|
Менеджмент в РоссииКраткое описание документа Менеджмент в РоссииТак исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зару Содержание Введение.................................................................... . Введение Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель.[1] Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально- экономической жизни, характерной для сегодняшней России. Глава 1 Эволюция управленческой мысли Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается
добиться успеха. Практика управления так же стара, как и организации. На
глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры,
записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, которые
являются четким доказательством существования там практики управления. Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда - Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. - Процессный подход рассматривает управление как непрерывную
серию взаимосвязанных управленческих функций. Глава 2 Развитие менеджмента в России Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное
внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления
оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких
ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами
совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и
обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением
методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая
разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы
исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР
принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный
вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам
развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки
ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции
были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во
главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между
двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно- последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла. В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей. В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью,
сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви
экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием
на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей
стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы. Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется
проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы
управления народным хозяйством. К ним относятся: В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе
управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. 1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно- административную систему управления; 2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; 3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России. Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала
экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает
ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин
сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства
правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Глава 3 Методологические принципы формирования российского менеджмента Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение. Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. 1.Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает
особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента
в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...”1. Для
овладения теорией надо будет лишь перевести западные учебники и монографии
на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на
практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей
простоты и привычки бездумного копирования западного опыта. Но она несет и
большую опасность. Достаточно вспомнить использование неадаптированной к
условиям России теории “монетаризма”, концепций “шоковой терапии”,
ваучеризации и т.д. Можно спрогнозировать новые потрясения, которые ждут 2.Концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает
частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое
копирование, а приспособление западной теории к современным российским
условиям. При этом возникает важная проблема, какую из западных теорий
менеджмента мы будем адаптировать? Системы управления Японии, США, Западной В России конца 80-х годов опоздание или уход с работы ранее установленного срока, мелкое воровство, низкое качество продукции – стали нормальным явлением и сохранились вплоть до сегодняшнего дня. Исходя из этого в систему национального менеджмента придется вносить поправки на борьбу с опозданиями, “несунами”, вводить новые методы повышения качества. В результате адаптированные теории, слабо учитывающие специфику российской действительности, не смогут дать российской экономике то, что от них ожидают. 3.Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного
учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов
мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование
западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и
восточной школы менеджмента. И первое, и второе одинаково неприменимо. Глава 4 Наша экономика и современный менеджер Одно из узких мест осуществления перестройки экономики в нашей стране - проблема управленческих кадров. В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих обучение по данной специальности, исходная учебная дисциплина по управлению (чаще всего называемая “Введение в теорию менеджмента” или “Основы менеджмента”) преподается уже на первых курсах. Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков. До сих пор в большинстве случаев данную проблему пытались решить введением в систему подготовки активных методов обучения - деловых игр, разбора конкретных ситуаций (“кейс-стади”) и др. Представляется, что для первокурсников такие методические формы малоэффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике и финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций. Практика показывает, что на данной стадии обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закрепить базовые понятия и категории. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, что вряд ли допустимо. По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве РФ. А это не менее 3.0 млн. человек. Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике. Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении
опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Глава 5 Подходы к проект-менеджменту в России Проект-менеджмент в России на сегодняшний день уже является частью обязательной учебной программы для студентов экономических вузов. В печати хватает публикаций на эту тему, а на рынке появились фирмы, специализирующиеся на оказании услуг в области проект-менеджмента. Но можно ли говорить о том, что сложилось однозначное «российское» понимание проект-менеджмента? У меня создается такое впечатление, что подходы к определению и использованию проект-менеджмента очень расплывчаты, и уж точно не складываются в какое-то единое представление о проект- менеджменте как о практическом подходе к реализации проекта в рамках имеющейся организационной структуры компании. Прежде всего, мне хотелось бы внести ясность в определение и
возникновение проект-менеджмента как такового. Проект-менеджмент — область
знаний, применяемая при управлении отдельно взятым проектом. Проект может
быть любым — от разработки нового продукта до строительства небоскреба. На сегодняшний день существует множество определений проект-менеджмента как за рубежом, так и в России. Так как целью данной статьи не является анализ всех определений проект-менеджмента, остановимся лишь на тех из них, которые помогут нам лучше понять его сущность. Зачем вообще нужен проект-менеджмент? Чем он отличается от просто менеджмента? На этот вопрос отвечает определение, данное Институтом проект- менедж-мента (PMIФ): Проект-менеджмент — это применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта. Так же, как уникальный единовременный проект отличается по своей сути от ежедневных стандартизированных операций организации, так и управление им имеет свою специфику. Проекты, как правило, имеют четко поставленную цель, определенные ресурсы, бюджет и сроки исполнения. В большинстве случаев специфика их заключается в том, что работа над проектом должна вестись, не мешая остальным видам деятельности организации. Внести дальнейшую ясность в это призвано другое определение. Проект-менеджмент — это активный процесс использования соответствующих ресурсов организации в структурированной и контролируемой манере, направленный на совершение четко поставленных стратегическими целями изменений . Таким образом, если суммировать все приведенные выше определения, можно упрощенно сказать, что проект-менеджмент — это процесс, направленный на достижение четко поставленных целей проекта в определенные сроки и использующий знания и ресурсы фирмы. Возникновение проект-менеджмента связывается с необходимостью управления крупными уникальными проектами, осуществлявшимися в 1950-е годы в аэрокосмической и оборонной отраслях США. Тогда впервые стал разрабатываться инструментарий для управления отдельными проектами в существующих организационных рамках. Дальнейшее развитие проект-менеджмент получил через контрагентов и подрядчиков американских правительственных структур. Впоследствии разработанные методики стали публиковаться и использоваться остальными коммерческими и некоммерческими организациями по мере необходимости. Тем не менее, хотелось бы отметить, что новый инструмент не будет
использоваться до тех пор, пока он не станет необходимым. Поэтому можно
говорить о том, что лишь соответствующий уровень развития экономики
западных стран обусловил такую востребованность проект-менеджмента, что эта
теория выделилась в самостоятельную область знаний. В США даже появилась
профессиональная квалификация «Проект-менеджер», которую можно получить в В России отдельные организации как крупные промышленные или финансовые холдинги, так и небольшие фирмы, вынужденные выживать в «эпоху перемен», уже успешно перенимают и используют эти технологии. Тем не менее, пока рано говорить о повсеместном опыте успешного использования проект-менеджмента. Хотелось бы подробнее остановиться на так называемом «Проект-менеджмент консалтинге», который предлагается разного рода фирмами — как собственно консалтинговыми, так и разработчиками и продавцами программного обеспечения. Во многих случаях бросаются в глаза предложения «готовых решений» для проектов. Вероятно, такая реклама действительно заинтересовывает потенциальных клиентов. Однако, если задуматься о базовом определении проект-менеджмента — «применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта», — то становится очевидным, что никакого «готового решения» здесь в принципе быть не может. Проект-менеджмент является неконкретным алгоритмом действий. Он
рассчитан на необычность поставленных задач для каждой отдельно взятой
организации. И если для одной (например, торговой) фирмы уникальным
проектом будет организация гастролей поп-звезды, то для другой Аналогичная ситуация складывалась вокруг ERP (Enterprise Resource Сейчас, по прошествии нескольких лет с начала ERP-бума, можно сказать, что эти ожидания себя не оправдали. Безусловно, эти системы представляют из себя хороший инструмент для планирования, логистики, составления модели бизнеса. Но они ни в коей мере не являются решением всех проблем предприятия. Не бывает легких универсальных моделей для всех. Проект-менеджмент изначально не был коммерческим продуктом. Это область знаний, возникшая и развивавшаяся в соответствии с потребностями экономических субъектов. То, что он преподносится как таковой сейчас — это вполне естественное следствие развития теории до определенного практического уровня. Отрицательным моментом является то, что в России под его видом пытаются продавать нечто, совершенно не имеющее отношения к проект-менеджменту. Помимо ситуации, рассмотренной выше в данной статье, широко распространены другие неправильные или неполные толкования сути проект- менеджмента. Очень часто он связывается лишь с развитием «электронных» проектов, таких как, например, создание интернет-сайта или установка нового оборудования или программного обеспечения. Конечно, это тоже относится и к проектам, но проект-менеджмент не ограничивается только этими проектами. Как правило, при реализации проектов организация временно адаптирует
матричную структуру, для которой типично двойное подчинение некоторых
сотрудников — своему непосредственному линейному руководителю и менеджеру
проекта. Для классических проектных организаций, например, строительных,
матричная структура является основной. В большинстве случаев все это не
рассматривается при так называемом проект-менеджменте в реализации Другое явление, также имеющее мало общего с проект-менеджментом — это
скрытая реклама программных продуктов под видом статей о проект-менеджменте
и необходимости его внедрения. Так, например, А.В. Цветков в статье Для исправления сложившейся ситуации автор предлагает использовать некий зарекомендовавший себя программный продукт и посвящает большую часть статьи описанию его функций и разновидностей. Не вызывает никакого сомнения, что описываемая программа действительно может быть полезна организациям, как при реализации отдельно взятых проектов, так и в повседневной работе. Однако, понять из этой статьи, причем здесь проект- менеджмент, и что это такое, — затруднительно. Ефремов В.С. в своей статье «Проектное управление: модели и методы принятия решений» говорит о том, что хотя тиражируемое программное обеспечение помогает менеджеру организовать комплекс работ и снимает заботу о топологии проекта, всё равно остаются вопросы, требующие «человеческого» решения. Хотя мы согласны с точкой зрения Ефремова В.С., его трактовка проект-менеджмента также вызывает нарекания. В этой же статье он рассматривает инструментарий проект-менеджмента, делая упор на методы математического анализа. Безусловно, математический анализ предоставляет богатый инструментарий для оценки проектов, но не является единственным возможным средством. По- нашему мнению, метод «критического пути» и другие инструменты, рассматриваемые в статье, являются скорее способами математического анализа, чем инструментами проект-менеджмента как такового. В статье «Возможности применения методов управления проектами при
подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия» авторы Несмотря на то, что проект может быть любым, для отдельно взятой
организации — это единовременное мероприятие, выполняемое одновременно с
основной деятельностью. При этом руководитель проекта несет полную
ответственность и регулярно отчитывается перед руководителем фирмы. В то же время, возможна ситуация, при которой реструктурируется лишь какое-то направление деятельности фирмы. Такой процесс может рассматриваться как оптимизация деятельности (повышение качества, эффективности, снижение издержек) и подпадать под понятие проекта. В целом, можно констатировать, что несмотря на имеющиеся примеры эффективного использования проект-менеджмента в России и на работающих профессиональных консультантов, способных действительно содействовать развитию и управлению проектом, в России достаточно далеко от того, что под этим термином понимается на Западе. Остается только надеяться, что со временем проект-менеджмент в России станет более системным и найдет достаточно широкую сферу применения. Заключение В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. .Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления ТЕСТ. «Выйдет ли из вас хороший менеджер?» (Представьте себя в роли менеджера и выделите предложение, которое ближе всего соответствует вашей реакции на приведенные ниже ситуации). 1.Если на работе надо выполнить неприятные функции, то я: а/ сделаю это сам; б/ поручу это в качестве наказания тому, кто отлынивал от работы; в/ буду долго колебаться, прежде чем просить подчиненного сделать это; г/ попрошу кого-нибудь сделать это. 2.Если мой начальник покритикует меня, то я: а/ расстроюсь; б/ покажу начальнику, в чем он не прав; в/ попытаюсь извлечь уроки из критики; г/ извинюсь за свой проступок. 3.Если работник не справляется со своими обязанностями, то я: а/ представлю ему или ей полную возможность совершить крупную ошибку; б/ прежде чем уволить работника, сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему начать работать нормально; в/ буду откладывать увольнение этого работника как можно дольше; г/ избавлюсь от этого работника как можно быстрее, если он оказался неспособным. 4.Если мне повысили зарплату не настолько, насколько я ожидал, то я: а/ совершенно определенно выскажу начальнику все, что думаю по этому поводу; б/ помолчу; в/ ничего не скажу, но найду другие способы показать начальнику мою удовлетворенность; г/ спрошу начальника, почему мне не повысили з/п на большую. 5.Если подчиненный продолжает игнорировать мои указания после 3-го предупреждения, то я: а/ попробую поручить ему или ей другую работу; б/ буду продолжать настаивать на своем, пока работа не будет выполнена правильно; в/ скажу ему, что если в следующий раз работа не будет выполнена правильно, то другого раза уже не будет; г/ попытаюсь каким-то иным образом объяснить чего я добиваюсь. 6. Если начальник отвергнет мое хорошее предложение, то я: а/ спрошу почему; б/ уйду и расстроюсь; в/ попрошу слова высказать его позже; г/ подумаю о том, как изменить форму предложения, чтобы добиться успеха. 7.Если коллега покритикует меня, то я: а/ отвечу ему двойной дозой критики; б/ стану избегать его в будущем; в/ попробую разобраться, была ли критика обоснованной; г/ буду переживать по поводу того, что этот коллега меня не любит. 8.Если кто-то пошутит так, что я не пойму шутку, то я: а/ рассмеюсь вместе со всеми; б/ скажу, что эта была неумная шутка; в/ скажу, что я не понял шутки; г/ почувствую себя глупцом. 9.Если кто-то указывает на мои ошибки, то я: а/ порой их отрицаю; б/ чувствую себя провинившимся; в/ осознаю, что всем людям свойственно ошибаться; г/ начинаю испытывать неприязнь к этому человеку. 10.Если кто-то работающий на меня, провалит дело, то я: а/ вспылю; б/ ни за что не скажу ему или ей об этом; в/ обсужу с этим человеком, как правильно выполнить задание; г/ больше не поручу подобную работу этому человеку. 11.Если бы мне пришлось говорить с самым высшим руководством, то я: а/ не смог бы смотреть ему в глаза; б/ чувствовал бы себя неловко; в/ слегка бы нервничал; г/ был бы рад встрече. 12.Если подчиненный попросит меня оказать ему любезность, то я: а/ иной раз выполню просьбу, в другой раз –нет; б/ почувствую себя неловко, если не окажу любезность; в/ никогда не стану оказывать никаких любезностей, с тем чтобы не
создавать прецедент; г/ всегда пойду навстречу. Ваш потенциал менеджера измеряется следующим образом: 10-12 – отлично 8-9 – хорошо 6-7 – удовлетворительно меньше 6 – плохо. Список использованной литературы 1.Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и
предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 3. – С. 11. Материалы заседания Отделения экономики РАН Обсуждение доклада
академика А.Д. Некипелова "О теоретических основах выбора экономического
курса в современной России" (Москва, РАН, 8 июня 2000 г.). 13. Ойкен В. Основные принципы экономической политики./Пер. с нем. Азимов Камил Азимович 4 ФМ ----------------------- Запланированные заседания, встречи 59% Разговоры по телефону Работа с бумагами Поездки, осмотры Незапланированные встречи |
|
||