|
Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)Краткое описание документа Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями)Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как ч СОДЕРЖАНИЕ Введение. Предмет логики и ее значение... . 3 Глава I. Понятие ,.,.. .— 6 § 1. Общая характеристика понятия 6 § 2. Виды понятии , 9 § 3. Отношения между понятиями 13 § 4. Определение понятий 18 § 5. Деление понятии 23 Глава II. Суждение ... ., ..29 § 1. Общин характеристика суждения 29 § 2 Простые суждении , 32 § 3. Сложные суждения ., 38 § 4. Модальность суждений 44 Глава III. Умозаключение 48 § 1. Общая характеристика умозаключения 48 § 2. Непосредственные умозаключения 50 § 3. Умозаключения из суждений с отношениями 53 § 4. Категорический силлогизм 55 § 5. Умозаключения из сложных суждений 60 § 6. Индуктивные умозаключения 66 § 7. Индуктивные методы исследовании причинных связей 71 § 8. Умозаключение но аналогии 74 Глава IV. Основные законы логики 78 § 1. Общая характеристика логических законов ,.78 § 2. Закон тождества 79 § 3. Закон противоречия 83 § 4. Закон исключенного третьего , 86 § 5. Закон достаточного основания 89 Глава V. Основы теории аргументации •— * • 93 § 1. Доказательство 93 § 2. Виды доказательства VH^. w , 98 § 3. О проведение -д ; 101 Глава VI. Занимательная логика * 104 ВВЕДЕНИЕ. Предмет логики и ее значение Логика изучает познавательную деятельность человека. OG этом говорит сам термин «логика», происходящий от греческого слова «логос», что означает слово, понятие, рассуждение, разум. Однако вопросом о том, как человек познает окружающий мир, занимаются и другие дисциплины: философия и психология, физиология высшей нервной деятельности и языкознание, семиотика и эвристика. Для того, чтобы уяснить суть логического подхода к познанию, необходимо хотя бы вкратце описать, в чем специфика философского, психологическою и проч. подхода к этой же проблеме. Философия рассматривает познание как диалектический процесс отражения
действительности в сознании людей. Он осуществляется в двух основных
формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления, Сопоставление физиологии высшей нервной деятельности с логикой
показывает, что первая наука стремится понять материальный субстрат Таким образом, логику можно определить как пауку об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. Еще проще: логика есть наука о формах и законах правильного мышления. Зародившись в структуре общефилософского знания, логика давно стала
самостоятельной наукой, имеющей свои подразделения: металогика,
диалектическая логика и формальная, которую принято делить на традиционную
и математическую. Металогикой можно назвать своеобразную «философию
логики», т. е. науку, изучающую строение и свойства логических теорий. Представление о предмете логики может быть расширено за счет знакомства с основными проблемами, изучаемыми в соответствующих разделах логического знания. Так, например, традиционная логика включает в себя учение о понятии, суждении и умозаключении, об основных законах мышления, теорию аргументации и опровержения, раздел, посвященный логическим ошибкам, индуктивную логику, деонтическую, действий, отношений и др. Математическая логика уделяет внимание логике исчислений, пороговой, многозначной, временной, модальной, конструктивной, комбинаторной, мажоритарной и др. Использование логических приемов осуществляется большинством людей
стихийно, как бы неосознанно. Подобно персонажу Мольера, который был
удивлен, обнаружив, что говорит прозой, многие из нас, познакомившись с
логикой, приходят к «открытию» понятий, суждений и умозаключений. Однако
куда лучше, если мы познаем основные инструменты мыслительной деятельности
заранее, прежде чем сядем за написание сочинения или доклада, или овладеем
искусством полемики до ведения переговоров или выступления в судебном
заседании. И если, как сказал Т. Эдисон, важнейшая задача цивилизации —
научить человека мыслить, то лучшего средства для развития культуры
мышления отдельной личности и всего рода человеческого отыскать нельзя...
|
|
||