: Деталировка основных разделов плана - частное дело специалиста в зависимости от его индивидуальных особенностей, личных качеств и привычек. Цель общего ознакомления с проблемой – правильно определить источники информации и отобрать фактуру, на основе которой можно построить умозрительную модель исследуемого объекта (рабочую гипотезу его возникновения, функционирования и развития). Приступая к работе, исходят из общепринятого в науке положения, что, при желании, можно найти массу фактов, относящихся к данной проблеме и задача состоит в том, чтобы из большого количества малозначащих сведений извлечь максимально возможную пользу. Фактами называют познанные свойства предмета изучения – объективную
реальность, скопировать которую невозможно. Став достоянием исследователя,
факт неминуемо и немедленно деформируется под влиянием его интересов и
личных особенностей. Такие искаженные факты называют сведениями и по
характеру отражаемой ими реальной действительности делят на: Наиболее распространенными и ценными источниками объективных данных являются официальные (государственные) справочники и статистические сборники. В этих документах влияние субъективного фактора сведено к минимуму, так как их составляют высококвалифицированные специалисты и надо только грамотно использовать это богатство. Такие сведения незачем подвергать сомнению и перепроверять по первоисточникам. Внешне предпочтительней, по сравнению с сухим содержанием официальных
данных, выглядят хорошо сформулированные научные сведения, однако
пользование ими требует известной осторожности. Объективная основа научных
данных, проходя через сознание субъекта (ученого), существенно искажается,
так как на них сказываются индивидуальные особенности составителя,
категоричность его суждений, вера в авторитеты, тяга к традициям Наибольшую осторожность надо проявлять при пользовании справками и отчетами ведомственного характера, в которых иногда сознательно допускаются искажения реальной действительности из конъюнктурных соображений. В них зачастую превалирует стремление подстроиться к концепциям вышестоящих инстанций или представить свою деятельность в выгодном свете путем нивелирования недостатков и преувеличения достижений. Такие сведения обязательно нужно сверять с государственной отчетностью. Обязательно следует учитывать собственное негативное влияние на
отбираемую фактуру. Психологический механизм усвоения информации,
поступающей извне, имеет два уровня – низший (обыденное сознание), дающий
первое впечатление, и высший (теоретическое сознание), формирующий
продуманные умозаключения. Обыденное сознание выполняет роль фильтра Отобранная информация должна соответствовать теме, интересам и уровню подготовки потребителя этих сведений. Близкие потребителю информации факты имеют повышенную действенность, но их не следует приспосабливать для своих целей. Они должны быть безусловно правдивыми и достоверными – это не этическая норма, а объективная необходимость, так как подтасованные сведения неизбежно приведут к необоснованным обобщениям и выводам, что дискредитирует материал в целом. Чтобы случайное и несущественное не затмило коренное и типичное, надо, не размениваясь по мелочам, извлекать из фактов основной смысл, выделяя главное и отбрасывая второстепенное. Такое препарирование фактуры с дополнениями новыми сведениями продолжается на протяжении всей работы над материалом и не исключено, что в итоговом документе часть фактов будет заменена на более впечатляющие, но в основном отбор и группировка фактуры завершаются на этапе ознакомления с проблемой, после чего ее фильтруют от информационного шума (избыточных и бесполезных сведений) селективным отбором. Инструментом фильтрации является здравый смысл типа «может - не может
быть» в сложившейся ситуации, «нужно - не нужно» в рамках поставленной
задачи, «убедительно - неубедительно» для обоснования вывода и пр. Вместе с тем, накопленная информация (фактура) не будет иметь никакой
ценности до тех пор, пока компетентный специалист не раскроет ее значения
для разрешения конкретной ситуации. Отфильтрованный материал группируется и
систематизируется (приводится к корректному логическому построению). Набор
первоначальных, еще отрывочных и аморфных на этом этапе умозаключений Гипотетическая модель явления считается корректной, если из нее, как результат, вытекают все известные факты и предположения о наиболее вероятном дальнейшем развитии событий. И наоборот, гипотеза несостоятельна, если не доведена до уровня предсказания событий и оставляет право на существование другим гипотезам, по-разному объясняющим одно и то же явление. Наличие множества гипотез, как правило, является характерным признак тупиковой ситуации в исследовании. Поэтому необходимо бесповоротно выбраковать все варианты, у которых просматриваются слабые места, оставляя для детального рассмотрения только то, что не удалось забраковать. Здесь важно заставить себя не обольщаться собственной прозорливостью, что приводит к профессиональной слепоте – выдаче желаемого за действительное. Предвидение (предсказание) вероятного хода развития событий - это не мистика, а результат детального изучения механизма функционирования изучаемого объекта. Анализируя его прошлое и настоящее, можно с известной степенью вероятности предположить (предсказать) направление изменений в будущем. Существует ряд способов прогнозирования развития событий, но на этапе формирования рабочей гипотезы преимущественно распространены два: метод аналогии и метод причинных связей. Метод аналогии непроизвольно и регулярно используется людьми в
повседневной жизни и составляет их так называемый жизненный опыт. Сложившееся по аналогии представление о вероятном развитии события уточняется выявлением характерных для данного события устойчивых тенденций с помощью графиков и диаграмм для установления кривой развития (восходящая, нисходящая или цикличная). Анализ полученной траектории развития прогнозируемого события проводят, исходят из предположения, что при отсутствии данных, указывающих на обратное, существующая тенденция в обозримом будущем не изменится. В целом при исследовании относительно длительных событий, поддающихся количественной оценке с помощью графиков и диаграмм, графический способ вполне гарантирует от грубых ошибок. Однако следует помнить, что движущая сила любых интенсивных действий всегда имеет тенденцию к затуханию активности и важно не упустить момента перелома, чтобы наметившийся спад не пришелся на прогнозируемый период. При анализе краткосрочных событий, когда графический способ применить
невозможно, вынужденно пользуются методом причинных связей – выявляют и
анализируют причины возникновения и функционирования данного явления и
сопоставляют их с причинами, исключающими его существование и на этой
основе строят предположение о возможной перспективе развития событий. Психологически трудно начать изложение накопленного материала на бумаге. Полной уверенности в том, что работа завершена, никогда не бывает, но накопленный потенциал знаний и уходящее время заставляют приступить к составлению итогового документа. Убедив себя в этой необходимости, начинайте составлять черновой вариант и работайте над ним не останавливаясь, пока пишется, не подвергая сомнению написанное и оставляя пропуски для недостающих данных и примеров. Это обеспечит фиксацию первоначальных ассоциаций в том виде, в каком они возникли по ходу общего ознакомления с проблемой как основы для нестандартных (оригинальных) обобщений. В этом, прежде всего, ценность изложенного экспромтом чернового варианта, фиксирующего преимущественно свободные от стереотипов (штампов мышления) авторские мысли.. По мере последующих рассуждений, направляемых рамками рабочей гипотезы, сознание постепенно и необратимо стирает остроту первоначального восприятия и, если оно не было своевременно зафиксировано, восстановить его практически невозможно. В итоге, изложение потеряет свежесть и превратится в сухой трудно воспринимаемый материал. Исписавшись, надо сразу приступить к составлению предварительного варианта итогового документа с соблюдением всех требований, предъявляемых к материалам такого типа. В целом комплекс требований к деловой информации укладывается в
короткую формулу – своевременность и полезность. Факультативно экспертиза -
оперативный документ, по форме - способ доказательства авторских концепций,
а по содержанию - подборка новейших сведений, изложенных так, что ясно
видно их значение для решения поставленной задачи. Ее основная цель -
убедить потребителя, от инициативы и активности которого зависит
действенность и дальнейшая судьба документа, в правильности авторских
обобщений и выводов и побудить его к действиям в указанном направлении. Активное восприятие делового сообщения (проникновение в суть его
содержания) непосредственно зависит от личностных установок читателя Активность позитивных реакций читателя на текст документа
непосредственно зависит от умения автора нейтрализовать негативные барьеры,
препятствующие восприятию содержания. Основная цель составления предварительного варианта - критическая оценка
чернового изложения аналитического материала, его композиционное
расположение, заполнение пробелов, соблюдение делового стиля, смысловое
уточнение используемых терминов, особенно в заголовках, в разделе,
формирующем задачу, в выводах и предложениях. Если автор и читатель будут
по разному толковать термины, то взаимопонимание исключено. Вступление - это введение читателя в суть рассматриваемой проблемы с
раскрытием ее значения для решения поставленной задачи. В последнее время
роль вступления повысилась. Ранее считалось, что начало и конец печатного
текста усваиваются одинаково хорошо, однако к настоящему времени однозначно
установлено, что лучше понимается и запоминается именно начало, а хуже
всего конец. Поэтому надо уже в начале заручиться доверием адресата к
документу, как к надежному источнику достоверной информации, и
заинтриговать его, вызвав тем самым ощущение сопричастности к
неразрешенной пока ситуации. Главная часть экспертизы – изложение деловой информации, которая
достаточно подробно, обстоятельно и всесторонне раскрывается суть
рассматриваемой проблемы. 1. Повествование - последовательный рассказ о событии в той хронологической последовательности, в какой они происходили в действительности; 2. Описание – характеристика события путем перечисления его признаков, свойств и особенностей; 3. Рассуждение - раскрытие внутренних причинно – следственных связей события. В целом деловая информация – документ целенаправленного действия, за
текстом которого стоит автор, преследующий цель добиться согласия читателя
со своим мнением и побудить его к действию в направлении, описанном в
подготовленных им рекомендациях. Процесс воздействия деловой информации на
потребителя состоит из трех последовательных стадий: (включение сознания); (выработка алгоритма поведения). Иногда выделяют еще одну стадию (фазу) – внушение, но это частный случай побуждения, когда довод (факт, пример) настолько ошеломляет читателя своей неожиданной очевидностью, что воспринимается, минуя фазу осмысления, как бесспорное утверждение. Действенность изложения зависит от доступности представленных для
понимания сведений и рассуждений, что определяется, с одной стороны,
компетентностью читателя, а с другой - доходчивостью изложения. Поэтому
деловой текст - это функция двух составляющих: содержания (смысловой части) Содержание. Приступая к изложению автор должен иметь четко сформулированную определенную цель и в соответствии с ней формировать деловое сообщение, наглядно иллюстрируя свои мысли впечатляющими (запоминающимися) фактами и примерами для активизации внимания читателя и побуждения его к действию. Но чтобы достичь эффекта побуждения, кроме глубокого знания предмета изложения надо еще уверенно владеть приемами и правилами убедительного рассуждения – обязательный компонент мастерства настоящего специалиста. Дело в том, что способность мыслить логически – врожденное качество человека и каждый рассуждающий стихийно следует законам логики, но в этой стихийности обычно превалирует стремление выдать желаемое за действительное. Избежать скоропалительных обобщений и выводов можно только сознательным следованием принципам формальной логики – науки об искусстве аргументированного рассуждения. Согласно этим принципам, мысль в рассуждении должна сохранять
неизменное содержание (закон тождества), нельзя одновременно утверждать Тезис (основная идея в рассуждении) это мысль, которую надо доказать. Демонстрация – это способ рассуждения, показывающий логическую связь
тезиса с аргументами, то есть, что тезис логически необходимо вытекает из
достоверно установленных фактов и доводов. Она не может быть произвольной,
так как логика рассуждений в каждом конкретном случае диктуется спецификой
темы, характером и объемом информации к ней. Различают три способа
демонстрации. Полная индукция - это частный случай индуктивного метода, когда налицо условия для обобщения всех возможных случаев определенного рода, обеспечивающие достижение абсолютного результата – нового всеобщего закона, где гарантия убедительности достигается всеобщностью анализа. В своем апогее она смыкается с дедукцией, как метод научного синтеза. Для обычной экспертизы значения не имеет. Неполная индукция - это обобщение на основе анализа отдельных случаев, признаки которых принимаются за типичные для объектов данного рода. Она, разумеется, не дает безусловного вывода, но обеспечивает достаточную вероятность, условием состоятельности которой является отсутствие противоречащих случаев в анализе. Здесь доказательное значение метода определяется не количеством, а качеством отобранной фактуры. Она также бывает двух видов: популярная (обывательская) индукция и индукция через отбор. Обывательское обобщение - это простая констатация факта, не задаваясь вопросами: где?, когда?, почему? и в каких условиях? возник анализируемый факт. Такое обобщение не имеет доказательной силы и зачастую составляет почву для суеверий и голословных утверждений. На деле внешне схожие факты могут быть вызваны совершенно различными причинами, поэтому обобщению обязательно должен предшествовать скрупулезный анализ действительной природы фактов, взаимосвязей и реальных причин возникновения. Таким рациональным обобщением является индукция через отбор, где фактура исследуется в различных условиях в зависимости от влияющих на нее обстоятельств. В случае устойчивого повторения одних и тех же свойств у однородных объектов делается достаточно обоснованное допущение, что случайное совпадение исключено и найденное свойство типично. Главное достоинство индуктивного метода – наглядный показ на конкретных примерах, несущих двойную нагрузку. С одной стороны, они иллюстрируют идею, давая запоминающиеся сопоставления, с другой - обеспечивают доказательность доводов на типичных представителях множества фактов. Пример - это сильный по доходчивости прием доказательства, так как конкретное и образное действует гораздо убедительнее, чем общие абстрактные (теоретические) рассуждения. Оформление. Процесс выработки решения на любом уровне управления требует высококвалифицированного управленческого труда – умения сосредоточить внимание на главном, не упуская из вида важных мелочей, в условиях частого переключения с одного вида деятельности на другой (служебные и телефонные разговоры, отдача распоряжений, записи для памяти и т.п.). Эти эмоциогенные помехи создают атмосферу рваного ритма и вынуждают руководителя к скорочтению и торопливому восприятию содержания деловой информации. Процесс скорочтения состоит из быстрого выделения в отрезке текста ключевого слова, выявления для него смыслового ряда и определения на этой основе смыслового значения текста в целом. Бегло просматривая документ, руководитель должен выбрать из него все основные смысловые моменты, оценить их значение, сделать соответствующие выводы и выработать алгоритм собственного поведения в процессе принятия и реализации решения. Прямая зависимость принятия своевременного и качественного решения от четкости и удобочитаемости деловой информации очевидна, и специалист обязан так сформировать текст, чтобы читатель мог без труда следовать за мыслью автора. Сложность изложения мыслей на бумаге состоит в том, что слово Задача существенно облегчается познанием особенностей литературной
письменной речи. Литературный язык подчинен исторически сложившимся нормам,
где лексика определяет выбор слов, а стилистика – состав предложений. Деловому стилю свойственны логическая (стилистическая) и языковая Отдельные слова и обороты в зависимости от их закрепления за определенной сферой применения приобретают устойчивое стилистическое значение и становятся общепринятыми языковыми формулами (терминами) несущими конкретную смысловую нагрузку. Терминологизация литературного языка возникла и развилась из просторечия – вульгарного и профессионального жаргона. Жаргонизмы и профессионализмы в динамике своего развития проходят три стадии. Сначала они становятся неологизмами, затем закрепляются на определенное время в разряде книжно-письменных слов, а по мере вытеснения их новыми терминами превращаются в архаизмы. Специалист должен постоянно следить за динамикой терминологизации, так как использование в деловой лексике неустоявшейся или устаревшей терминологии расценивается как недостаточный словарный запас и неумение излагать мысли в рамках делового стиля. Общелитературные слова, без которых в изложении обойтись нельзя, надо
использовать и избирательно. С учетом специфики делового стиля они обязаны
нести смысловую нагрузку и не содержать в себе неопределенности и
эмоциональной окраски. Например, не имеют смысловой нагрузки ничего не
добавляющие к смыслу высказывания слова-спутники типа «конкретные задачи», Содержат в себе неопределенность слова в переносном смысле Особое внимание в деловом документе уделяется цифровому материалу. Не нужно злоупотреблять цитатами, так как цитатничество всегда ассоциируется с догматизмом и начетничеством, за которым теряется лицо автора и доверие к нему. Для специалиста не существует плагиата, и для пользы дела он должен не стесняясь заимствовать чужие мысли и излагать их своими словами. Стилистически целесообразно пользоваться преимущественно короткими
простыми предложениями, которые легко читаются и запоминаются. Критерием
качества изложения должно быть примерное равновесие изобразительного (образ Большое значение для эффективного восприятия текста имеет ритм
изложения (расположение смысловых единиц). Скорость умственной деятельности
вчетверо выше зрительного восприятия, поэтому большая часть сознания при
чтении не загружена и готова реагировать на любые побочные раздражители,
непроизвольно приводя к переключению внимания. Устойчивое восприятие
зрительной информации длится не более трех минут, и, чтобы удерживать
читателя в состоянии сосредоточенности на протяжении чтения всего документа Скорость чтения печатного текста определяется физическими
возможностями речедвигательного аппарата. При сосредоточенном чтении
потребитель как бы проговаривает текст про себя, усваивая 475-580 знаков в
минуту (треть машинописного листа). Учитывая, что критический промежуток
времени составляет три минуты, надо излагать каждую законченную мысль в
рамках одной страницы, как бы сложна она не была, а лучше, когда
машинописный лист содержит две – три четко сформулированных мысли. Заключение. Информационный материал завершается выводами и рекомендациями, как ответ на вопросы, поставленные во введении (поставлена задача – дается квалифицированный ответ). Обобщения и выводы - это домыслы знатока данной отрасли знаний, сделанные на основе анализа минимума исходных данных и дополненные его интуицией (опытом и здравым смыслом), которые ничем нельзя заменить при оценке событий с целью определения потенциальных возможностей исследуемой ситуации. Подготовленный читатель (руководитель, давший поручение) знает, что авторские догадки основаны на сведениях с различной степенью достоверности, в том числе и незначительной, поэтому автору нельзя претендовать на непогрешимость своих суждений – напротив, безапелляционность всегда настораживает и вызывает недоверие. В связи с этим, по возможности, следует точно передать в формулировке свое представление о вероятности прогнозируемых событий, используя оговорки типа: «очевидно», «возможно», «по-видимому» и т.п. Корректный, убедительный вывод - наиболее действенный инструмент воздействия на адресата с целью приобретения в нем единомышленника. Заключение читается и перечитывается потребителем несколько раз (многие руководители начинают читать с выводов и рекомендаций и только после этого знакомятся с содержанием), поэтому формулировки выводов должны быть краткими до такой степени, чтобы краткость не искажала смысла, но давала широкий простор ассоциативному мышлению, подготовленному усвоенным (осмысленным) изложением, а рекомендации необходимо составлять логичными, убедительными и реально достижимыми, чтобы внушить уверенность в успехе. Автор не может беспристрастно судить о качестве предварительного
варианта изложения, нужен объективный анализ со стороны коллег по работе,
не знающих проблемы, но имеющих опыт составления подобных документов. Редактирование последовательно включает четыре этапа: Документы со сроком хранения не более трех лет допускается печатать на обеих сторонах листа. Предлагаемая последовательность редактирования деловой информации проверена многолетней, и более того, многовековой практикой. Отредактированный итоговый документ направляется по инстанции руководству аппарата управления. ПРИЛОЖЕНИЯ Среди работников умственного труда психологи различают такие склады
ума: Характер экспертной работы требует склада ума, близкого к трем последним категориям. Чтобы вызвать интерес читателя, мало грамотно изложить принципиально
верные положения, надо еще расположить адресата к сознательному усвоению. Например, по темпераменту психологи делят всех людей на четыре типа: Скорочтение. Это быстрое выявление ключевого слова в просматриваемом отрывке текста, выделение для него смыслового ряда и определение на этой основе смыслового значения отрывка в целом – смыслового момента. Бегло просматривая текст в поисках ключевого слова, подчеркивают только существенное, не взирая на знаки препинания и промежуточные слова. Разрывы между линиями подчеркивания показывают, что читать надо только по подчеркнутому, а не подряд, выхватывая значимые слова, образующие нужные для дела утверждения и понятия. Ключевые слова фиксируются на полях, и их последовательный набор составит оглавление документа – логику его изложения и последовательность подачи смысловых моментов. Скорочтение без фиксации прочитанного – бессмыслица. Его основная цель - выборка привлекших внимание мест для последующего осмысления. Такие находки, равно как и возникающие по ходу просмотра текста собственные догадки, нельзя доверять памяти, так как по прошествии времени их трудно будет восстановить. Поэтому фрагменты, вызвавшие позитивные реакции, немедленно отчеркиваются на полях, а возникшие догадки фиксируются на вкладках. Если помечать в тексте нельзя, то пользуются обычной масштабной линейкой. Устанавливают ноль на первой строке страницы и отмеряют в миллиметрах начало и конец фрагмента. Например, запись «40 – 140 – 180» означает: страница – 40, начало – 140, конец – 180. |
|
||