|
Структура и закономерности инновационного процессаКраткое описание документа Структура и закономерности инновационного процессаИнновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам у Министерство образования Российской Федерации Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова Кафедра экономики и организации производства Курсовая работа По дисциплине: «Инновационный менеджмент» Тема: «Структура и закономерности инновационного процесса» Выполнила: Студентка группы М-42 Рудакова Е.В. Руководитель: Ягудин С.Ю. Москва 2002 Введение Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для
централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования,
где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую
самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Содержание 1 Введение 2 Содержание 3 Основная часть 4 Заключение 5. Список литературы 6. Приложения Основная часть Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом
английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации). Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. (ИП) Классификация инноваций и инновационных процессов представлена на рисунке 1 Различают 3 логические формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный)
и расширенный. Простой внутриорганизационный ИП предполагает создание и
использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в
этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом
межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая
форма ИП означает отделение функции создателя и производителя новшества
от функции потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в
создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии
производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию
совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях
товарного ИП действуют как минимум 2 хозяйствующих субъекта: производитель Простой ИП переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза – это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. Начинается она с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. На современном историческом этапе ускорение социально-экономического развития, подъем производительных сил, постоянный рост производительности труда и эффективности производства базируются на научно-техническом прогрессе. В свою очередь научно-технический прогресс должен питаться непрерывным потоком фундаментальных научных идей, приводящих к принципиально новым видам техники и технологии. Фундаментальные научные идеи должны широким потоком входить в технику и производство, через новейшие технологии и оригинальные инженерные решения воплощаться в новые машины, оборудование и приборы высшего технического уровня. В цепочке интенсивной экономики «наука - технология - производство» ведущим звеном является наука, порождающая и новейшие технологии, и новые принципы производства. Происходит качественное изменение роли фундаментальной науки в системе организации науки и техники. Если раньше фундаментальная наука развивалась в основном независимо от производства, то теперь она становится неотъемлемым звеном всей цепочки современного научно-технического прогресса, истоком этого единого процесса. В современных условиях наука выступает как непосредственная производительная сила общества. Она все активнее вторгается в сферу материального производства, оказывая на него постоянное и неослабевающее воздействие. В условиях перехода на интенсивный путь развития необходимо быстрое и систематическое воплощение новых научных идей в производстве. Именно поэтому фундаментальные исследования должны опережать потребности техники и производства. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных
процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей,
открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой
науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими
исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская
наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной
основе и частично могут использовать внебюджетные средства, инвестиции. В
самом общем виде инвестиции представляют собой долгосрочные вложения
средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли. В
специальной литературе можно встретить различные варианты классификации
инвестиций, один из которых представлен на рис.2. По экономической сущности
и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные
инвестиции осуществляют организации и другие субъекты хозяйствования,
приобретая землю, средства производства, нематериальные и другие активы. Фундаментальные исследования являются основой инновационного процесса. Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР – завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы). Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного
производства новых изделий (Ос), которое включает научное и
производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной)
продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства. После стадии освоения начинается процесс промышленного производства При определении пропорций распределения ресурсов (инвестиций)
необходимо опираться на общие закономерности, присущие интенсивному типу
воспроизводства и выражаемые, в частности, в статистическом законе деления
затрат по структуре научно-производственного цикла: пропорции затрат между
фундаментальными исследованиями (ФИ), прикладными поисковыми работами Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т.п. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их освоению. Диффузия инновации – процесс, посредством которого НВ передается по
коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям. В общем виде все ранее описанные стадии ИП можно записать так: ФИ – ПИ – Р – Пр – С – ОС – ПП – М – СБ, где ФИ- фундам. иссл-я, ПИ- приклад. иссл-я, Р – разработка, Пр –
проектирование, С – строительство, ОС – освоение, ПП – промыш-е произ-во, М Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя следующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом. Жизненный цикл иноваций и основные этапы инновационного процесса представлены на рис.3. Заключение Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической
идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в
большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Список литературы ЮНИТИ, 1997 А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.
|
|
||