Менеджмент качества
Сущность и составляющие менеджмента качества
Менеджмент качества - это управление процессами планирования, обеспечения и контроля и повышения качества продукции и услуг организации.
Менеджмент качества включает в себя следующие составляющие:
- Контроль качества. Рассматривается как деятельность по оценке соответствие объекта контроля качества установленным требованиям и стандартам. В данную группу относятся измерения, испытания, наблюдения, мониторинг в результате проведения которых можно осуществить сравнение значений наблюдаемы переменных с требуемыми.
- Обеспечение качества. Это регулярная деятельность, за счет которой обеспечивается соблюдение установленных требований к качеству. В данную группу входят работы по управлению, материальному обеспечению, техническому обслуживанию процессов и процедур изготовления продукции или выполнения определенных операций.
- Планирование качества. Это действия по определению характеристик качества и установление требований к качеству, то есть это действия по постановке целей в области качества и определения необходимых ресурсов для достижения требуемого уровня качества.
- Улучшение качества. Данная составляющая характеризуется как реализация действий по повышению качества или обеспечение возможностей организации выполнить установленные требования.
Субъект и объект менеджмента качества
Объектом менеджмента качества выступает процесс создания продукции и вся деятельность организации в области качества.
Субъектами управления качеством является руководители всех уровней управления, каждый из которых может оказывать воздействие на создание продукции через имеющиеся у него функции управления.
Вместе они образуют систему управления качеством.
Процесс управления качеством рассматривают как состав и последовательность процедур по выполнению управленческих функций по качеству на всех уровнях управления и этапах создания продукции.
Системы менеджмента качества
Наиболее популярными и востребованными на сегодняшний момент являются следующие системы управления качеством:
- ISO 9000. Данная система построена на основе международных стандартах ISO серии 9000. Она фокусируется на строгой регламентации деятельности, четком взаимодействии сотрудников и непрерывном улучшении как отдельных подсистем, так и организации в целом.
- TQM (Totalqualitymanagement). Главный принцип системы заключается в улучшении всего, что может быть улучшено в организации при этом строгой формализации, как в предыдущей системе не предусмотрено.
- Премии по качеству. В разных странах выделяют различные премии по качеству: Премия Деминга, Премия Балдриджа, EFQM (EuropeanFoundationforQualityManagement). Премии получают организации, соответствующие всем требованиям премии и применяющие различные методы управления качеством.
- 6 сигма (6 sigma). Это системы улучшения качества процессов организации, которая призвана выявлять и устранять различные причины несоответствия и дефектов.
- Бережливое производство. Включает в себя набор производственных практик по сокращению издержек и повышения качества выпускаемого продукта. Расходование ресурсов организации должно быть направлено на создание ценности для потребителя.
- Kaizen (кайдзен). Это система по постоянному улучшению процессов в организации. В результате постоянного повышения качества незначительных операций организация может получить крупное усовершенствование.
Менеджмент качества на предприятии предполагает наличие политики в области качества, системы контроля, системы мониторинга потребителей, системы внутренних проверок, системы управления информацией по качеству и системы непрерывных улучшений качества.
|